Блог Гродно s13

Камень, наполненный светом: как гродненцы создают иконы из янтаря

Глядя на работы гродненцев Вероники и Сергея Бижако понимаешь, что человеческая фантазия и творчество не знают границ. За 20 лет Вероника создала больше 1000 картин и икон… из янтаря. Этот необычный материал завоевал сердце женщины и заменил ей краски. С помощью окаменевшей древесной смолы она мастерски изобразит, например, лик святого Николая Чудотворца, «прорисует» портрет известного человека, воссоздаст увиденный пейзаж.

Работы гродненской мастерицы «разъехались» по всему миру. Портреты и иконы, выполненные её руками, подарены, например, Филиппу Киркорову, Папе Римскому Иоанну Павлу II и другим мировым политическим и общественным деятелям. Но для самой мастерицы не это главное. Женщину вдохновляет и радует, что её иконы «живут» и приносят людям радость. Сегодня Центр помощи «Вера» в гостях у супругов Бижако.

Выработалось чутьё на икону

С Вероникой и Сергеем мы встречаемся у них дома – здесь и мастерская художницы, где она трудится над созданием картин. Отдельное помещение Сергей оборудовал под мастерскую по обработке янтаря. Это позволило наладить полный цикл – начиная с обработки солнечного камня и изготовлению крошки до готового изделия, его обрамления и упаковки.

В мастерской Вероники большой стол у окна, стеллажи с множеством баночек, бутылочек и ёмкостей. Всё это заполнено материалом – янтарём в многообразии форм, цветов и фракций. Сейчас Вероника трудится над созданием иконы святого великомученика Георгия Победоносца.

«Впервые с янтарём познакомилась в Украине в городе Ровно. У меня есть друзья, которые занимаются его обработкой и изготовлением янтарных изделий и картин. Меня такой вид творчества заинтересовал. Я стала учиться у них. Это тёплый, красивый, ни на что непохожий материал. Постепенно мы с супругом стали перенимать опыт обработки янтаря, я изучала основы живописи, каноны иконописи. Особое удовольствие для меня представляет именно изготовление икон. За плечами есть большой опыт христианской жизни. Это выработало определённый вкус,  чутьё на икону», – рассказывает Вероника Бижако.

Мастерица посвящает в детали своего ремесла. Женщина говорит, что главное в иконе – лик святого. С этого всегда начинается работа и здесь важно «словить волну».

«Молятся на лик, это основа, это главное. Поэтому в первую очередь я изображаю лицо святого. Ориентируюсь на канон: тонкий нос, большие и широко раскрытые глаза, глубина взгляда. Если лик выйдет неудачно, икона отправится в утиль», – поясняет Вероника.

На рабочем столе стоит с десяток стаканчиков с янтарём различного помола и цвета. У каждого – своё предназначение. Для выкладки лика идёт самый мелкий, смолотый в пыль. Облачение выкладывается более крупной крошкой, а фон может быть сделан цельными камешками. Для эксклюзивных заказов мастер использует ещё и натуральный жемчуг. Для работы необходимы кисти и специальный клей. Наносится мазок клея, следом сыпется крошка. Готовая работа очищается с помощью мощного пылесоса, а затем покрывается специальным лаком.

Интересуемся, как удаётся добиться определенного цвета янтаря, ведь природный близок к жёлтому. Оказывается, всё дело в нагревании. Воздействуешь термически – начинает меняться цвет. Чем дольше нагреваешь – тем он становиться темнее, постепенно приближаясь к чёрному.

В янтаре попадаются застывшие мошки, которым 40-50 млн. лет

Дальше Вероника и Сергей предлагают пройти в мастерскую, где обрабатывается янтарь. И здесь процесс тоже сложный, кропотливый, требующий знаний и навыков.

«Мы закупаем янтарь-сырец. Внешне это невзрачный и непривлекательный материал. Прежде, чем он заиграет красками – пройдёт  длительный этап обработки. Первым делом янтарь-сырец помещается в специальные барабанные установки, сюда добавляются грубые заполнители. Почти сутки янтарь крутится, очищается от шелухи, песка. Затем начинается этап промывания, янтарь приобретает более привлекательный вид. Дальше он снова загружается в барабаны вместе с заполнителями уже менее крупными – происходит мелкая шлифовка. И окончательный этап – это полировка», – делится профессиональными секретами Сергей.

В другом помещении стоит несколько десятков сит. Здесь янтарь просеивается, отделяется крупный от мелкого. Часть мелких камешков отправляются в дробилку, где делается янтарь различной фракции.

В процессе работы попадаются настоящие сокровища – янтарные камешки, в которых застыли насекомые или растения.  А если учесть, что возраст янтаря – это 40-50 миллионов лет, то это настоящая капсула времени в твоих руках.

Самая большая икона больше двух метров

Интересно, что супруги не ведут рекламной кампании, не найти пока их и в популярной сети Instagram. Но работы Вероники сегодня «живут» во многих странах мира.

Янтарные иконы гродненской мастерицы можно увидеть в странах Европы, Америки, в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре, на священной горе Афон в Греции, в Украине, России, во многих белорусских храмах. Сергей говорит, что сложнее вспомнить страну, где янтарных икон из Гродно нет.

Вероника вспоминает свою особенную работу. Сегодня икона Феодора Стратилата одна из самых больших в мире. Это был заказ из далёкого Ханты-Мансийска. Размер иконы – 3 метра в высоту и два в ширину. Делать её приходилось на полу, сидя на корточках. Работать в таких условиях пришлось несколько месяцев.

Ещё одна из самых запоминающихся работ для храма святителя Луки при Гродненской областной клинической больнице – Голгофа, олицетворяющая известный библейский сюжет.

Но самый частый запрос – это икона святителя Николая Чудотворца. Нередко люди заказывают мерные иконы. Когда рождается младенец, берётся доска размером в его рост и изображается святой покровитель ребенка. Часто поступают заказы на изготовление икон для белорусских храмов.

 «Мне очень нравится иметь дело с портретом. И, конечно, больше люблю работать, когда знаю заказчика, понимаю, для кого это делаю. Вдохновляет, что людям нравятся мои работы, приносят им радость, а иконы продолжают жить в храмах», – делится Вероника Бижако.

Всё же самая любимая работа мастера занимает центральное место в её доме. Это икона воскресения Христова, которая напоминает верующим о великой жертве Христа. Её Вероника тоже сделала своими руками из янтаря.

«В этой иконе для меня главное – сюжет, она дорога наполненностью и глубинным смыслом. В основе шествие Христа в преисподнюю, откуда он забирает всех людей – и грешников, и праведников. Это символ невероятной любви Бога к человеку», – отмечает собеседница.

Свою работу и творчество сама Вероника романтизировать не любит. Говорит, что в ней бывает всякое – и выгорание, и усталость, и внутреннее опустошение. Каждая икона – это много работы, терпения, сосредоточенности. Рабочий день женщины – это 8-10 часов кропотливого труда. Она признаётся, что не умеет делать что-то некачественно. К каждому заказу подходит ответственно. Если чувствует опустошенность, даёт себе время подумать и наполниться, только тогда берётся за кисть и янтарь.

Категории: искусство, Гродно, гродненцы, интервью