Блог Гродно s13

Словесные перепалки с пассажирами случаются почти каждый день: Как контролеры в Гродно борются с «зайцами»

Контролёров общественного транспорта откровенно недолюбливают, а безбилетники - боятся. А страх этот часто приводит в открытое противостояние, когда сталкиваются интересы: у пассажиров – беспрепятственно и вовремя доехать до пункта назначения, у контролёров – выявить тех, у кого права на эту поездку нет. К чему это может привести узнавал Сайт Гродно 015.BY.

«Статистику не ведём, но таких случаев много»

В Автобусном парке Сайту Гродно 015.BY рассказали: словесные перепалки с пассажирами случаются довольно часто. 

- Они почти каждый день, такие случаи (оскорблений контролёров – авт.), статистику не ведём, но очень много таких случаев, -  поясняет начальник контрольно-ревизионной службы ОАО «Автобусный парк г.Гродно» Владимир Фролов. – Мало того, что грубая речь, так ещё и нецензурная речь. Пассажир не доволен, тем, что его остановили, что ему не дали проехать бесплатно.

Был случай в этом году

В ведомстве говорят, зачастую в неприятной ситуации с контролёрами виноваты сами пассажиры. Но пассажиры, как правило, так не считают. 

Бывает и такое, когда пассажиры жалуются на контролёров, не разобравшись в ситуации. В этом году контрольно-ревизионная служба Автобусного парка рассматривала обращение пассажирки, которая жаловалась на плохое поведение контролёров, а оказалось, виноваты не они.

- Во время проверки одного автобуса, человек предъявил справку об освобождении из мест лишения свободы и нагло требовал не оплачивать свой проезд. Выражался нецензурно. А пассажирка, не разобравшись, написала, что так плохо вели себя ваши контролёры. В этом автобусе в штатской одежде находились сотрудники милиции, они предъявили свои удостоверения, вывели пассажира. И уже разбиралась с ним милиция.  

Вызываем милицию, когда случаи из ряда вон выходящие

Что тут скрывать, в общественном транспорте бывают случаи и посерьёзнее, когда безбилетник в борьбе с контролёрами применяет не только слово, но и грубую физическую силу. К счастью, в Гродно в последнее время такие случаи не фиксировались. Зато встречаются противостояния мелкие.

- Могут за палец дёрнуть, за локоть дёрнуть, толкнут – и побежали, - рассказывает Владимир Фролов. -  Вызываем милицию не каждый раз, а когда случаи из ряда вон выходящие. Произошёл случай – мы вызываем наряд милиции на линию. Наряд милиции доставляет в ближайшее отделение внутренних дел. Мы пассажира передаём, а там уже дальше с ним работают органы внутренних дел.

Что грозит пассажиру-нарушителю?

От пяти десятых до одной базовой величины. В таком случае контролёр, являясь должностным лицом, сам ведёт административный процесс.

До судов с пассажирами дело не доходило. А вот милицию вызывать в случаях сопротивления контролёрам приходилось. Тогда уже с пассажиром-нарушителем работает милиция.  

- Даётся правовая оценка конкретным действиям (пассажира). Если не будет подчиняться законным требованиям милиции, тогда это квалифицируется как неповиновение. Если начнёт бросаться, нецензурно выражаться, вести себя противоправно – может быть расценено и как насилие в отношении должностного лица, может быть и мелкое хулиганство, может быть и оскорбление, в зависимости от конкретных действий человека, - рассказали Сайту Гродно 015.BY в пресс-службе УВД Гродненского облисполкома.

На каждое противоправное действие найдётся своя статья. То есть правонарушитель (в частности, пассажир) ответит по закону за то, что сам натворил в конкретном случае.

Куда приводит «лучший способ защиты – нападение»?

В Троллейбусном управлении статистику неприятных случаев с контролёрами также не ведут. Но признают, что работа контролёров не из лёгких. На практике приходится сталкиваться с разными людьми. В том числе и с теми, кто считает, что лучшая защита в борьбе с контролёром – это нападение. А между тем, плохо для такого борца может закончится даже словесная перепалка, о применении физической силы и говорить не стоит.

- Оскорбляют, обижают – да. Всякое бывает во время работы на линии у контролёров. Это нелёгкая работа, - рассказывает заместитель директора УГП «Гродненское троллейбусное управление» Андрей Эйсмонт. – И нам бы хотелось, чтобы пассажиры входили в положение контролёров. Это их функция, без этого никак нельзя. Ведь все действия человека являются подконтрольными. К сожалению, когда контролёр заходит в общественный транспорт, у многих пассажиров вызывает это нетерпение, отрицательные эмоции. А они делают свою работу. И в своей работе им приходится сталкиваться с разными людьми: бывают люди в нетрезвом виде, бывают по натуре своей люди такие, а бывают, которые не платят, и лучший способ защиты – это нападение.

В УГП «Гродненское троллейбусное управление» подчеркнули, что их контролёры являются ещё и дружинниками общественного порядка. Такие контролёры имеют право человека задержать.

- Применение каких-либо противоправных действий в отношении наших контролёров приравнивается к применению действий против сотрудников милиции, - отметил Андрей Эйсмонт.

Что касается оскорблений 

Контролер - должностное лицо, которое ведёт административный процесс. А оскорбление должностного лица при исполнении в нашей стране наказывается административно.

Ответственность за оскорбления вынесена в Особенную часть КоАП РБ статьи 10.2, часть 1 «Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме». Нарушителю данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 30 базовых величин.

Напомним, с 1 января 2022 года – базовая величина равняется 32 рублям. 

Категории: автобус, троллейбус, закон, социальное, Гродно