В период ажиотажного спроса цены на покрышки прыгали вслед за курсом валют то вверх, то вниз, а новые поставки оказывались под вопросом из-за сбоев в логистике и ухода именитых брендов с российского и белорусского рынков. Пришло время подвести промежуточные итоги и понять, что будет дальше и как изменился сегмент за последние восемь месяцев, рассказывает av.by.
Ответить на вопросы согласились несколько респондентов: ведущий поставщик шин «Колесоплюс», представители завода «Белшина», а также профильный онлайн-магазин ProShina.by.
«Колесоплюс»: «Подорожало всё, а эконом приблизился к премиуму»
Первым делом мы связались с коммерческим директором компании «Колесоплюс».
— Турбулентность никуда не ушла. Соответственно, на рынке по-прежнему напряжённость. Понятно, что через серый импорт в Беларусь что-то попадает, но это, естественно, сказывается на стоимости доставки. Ни для кого не секрет, что шину можно купить на европейском или турецком рынке, но не у производителя, а в оптовом канале, то есть на ней уже априори кто-то нажился. Второй вариант, который мало у кого сработал, — такой, где поставки перенеслись из штаб-квартир в СНГ на территорию ЕС, в ОАЭ и любую другую страну. В 90% подобных случаев сильно вырастают затраты на доставку. Плюс ко всему фрахты сейчас не самые приятные, что тоже существенно влияет на стоимость.
— Какие позиции и размеры наиболее дефицитны?
— Можно пожалеть владельцев последних моделей кроссоверов с колёсами диаметром более 21 дюйма. Они сейчас практически хозяева летних авто, — иронизирует Дмитрий. — Даже в лучшие времена для таких машин покрышки R22 и R23 находились с большим трудом, а сейчас — ещё сложнее. Так как мы много работали с Европой, шины всё равно заходили с новой техникой или благополучно доезжали, но сейчас найти эксклюзивные либо низкопрофильные размеры практически невозможно. Если до этого реально было заказывать напрямую у производителя, то теперь — только перекупать в ЕС, когда самого размера в принципе не хватает. Оттого выходит безумно дорого либо вообще никак.
— Какой из ценовых сегментов легковых шин пострадал сильнее всего?
— Наверное, эконом. По той простой причине, что логистика сделала его дороже, стоимость приближается к премиуму. В частности, речь о корейских шинах и «вторых» линейках дорогих брендов: Sava и Fulda (Goodyear), BFGoodrich (Michelin), Firestone (Bridgestone). Когда разница между вчерашним экономом и премиумом составляет порядка 5%, покупатель, конечно, выберет более престижный вариант. В бюджетном сегменте остались китайские производители, «Белшина» и «Кама», а разрыв в цене между ними и нынешним премиумом существенный. На второй план вышли некоторые турецкие изготовители, ранее слабо представленные. Имеются в виду Lassa и Petlas — они достаточно адекватны по качеству и цене.
Проще говоря, из-за удорожания сырья и логистики компаниям легче продать премиум, чем вкладываться в сегмент эконом.
— А что стало с премиумом? Получается, на него цена вообще стремится в космос…
— По сравнению с прошлым годом подорожало всё. Если подсчитывать пропорционально, то этот класс не настолько вырос относительно прочих брендов. Всё равно осталось определённое количество людей, готовых заплатить больше и ездить на знакомых шинах. Те, кто в прошлом году находился в серединке, уходят в сегмент повыше или, наоборот, в бюджетный.
— Китайские производители оказались неспособны заместить выпавшие бренды?
— Есть более чем качественные шины (тот же Michelin выпускают в Китае), но сегодня в сегменте оптимум слабый выбор, из-за чего премиальные покрышки из КНР, благодаря своей цене, попадают в эконом.
— Какие бренды и типоразмеры популярны у белорусских автовладельцев?
— В премиальном сегменте остались Bridgestone и немного Continental. Michelin и Goodyear практически отсутствуют на рынке. В эконом вернулся Matador, а также в небольших объёмах Sava и Dunlop. Костяк «бюджетников» составляют «Белшина» (пускай со слабым разнообразием типоразмеров), «Кама», китайские производители. Спрос на типоразмеры не изменился — он ровный относительно прочих лет.
— С конца февраля упали объёмы продаж?
— Да, определённо. Многие покупатели убежали в «бюджет», а кто-то даже пересел в диаметры пониже. В период экономических пертурбаций потребитель экономит на всём, откладывая покупку шин на самый последний момент. Бывает, что белорусы приезжают на совсем заезженных «сликах» — изнашивают резину по максимуму.
— Шинный рынок ждёт непростое будущее. Лучше подумать о приобретении заранее, пока есть предложение и выбор. Всё-таки очереди после первого гололёда никто не отменял. Учитывая достаточно скудное пополнение запасов и неопределённость с пересечением границ в дальнейшем, лучше взять сейчас — только белорусскими и российскими производителями потребности рынка не закроешь. Легче озаботиться покупкой уже сегодня, а потом спокойно ждать первых снежинок, — подытоживает Дмитрий Циуля.
«Белшина»: «Доля на внутреннем рынке сейчас составляет 32%»
С охапкой вопросов мы обратились в ОАО «Белшина». Ощутили ли на заводе волну повышенного спроса и ждать ли автовладельцам новинок? Обо всём по порядку рассказал начальник управления маркетинга Андрей Каноник.
— В мартовском разговоре я обещал, что мы не будем корректировать ценовую политику. Так и произошло: «Белшина» её практически не меняла, — бодро начинает наш собеседник. — С марта за весь период мы один раз подняли цены на 5%, после чего всё лето и осень прошли стабильно — без повышений. Более того, на отдельные позиции проводились акции. Соответственно, стоимость даже снижалась (в июле и сентябре).
— Логистические цепочки по поставкам сырья за это время не пострадали. Да, весной были точечные проблемы с европейскими компонентами, но сейчас всё выровнялось. Мы отладили новые каналы, так что производство ни разу не остановилось за весь период.
По словам Андрея Каноника, неопределённость с поставками иностранного сырья была связана с подорожавшей и усложнившейся логистикой.
— Доставка из Китая стала дольше на 20—30 дней, а это существенный срок. Тем не менее оттуда к нам поступает небольшая доля компонентов — только химия. Мы предполагали, что перебои могут случиться, поэтому запаслись заранее. Логистическое плечо то уменьшается, то увеличивается с начала пандемии: в прошлом году стало чуть лучше, а в начале этого снова возникли сложности.
— Стоит ждать от «Белшины» новых позиций и больших типоразмеров?
— Мы сейчас на заводе освоили покрышки радиуса R19 — в данный момент они проходят тестовые испытания. Наше оборудование позволяет производить шины вплоть до 20-дюймового размера. Посмотрим на рынок: если действительно будет такой запрос, то почему бы не выпускать их? Сами понимаете, теперь этот параметр — лишь 5% от всего сегмента.
Исходя из запросов поставщиков последних лет, могу сказать, что белорусский рынок весьма консервативный — как по типоразмерам, так и по модельному ряду. 2022 год нисколько не выбивается из череды предыдущих. Наша доля по всем шинам (не только легковым) в Беларуси сейчас составляет 32%.
— За январь — август мы увеличили поставки на внутренний рынок более чем на 15% по сравнению с прошлым годом. Здесь стоит учитывать как комплектующие предприятия, так и сферу замены автошин. На российском рынке тоже наблюдается рост. Традиционно доля «Белшины» там составляла 3,5—4%, а согласно последним данным мы приближаемся к 5%. Один процент — серьёзный рост для масштабов российского рынка, в то время как общая его ёмкость — порядка 50 миллионов шин.
— Какие позиции и типоразмеры пользуются наибольшим спросом в Беларуси?
— На вершине списка, конечно же, шины 195/65 R15, а также R16. Они составляют 50% спроса относительно общей массы. Следом по порядку идут R14, R17 и R18.
— По традиции последний вопрос — о будущем нашего шинного рынка. Какой прогноз можете сделать?
— Конечно, мы планируем и дальше расти, — улыбаясь, говорит Андрей. — Как минимум рассчитываем в данной ситуации сохранить реализацию, а за 2023 год увеличить, в том числе ещё на 3—4% на внутреннем рынке. Всё-таки мы не зря сейчас активно развиваем новые каналы движения товара — к примеру, сотрудничая с АЗС сети «Белоруснефть». В прошлый раз я обещал, что цены на шины для внутреннего рынка меняться не будут. И сейчас повторю то же самое. Никакие прайсовые шоки потребителя не ждут. Если полгода назад их не случилось, то сегодня точно нет к этому предпосылок.
ProShina.by: «Покрышки для люксовых SUV уехали в Россию»
В рамках подготовки материала также пообщались с представителями шинного онлайн-магазина ProShina.by.
— На самом деле влияние санкций в текущей ситуации ощутимо. Сформировался дефицит премиальных брендов вроде Michelin, Continental, Pirelli, Goodyear. Их частично заменили китайские и турецкие производители, продукцию которых возможно купить практически в каждом размере, пускай они и относятся скорее к крепким «середнячкам». Речь идёт про Petlas и Starmaxx — турецкий оптимум, а также Ling Long, Grenlander, Torque, Triangle, Sailun, Westlake, Goodride — китайский эконом. Они представлены в достаточном количестве.
С премиальными брендами есть проблемы, так как интерес российских соседей был направлен прежде всего на именитых европейских производителей. Думаю, немало из них уехало в РФ.
— Логистика дорожает не первый год. Сначала этому способствовала пандемия, а теперь — невозможность наших перевозчиков работать в ЕС. Думаю, стоимость доставки выросла вдвое. Как это отразилось на шинах? Пожалуй, цена тоже увеличилась на 25—30%. Больший рост отдельных позиций — скорее исключение, чем правило. Если суммы европейских наименований менялись скачкообразно, то китайских и турецких брендов — постепенно.
— В самом сильном дефиците шины большой размерности на внедорожники BMW X5, X6, X7, модельный ряд Porsche и Mercedes-Benz. На люксовые SUV покрышки уехали в Россию. До R20 ассортимент богатый, после него выбор невелик. Заменить продукцию китайскими и турецкими изготовителями проблематично: дело в том, что они начинают производить резину для пяти- и десятилетних авто. Для новых — реже.
— А что с сербскими Tigar и Taurus? Ещё год назад они были компромиссным вариантом, причём весьма популярным.
— Сербские шины сейчас есть на рынке — и в достаточно неплохом количестве. Страна не исключила торговлю с Беларусью и Россией, поэтому их покрышки имеются и покупаются очень активно, — отмечает собеседник. — Есть в наличии и покупают Tigar, Taurus и Kormoran.
— Как за последний год изменился ассортимент?
— Выбор шин стандартных размеров есть, пускай общее количество предложений и уменьшилось. Тем не менее назову пару цифр для понимания. Если раньше у себя в каталоге мы имели 13—14 тысяч моделей, то сейчас их количество сократилось до 8—9 тысяч. Да, альтернатив стало значительно меньше, но пока что они существуют.
— Думаю, в ближайшие полгода корзина брендов сохранится, а к началу зимнего сезона у поставщиков не останется излишков, как это бывало раньше. Когда вернутся премиальные производители, никто ответить не сможет, — заканчивает беседу представитель компании. — «Белшину», Cordiant, «Каму» разбирают активно. Наверное, их склады будут и стремительно опустошать.