Блог Гродно s13

Треть белорусских перевозчиков считают, что ограничение въезда в ЕС поставило их на грань банкротства

Более 40% белорусских перевозчиков понесли серьезные убытки из-за ограничений на въезд в ЕС. Но все же настроены оптимистично и надеются их частично компенсировать за счет переориентации на другие направления. Чуть меньшее количество фирм назвало последствия для себя катастрофичными. Таковы результаты опроса, проведенного среди пользователей «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Результаты опроса

Грузоперевозчикам было предложено ответить на вопрос: «Как на вашем бизнесе сказались ограничения на движение российских и белорусских фур в ЕС?» И вот что показали результаты:

В опросе приняло участие больше сотни игроков рынка. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии. В них некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ. Кто-то видит необходимым ввести ответные санкции, а некоторые считают, что это «огромный удар, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам».

По словам директора компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, это практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза: 

«Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров — пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других. Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС».

Пути обхода

Перенастройка бизнеса вдолгую предполагает переориентацию на закупки в других странах, скорее всего это будет ориентация на Китай, считает Шило. Поставки из ЕС также останутся, но будут еще более труднодоступными.

«Поскольку улучшений в плане пересечения европейской границы не наблюдается, то логисты тестируют доставку через Армению, Грузию, Турцию и др. Однако и у этого транспортного пути есть свои проблемы: участок перехода Верхний Ларс — это единственная дорога между Грузией и Россией с очень маленькой пропускной способностью. На этом участке по 40 дней фуры стоят. В очереди — тысячи грузовиков, хотя туда еще не все перенаправились. Это действующий, но дорогой вариант объезда», - говорит officelife начальник отдела поставок компании «Смартон» Ксения Шило.

По мнению эксперта, на Китай можно ориентироваться потому, что проблем с вывозом грузов по шелковому пути сейчас нет. Сократились не только сроки доставки по железной дороге, но и объемы грузов, которые берут к перевозке.

Если раньше обязательно нужно было заказывать 40-футовый контейнер, то сейчас работает сервис доставки сборных грузов, начиная от 1 коробки. Но теперь из-за коронавирусных ограничений в Шанхае есть трудности с налаживанием загрузки, доставки.

Ожидать ли кратного роста стоимости доставки при переориентации закупок на Китай? Шило отмечает, что стоимость доставки по железной дороге небольшая.

«Например, стоимость доставки фуры бумаги из Варшавы за время действия 5-го пакета санкций выросла в несколько раз (ставки на фуру из Польши доходят до 3 тыс. евро, хотя до последнего времени это стоило всего 1 тыс. евро). Доставка из Китая дешевле, но там и товар другой. Расчеты показывают, что стоимость доставки существенно возрастает, если мы поведем машины через Грузию. Закупки в Китае не значит дороже, это значит, что все другое, другой ассортимент и качество. Но для этого варианта партнеров еще надо найти».

Белорусские водители уедут в Европу?

Кризис грузоперевозок в Беларуси. Какие варианты есть у импортеров и логистов

Евгений Казаков, СЕО компании «ЭнироДэв», эксплуатирующей транспортную платформу PROFITO, менее оптимистичен в оценках возможностей перенастройки логистического бизнеса.

Эксперт считает, что белорусских транспортников Россия не пустит на внутренний рынок грузоперевозок, в каботаж. По его мнению, когда закончится «спецоперация» в Украине, надо будет открывать компании в этой стране, потому что туда хлынут деньги ЕС.

Сейчас же получить для бизнеса польскую регистрацию непросто — непонятно, как ввезти белорусский грузовик в ту же Польшу. Скорее всего, водители в индивидуальном порядке уедут в Европу, поскольку там они смогут заработать.

Категории: услуги, Беларусь, санкции, проблемы, бизнес