• «Подорожало всё, а эконом приблизился к премиуму». «Белшина», крупный импортёр и онлайн-магазин о зимних покрышках

    «Подорожало всё, а эконом приблизился к премиуму». «Белшина», крупный импортёр и онлайн-магазин о зимних покрышках

    В период ажиотажного спроса цены на покрышки прыгали вслед за курсом валют то вверх, то вниз, а новые поставки оказывались под вопросом из-за сбоев в логистике и ухода именитых брендов с российского и белорусского рынков. Пришло время подвести промежуточные итоги и понять, что будет дальше и как изменился сегмент за последние восемь месяцев, рассказывает av.by.

    Ответить на вопросы согласились несколько респондентов: ведущий поставщик шин «Колесоплюс», представители завода «Белшина», а также профильный онлайн-магазин ProShina.by.

    «Колесоплюс»: «Подорожало всё, а эконом приблизился к премиуму»

    Первым делом мы связались с коммерческим директором компании «Колесоплюс».

    — Турбулентность никуда не ушла. Соответственно, на рынке по-прежнему напряжённость. Понятно, что через серый импорт в Беларусь что-то попадает, но это, естественно, сказывается на стоимости доставки. Ни для кого не секрет, что шину можно купить на европейском или турецком рынке, но не у производителя, а в оптовом канале, то есть на ней уже априори кто-то нажился. Второй вариант, который мало у кого сработал, — такой, где поставки перенеслись из штаб-квартир в СНГ на территорию ЕС, в ОАЭ и любую другую страну. В 90% подобных случаев сильно вырастают затраты на доставку. Плюс ко всему фрахты сейчас не самые приятные, что тоже существенно влияет на стоимость.

    — Какие позиции и размеры наиболее дефицитны?

    — Можно пожалеть владельцев последних моделей кроссоверов с колёсами диаметром более 21 дюйма. Они сейчас практически хозяева летних авто, — иронизирует Дмитрий. — Даже в лучшие времена для таких машин покрышки R22 и R23 находились с большим трудом, а сейчас — ещё сложнее. Так как мы много работали с Европой, шины всё равно заходили с новой техникой или благополучно доезжали, но сейчас найти эксклюзивные либо низкопрофильные размеры практически невозможно. Если до этого реально было заказывать напрямую у производителя, то теперь — только перекупать в ЕС, когда самого размера в принципе не хватает. Оттого выходит безумно дорого либо вообще никак.

    — Какой из ценовых сегментов легковых шин пострадал сильнее всего?

    — Наверное, эконом. По той простой причине, что логистика сделала его дороже, стоимость приближается к премиуму. В частности, речь о корейских шинах и «вторых» линейках дорогих брендов: Sava и Fulda (Goodyear), BFGoodrich (Michelin), Firestone (Bridgestone). Когда разница между вчерашним экономом и премиумом составляет порядка 5%, покупатель, конечно, выберет более престижный вариант. В бюджетном сегменте остались китайские производители, «Белшина» и «Кама», а разрыв в цене между ними и нынешним премиумом существенный. На второй план вышли некоторые турецкие изготовители, ранее слабо представленные. Имеются в виду Lassa и Petlas — они достаточно адекватны по качеству и цене.

    Проще говоря, из-за удорожания сырья и логистики компаниям легче продать премиум, чем вкладываться в сегмент эконом.

    — А что стало с премиумом? Получается, на него цена вообще стремится в космос…

    — По сравнению с прошлым годом подорожало всё. Если подсчитывать пропорционально, то этот класс не настолько вырос относительно прочих брендов. Всё равно осталось определённое количество людей, готовых заплатить больше и ездить на знакомых шинах. Те, кто в прошлом году находился в серединке, уходят в сегмент повыше или, наоборот, в бюджетный.

    — Китайские производители оказались неспособны заместить выпавшие бренды?

    — Есть более чем качественные шины (тот же Michelin выпускают в Китае), но сегодня в сегменте оптимум слабый выбор, из-за чего премиальные покрышки из КНР, благодаря своей цене, попадают в эконом.

    — Какие бренды и типоразмеры популярны у белорусских автовладельцев?

    — В премиальном сегменте остались Bridgestone и немного Continental. Michelin и Goodyear практически отсутствуют на рынке. В эконом вернулся Matador, а также в небольших объёмах Sava и Dunlop. Костяк «бюджетников» составляют «Белшина» (пускай со слабым разнообразием типоразмеров), «Кама», китайские производители. Спрос на типоразмеры не изменился — он ровный относительно прочих лет.

    — С конца февраля упали объёмы продаж?

    — Да, определённо. Многие покупатели убежали в «бюджет», а кто-то даже пересел в диаметры пониже. В период экономических пертурбаций потребитель экономит на всём, откладывая покупку шин на самый последний момент. Бывает, что белорусы приезжают на совсем заезженных «сликах» — изнашивают резину по максимуму.  

    — Шинный рынок ждёт непростое будущее. Лучше подумать о приобретении заранее, пока есть предложение и выбор. Всё-таки очереди после первого гололёда никто не отменял. Учитывая достаточно скудное пополнение запасов и неопределённость с пересечением границ в дальнейшем, лучше взять сейчас — только белорусскими и российскими производителями потребности рынка не закроешь. Легче озаботиться покупкой уже сегодня, а потом спокойно ждать первых снежинок, — подытоживает Дмитрий Циуля.

    «Белшина»: «Доля на внутреннем рынке сейчас составляет 32%»

    С охапкой вопросов мы обратились в ОАО «Белшина». Ощутили ли на заводе волну повышенного спроса и ждать ли автовладельцам новинок? Обо всём по порядку рассказал начальник управления маркетинга Андрей Каноник.

    — В мартовском разговоре я обещал, что мы не будем корректировать ценовую политику. Так и произошло: «Белшина» её практически не меняла, — бодро начинает наш собеседник. — С марта за весь период мы один раз подняли цены на 5%, после чего всё лето и осень прошли стабильно — без повышений. Более того, на отдельные позиции проводились акции. Соответственно, стоимость даже снижалась (в июле и сентябре).

    — Логистические цепочки по поставкам сырья за это время не пострадали. Да, весной были точечные проблемы с европейскими компонентами, но сейчас всё выровнялось. Мы отладили новые каналы, так что производство ни разу не остановилось за весь период.

    По словам Андрея Каноника, неопределённость с поставками иностранного сырья была связана с подорожавшей и усложнившейся логистикой.

    — Доставка из Китая стала дольше на 20—30 дней, а это существенный срок. Тем не менее оттуда к нам поступает небольшая доля компонентов — только химия. Мы предполагали, что перебои могут случиться, поэтому запаслись заранее. Логистическое плечо то уменьшается, то увеличивается с начала пандемии: в прошлом году стало чуть лучше, а в начале этого снова возникли сложности.

    — Стоит ждать от «Белшины» новых позиций и больших типоразмеров?

    — Мы сейчас на заводе освоили покрышки радиуса R19 — в данный момент они проходят тестовые испытания. Наше оборудование позволяет производить шины вплоть до 20-дюймового размера. Посмотрим на рынок: если действительно будет такой запрос, то почему бы не выпускать их? Сами понимаете, теперь этот параметр — лишь 5% от всего сегмента.

    Исходя из запросов поставщиков последних лет, могу сказать, что белорусский рынок весьма консервативный — как по типоразмерам, так и по модельному ряду. 2022 год нисколько не выбивается из череды предыдущих. Наша доля по всем шинам (не только легковым) в Беларуси сейчас составляет 32%.

    — За январь — август мы увеличили поставки на внутренний рынок более чем на 15% по сравнению с прошлым годом. Здесь стоит учитывать как комплектующие предприятия, так и сферу замены автошин. На российском рынке тоже наблюдается рост. Традиционно доля «Белшины» там составляла 3,5—4%, а согласно последним данным мы приближаемся к 5%. Один процент — серьёзный рост для масштабов российского рынка, в то время как общая его ёмкость — порядка 50 миллионов шин.

    — Какие позиции и типоразмеры пользуются наибольшим спросом в Беларуси?

    — На вершине списка, конечно же, шины 195/65 R15, а также R16. Они составляют 50% спроса относительно общей массы. Следом по порядку идут R14, R17 и R18.

    — По традиции последний вопрос — о будущем нашего шинного рынка. Какой прогноз можете сделать?

    — Конечно, мы планируем и дальше расти, — улыбаясь, говорит Андрей. — Как минимум рассчитываем в данной ситуации сохранить реализацию, а за 2023 год увеличить, в том числе ещё на 3—4% на внутреннем рынке. Всё-таки мы не зря сейчас активно развиваем новые каналы движения товара — к примеру, сотрудничая с АЗС сети «Белоруснефть». В прошлый раз я обещал, что цены на шины для внутреннего рынка меняться не будут. И сейчас повторю то же самое. Никакие прайсовые шоки потребителя не ждут. Если полгода назад их не случилось, то сегодня точно нет к этому предпосылок.

    ProShina.by: «Покрышки для люксовых SUV уехали в Россию»

    В рамках подготовки материала также пообщались с представителями шинного онлайн-магазина ProShina.by.

    — На самом деле влияние санкций в текущей ситуации ощутимо. Сформировался дефицит премиальных брендов вроде Michelin, Continental, Pirelli, Goodyear. Их частично заменили китайские и турецкие производители, продукцию которых возможно купить практически в каждом размере, пускай они и относятся скорее к крепким «середнячкам». Речь идёт про Petlas и Starmaxx — турецкий оптимум, а также Ling Long, Grenlander, Torque, Triangle, Sailun, Westlake, Goodride — китайский эконом. Они представлены в достаточном количестве.

    С премиальными брендами есть проблемы, так как интерес российских соседей был направлен прежде всего на именитых европейских производителей. Думаю, немало из них уехало в РФ.

    — Логистика дорожает не первый год. Сначала этому способствовала пандемия, а теперь — невозможность наших перевозчиков работать в ЕС. Думаю, стоимость доставки выросла вдвое. Как это отразилось на шинах? Пожалуй, цена тоже увеличилась на 25—30%. Больший рост отдельных позиций — скорее исключение, чем правило. Если суммы европейских наименований менялись скачкообразно, то китайских и турецких брендов — постепенно.

    — В самом сильном дефиците шины большой размерности на внедорожники BMW X5, X6, X7, модельный ряд Porsche и Mercedes-Benz. На люксовые SUV покрышки уехали в Россию. До R20 ассортимент богатый, после него выбор невелик. Заменить продукцию китайскими и турецкими изготовителями проблематично: дело в том, что они начинают производить резину для пяти- и десятилетних авто. Для новых — реже.

    — А что с сербскими Tigar и Taurus? Ещё год назад они были компромиссным вариантом, причём весьма популярным.

    — Сербские шины сейчас есть на рынке — и в достаточно неплохом количестве. Страна не исключила торговлю с Беларусью и Россией, поэтому их покрышки имеются и покупаются очень активно, — отмечает собеседник. — Есть в наличии и покупают Tigar, Taurus и Kormoran. 

    — Как за последний год изменился ассортимент?

    — Выбор шин стандартных размеров есть, пускай общее количество предложений и уменьшилось. Тем не менее назову пару цифр для понимания. Если раньше у себя в каталоге мы имели 13—14 тысяч моделей, то сейчас их количество сократилось до 8—9 тысяч. Да, альтернатив стало значительно меньше, но пока что они существуют.

    — Думаю, в ближайшие полгода корзина брендов сохранится, а к началу зимнего сезона у поставщиков не останется излишков, как это бывало раньше. Когда вернутся премиальные производители, никто ответить не сможет, — заканчивает беседу представитель компании. — «Белшину», Cordiant, «Каму» разбирают активно. Наверное, их склады будут и стремительно опустошать.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Ежемесячно Яндекс Плюс анализирует предпочтения жителей Беларуси. Рассказываем, какой контент оказался в топе.

    Яркая фотозона с шарами для жителей Гродно останется в TRINITI по 28 апреля.

    Изначально обвиняемый пояснил, что мужчины шумели и мешали ему отдыхать, поэтому он совершил по ним несколько выстрелов из пневматического пистолета.

    Строящийся на бывшей территории воинской части гродненского микрорайона Фолюш будет самым зеленым среди всех новостроек Гродно.

    Из четырёх квартир на лестничной площадке только одна благополучная. Ее хозяйка так запугана, что боится открывать дверь.

    На одежде представлены рисунки в стиле Бакста – восточный орнамент на ультрамариновом фоне, необычные ромбики-символы и огромные розовые цветы.

    Стоит сразу отметить, что практически всегда в объявлениях указаны минимальные цены, которые соответствуют будним дням, либо цена для одного человека.

    Все новости