За деревней Щорсы Новогрудского района Гродненской области можно увидеть руины бывшего хозяйства магнатов Хрептовичей. С шоссе, ведущего в сторону Любчи, Лавришева и Новогрудка, открывается вид на каменные своды и башни, которые в чем-то напоминают замковую архитектуру. Это место называют Мурованкой, рассказывает «Звезда».
Десятилетиями памятник зодчества находился в запущенном состоянии, был без хозяев и со временем превращался в опасную территорию. Еще несколько лет назад усадьба утопала в зарослях кустарника и деревьев. Сейчас над Мурованкой покровительствует общественно-просветительский фонд «Щорсы и Хрептовичи», на территории усадьбы проведены начальные работы по ее восстановлению. Фонд хочет возродить былую красоту дворцово-паркового комплекса в самих Щорсах, а в бывшей Мурованке накрыть крышей уцелевшие конструкции построек, позже провести реставрацию. Хочется верить, что в итоге это будет необычный историко-культурный объект, который пополнит наше золотое наследие.
Чрезвычайно познавательная история у этого фольварка. Хозяйский двор в Мурованке был образован во второй половине XIX века, служил образцом «идеального крестьянского хозяйства». Благодаря передовым взглядам последнего канцлера Великого Княжества Литовского Иохима Хрептовича и его потомкам, в земледелии, огородничестве, садоводстве, пчеловодстве, а также в разведении рыбы использовали современные европейские технологии. Здесь занимались животноводством, в сыроварнях работали лучшие специалисты, которые делали продукцию по образцу швейцарских сортов. Под крышами мурованских помещений производили подводы и телеги, работали кузницы, столярная, бондарская и шорная мастерские. Мололи зерно и варили пиво, работала молочарня и маслобойня. Об успехах мурованских аграриев в 1880 году писала даже «Сельскохозяйственная газета».
Сохранились фотографии старой Мурованки, по которым, возможно, и будут восстанавливать каменную усадьбу.
Стартовый маршрут получился таким: Варшава — Амстердам — Буэнос-Айрес — Сан-Карлос-де-Барилоче — Эль-Калафате — Ушуая — Буэнос-Айрес — Париж. И это было только начало.