• Греховный «ковид», новые «диванные верующие» и большая мечта. Как живет на пенсии архиепископ Кондрусевич

    Греховный «ковид», новые «диванные верующие» и большая мечта. Как живет на пенсии архиепископ Кондрусевич
    Фото: TUT.BY

    Если бы кто-нибудь вдруг решил составить топ самых известных современных священнослужителей Беларуси, 75-летний архиепископ Тадеуш Кондрусевич точно был бы на первых местах. Сами посудите: ушел на пенсию, перестал быть главой католической церкви страны, приехал в Могилев просто провести пасхальную службу — а Кондрусевича и тут узнают прохожие разных конфессий и подходят, просят просто поговорить. Такая популярность неудивительна — особенно после истории, когда его, главу белорусских католиков и гражданина Беларуси, не пустили в страну, пишет TUT.BY.

    Вот уже четвертый месяц архиепископ Тадеуш Кондрусевич на пенсии, но продолжает пастырскую деятельность. В интервью TUT.BY он рассказал, как 2020 год отразился на людях, что это за новый тип пасторства — коронавирусный, и как появились диванные верующие. А еще — какую большую мечту лелеет в душе отец Тадеуш. Только сразу попросил: давайте не будем о политике, все, мол, и так знают, что сегодня происходит в стране и обществе.

    «Я католический священник, и для меня нет ни грека, ни еврея — то есть никаких различий между людьми»

    Тадеуш Кондрусевич был главой Католической церкви Беларуси последние 14 лет — с сентября 2007 года.

    31 августа 2020 года его без объяснений не пустили в Беларусь на границе, когда митрополит (гражданин Беларуси) возвращался из Польши. Позже власти заговорили о проблемах с паспортом, а юристы называли все это нонсенсом: по закону, белорусов просто нельзя не пускать в Беларусь. Многие считали сложившуюся ситуацию местью властей, ответом на высказывания Тадеуша Кондрусевича о недопустимости насилия, которого хватало в стране после президентских выборов. Кондрусевич вернулся в Беларусь в день перед Рождеством, 24 декабря — и вскоре подал прошение об отставке.

    Папа римский принял отставку Кондрусевича, и тот вышел на пенсию в день своего 75-летия — 3 января 2021 года.

    После выхода на пенсию Тадеуш Кондрусевич продолжает быть епископом. Он также почетный митрополит Минско-Могилевской архидиоцезии. Отец Тадеуш занимается пастырской деятельностью, проповедует, проводит службы.

    — Я живу там же, где и жил — в Минске. Только теперь я более свободен в передвижении — не привязан к кафедральному собору. Меня приглашают посетить храм, провести там службу — я могу спокойно поехать в Могилев, в Гродно на несколько дней. А когда был правящим епископом, такое было невозможно: я должен был, как говорится, свою хату сторожить, — смеется отец Тадеуш.

    В разных католических храмах по организационным вопросам Кондрусевич как глава церкви, говорит, бывал регулярно. А вот службы в них проводить удавалось нечасто — разве что по большим праздникам. В Могилеве, например, несколько лет назад проводил Рождественскую мессу. Поэтому когда его на пасхальную службу в нынешнем году сюда пригласил местный епископ Александр, тут же согласился и приехал на 3 дня.

    — Все мое епископское служение было на территории бывшей самой большой в мире Могилевской митрополии, установленной давным-давно. Но за все это время я ни разу не был на Пасху в Могилеве, потому что проводил службы в кафедральном соборе в Минске. И тут я подумал, что у меня остался какой-то долг перед Могилевом. Вот и приехал. И очень этим доволен, — сказал архиепископ.

    «Складаны грамадска-палітычны крызыс — гэта той крыж, які мы нясём, які нясе наша Бацькаўшчына. Я жыву з інтэнцыяй [ожиданием, устремлением], каб мы ўмелі прабачыць адзін аднаму, як Езус прабачыў з дрэва крыжа тым, хто яго катаваў, тым, хто яго прыбіў да крыжа. Каб мы гэтым прабачэннем, любоўю да іншага чалавека — нават да таго, хто чыніць нам зло, — будавалі цывілізацыю жыцця, цывілізацыю любові і цывілізацыю міру», — сказал Кондрусевич 2 апреля в Могилеве.

    Он все три дня проводил службы, был рад увидеть, что в предпасхальные дни костел полон католиками разных возрастов, которые приходили на исповедь, приносили освятить еду в красивых корзинках — готовились к Пасхе.

    Архиепископ Кондрусевич говорит, что время от времени выходил во двор костела, с удовольствием разговаривал с людьми — прихожанами и просто прохожими, кто останавливался поговорить. И был удивлен, что его узнают и просят о беседе.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    — Знаете, когда-то, в самом начале, мне очень тяжело давались беседы с людьми. Но я начинал свое священническое служение в Вильнюсе в Острой Браме — это главное святилище Советского Союза. И там я научился отношению к людям разных национальностей, разных языков и культур. Я католический священник и, повторяя слова святого апостола Павла, для меня нет ни грека, ни еврея — то есть нет никаких различий между людьми, все мы во Христе. И если я знаю язык, на котором ко мне обращается человек, я отвечу на нем. И поговорю с удовольствием

    А языки архиепископ Кондрусевич знает: одинаково хорошо разговаривает на русском, белорусском, польском, литовском. Еще знает английский и итальянский. На этих же языках пишет проповеди. Не разговаривает, но хорошо понимает языки из славянской группы (например, чешский, словацкий, болгарский и др.), а также испанский.

    К слову о разговорах с людьми, отец Тадеуш вспоминает забавный случай в Могилеве, когда в январе 1990 года он приезжал освятить часовню на Польском кладбище.

    — Помню, мороз был на улице градусов семнадцать. Нас было трое в машине и приехали мы в Могилев поздно. Точного адреса этой часовни не знаем: священник забыл блокнот с записью на столе в Гродно. А телефонов-то не было! Ну, думаю, ничего: накануне освящения там в часовне точно кто-то будет — всегда же что-то доделывают в последний момент. Приехали в Могилев, на улице — мороз и темень. Смотрю — две женщины идут по тротуару. И представьте: выходит ночью мужик из машины и спрашивает, где тут кладбище, — смеется отец Тадеуш.

    Оказалось, до кладбища оставалось всего метров двести. Женщины еще и поделились с Кондрусевичем, что завтра сюда, на это самое кладбище, приедет епископ — «так по радио сказали». А отец Тадеуш так и не сказал, что это он — тот самый епископ.

    В «ссылке» ходил в закрытый бассейн, руководил по «Зуму»

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    Архиепископа Кондрусевича уже приглашали в гости в храмы Шклова, Бобруйска — и он туда обязательно поедет, но чуть позже. Все же, говорит, для таких визитов лучше выбирать какой-нибудь праздник.

    С января Кондрусевич уже раза три съездил на родину — проводил там службы, ездил в родную деревню, был на кладбище у могил родителей и сестры. В Гродно в семинарии вел три дня духовные упражнения. «Дома не скучаю», — смеется отец Тадеуш.

    С другими священнослужителями он теперь общается уже не как босс, а просто как опытный коллега.

    — Если мое мнение спрашивают, я им делюсь. Если нет, я молчу. Я теперь принимаю не решения, а участие в дискуссиях. А еще мне больше не нужно каждое утро вставать и отвечать на емейлы со всего мира — слава Богу! — смеется архиепископ Кондрусевич.

    «Каждый должен дать себе ответ, кто я есть перед Богом, перед Иисусом Христом и какое я хочу строить будущее свое, своей семьи, города, своей страны и земли, где я живу, — говорил 7 января митрополит на службе в Фарном костеле Гродно. —  Сегодня наше общество поделено, но когда-нибудь это все закончится и раны ненависти затянутся. Эти раны требуют эликсира любви и прощения. Все зависит от нас, и наши судьбы тоже зависят от нас».

    Он участвует в конференциях — религиозных и светских, много читает, пишет. Да и в целом, говорит, его ежедневное расписание особо не изменилось. Все так же встает в 06.30 или чуть позже, встречается с людьми, проводит службы, занимается пастырской деятельностью. И выходных как не было, так и нет.

    — У священника никогда нет 24 свободных часа. Только ежедневная молитва занимает около 2 часов, каждый день — литургии. Если хорошая погода, я хожу по набережной Свислочи, около курии, говорю с людьми. Сейчас, к сожалению, не могу заниматься спортом, как раньше — 2 года назад перенес тяжелую операцию на позвоночнике. А так я играл в хоккей, футбол. Лет 7−8 назад мы в Лиде проводили чемпионат Европы по футболу среди священников — я тоже на поле вышел, пару раз по мячу ударил.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    Теперь отцу Тадеушу даже на велосипеде запрещено ездить. Остаются прогулки и мог бы быть бассейн, если бы не коронавирус. Но пару раз поплавать все же удалось — как раз в те месяцы, когда Кондрусевича не пускали в Беларусь из Польши. То время он провел в приходе, проводил мессы, исповедовал, принимал участие в пастырских конференциях.

    — Из хорошего было и то, что в 200 метрах от костела находился бассейн. И там была интересная система. Большими буквами было написано: «Бассейн закрыт в связи с пандемией». Рядом — тоже большими буквами: «Бассейн открыт для специализированных групп». Групп было две: для обучающихся плаванию и, кажется, для сеньоров. Я по разу записался и туда, и туда, мне без разницы: я-то плаваю хорошо, а там было свободно, — смеется отец Тадеуш.

    И все эти 4 месяца он удаленно работал архиепископом Беларуси: отвечал на письма, писал пастырские послания, проводил дистанционно духовные упражнения — записывал видео.

    Коронавирусное пастырство и дистанционное проповедование

    Отец Тадеуш вспоминает то ли притчу, то ли реальную историю о том, как на вопрос студента, зачем старый профессор, автор множества научных трудов, ночами не спит, а читает книги, тот ответил: «Не хочу кормить своих студентов вчерашним обедом, это вредно».

    — Мир меняется, наука развивается, развиваются и богословие, и каноническое право. И коронавирус, конечно, внес много изменений в нашу работу. Я вот три дня сидел в «Зуме» — у нас онлайн было пленарное заседание совета епископов Европы. Так что пандемия коронавируса открыла эру «Зума» в церкви.

    Только вот исповедоваться нельзя ни онлайн, ни по телефону — и для паствы в 2020 году это была трагедия, говорит отец Тадеуш. Например, священнослужителей не пускали в палаты к больным исповедоваться — приходилось консультировать родственников, как это можно сделать так, чтобы соблюсти церемонию.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    По наблюдению отца Тадеуша, события 2020 года вообще внесли смятение в души людей, заставили задуматься о добре и зле, о том, что вечное, а что преходящее. И тем более остро это ощутили верующие, лишенные возможности общения с духовными отцами — священнослужителями. Некоторые же, наоборот, оценили онлайн-трансляции мессы — их теперь ведут костелы, у которых есть нужное оборудование.

    — Говорят, мол, как хорошо: можно лежать на диване, пить кофе и молиться. Появились такие «диванные верующие». Но это так не работает. Конечно, лучше хоть что-то, чем вообще ничего, но наблюдать за процессом не значит быть вовлеченным в него. И это тоже нужно объяснять верующим.

    Санитарная дисциплина коснулась и религиозных обрядов: например, во время поклонения кресту в Могилеве в канун предпасхальной субботы специально поставили крест так, чтобы прихожане его по обряду не целовали, а могли только преклонить колени. Или, например, во время пасхальной службы вместо традиционных объятий примирения прихожане кланялись друг другу. Да и на входе в костелы теперь вместо святой воды — антисептик. Разве что не ввели ограничения, как в Европе, чтобы на каждые 20 м2 костела был только один прихожанин — для соблюдения социальной дистанции.

    «Греховный ковид — это когда человек живет так, будто Бога не существует»

    — У нас теперь новый тип пасторства — коронавирусный. Но мы приняли этот вызов и приспосабливаемся к нему. Так, решили дистанционно проводить катехизацию детей — записали видеоуроки, чтобы родители смогли заниматься с ребенком дома тогда, когда им удобно, и не приводили детей в костел, — объясняет отец Тадеуш. — Я вижу голод евхаристии. Человек понял, что он бессилен перед какими-то обстоятельствами, перед болезнями. И в такие моменты человек идет к Богу, он нуждается в нем особенно сильно.

    Большая мечта — о свободе

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    — Напоследок — очень банальный, но при этом важный вопрос: есть ли у вас какая-то большая мечта?

    — Видеть храмы заполненными людьми, которые свободны и от этого физического ковида, и от греховного ковида. Греховный ковид — это когда человек живет так, будто Бога не существует. Помните, когда в Европе началась сексуальная революция в 1968 году, кто-то на стене Нотр-Дама в Париже написал «Бог умер» — и подпись: «Ницше». Но нашелся другой, кто это зачеркнул и написал рядом: «Ницше умер» — и подпись: «Бог». Так что всегда есть люди, которые против идей нравственного релятивизма. И хочется, чтобы люди все-таки вернулись к абсолютной правде, которая есть Бог.

    // TUT.BY

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 5

  • В Гродненском областном суде повторно рассмотрели дело пенсионера из Гродно Юзефа Немеро. Коллегия судей в составе Рачинского, Кулеш и Бубенчика ужесточили наказание.

    Губернатор решил сделать небольшой экскурс в историю госсимволов. Но читатели его почему-то не оценили и даже провели краткий исторический ликбез, до сих пор комментируя его поздравление.

    Деревня Новоселки, которая находится под Красносельском, условно разделена на две части дорогой. Именно по ней половину деревни признали «грязной» зоной и ее жильцов отселили.

    Как удалось выяснить «Еврорадио», выплаты действительно получили работники стройтреста № 19, но это были не выплаты за участие в мероприятии, а премия к празднику.

    Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич в интервью sb.by рассказал о том, можно ли будет в Беларуси привиться вакцинами от коронавируса Moderna и Pfizer.

    Мужчина ранее неоднократно приобретал у потерпевшего секонд-хенд для дальнейшей реализации. В этот раз стороны не сошлись в цене.

    Когда спасатели прибыли на место пожара, они увидели, что в комнате горят постельные принадлежности и диван. Огонь потушили подручными средствами.

    Все новости