• Как живут на улице Пучкова в Гродно рядом с железной дорогой

    Улицу Пучкова и прилегающие к ней улочки порой можно назвать едва ли не самыми шумными в городе. И не только потому, что здесь оживлённое автомобильное движение. В нескольких десятках метрах от жилых домов проходит железная дорога. А некоторые огороды и вовсе выходят прямо на пути. Местные жители засыпают и просыпаются под стук колёс и, кажется, уже давно к этому привыкли. Журналисты «Вечернего Гродно» прошли вдоль железнодорожных путей и узнали, каково жить людям под грохот и гудки составов и какие ещё проблемы их волнуют.

    Гудят «железка» и дорога

    Жилая застройка растянулась на километр вдоль железки. Несколько десятков домов будто зажаты между путями и промышленной зоной. Большинство из них очень старые, на первый взгляд, заброшенные, они создают ощущение «прелести запустения» только из окна вагона. Но есть и добротные коттеджи, построенные недавно или ставшие таковыми после капитального ремонта.

    Железка не единственный источник шума. Оживлённая автомобильная дорога, ведущая к предприятиям, делит частный сектор на две части. Сюда ходит только один городской автобус — № 14, и тот раз в полчаса – час. В нескольких десятках метрах от домов — остановка «Пригородная», через которую едут поезда на Брузги.

    Вдоль железной дороги установлены таблички, напоминающие о том, что хождение по путям в неустановленных местах запрещено, иначе грозит штраф.

    На работу ездит на поезде за 40 км

    На пересечении улицы Пучкова и железной дороги — переезд. Через него поезда курсируют на Брузги, маневровые составы идут на «карданы», зернохранилище, на железнодорожный вокзал. Чуть дальше ещё одна ж/д ветка — на стеклозавод.

    Навстречу нам вышел весёлый дядька в оранжевом жилете. Это дежурный по переезду Валентин. На железной дороге он работает двадцать восемь лет. Сначала был путейцем, потом окончил курсы по повышению квалификации в Орше, трудился в Черлёне, а после перешёл в Гродно. Он дежурный по переезду двенадцать лет.

    Валентин живёт в деревне Княжеводцы, на дежурство ездит поездом — работникам железной дороги проезд бесплатный. Встаёт в пять утра, чтобы в восемь быть на месте. Трудится по двенадцать часов по графику «день, ночь, отсыпной, выходной».

    — На нашем переезде — четыре человека: три девчонки и я, — улыбается Валентин. — Работа такая, что времени скучать нет. Тихо у нас не бывает. За смену десять – пятнадцать, а то и все двадцать пять составов едет. Бывает, по пять – шесть вагонов, иной раз — тридцать пять – сорок, восемь – десять минут ждёшь, пока такой проедет.

    По сигналу дежурный по переезду выходит из будки. Флажок вверх — это и «здравствуйте», и «до свидания» сразу. Машинист в ответ сигналит — тоже приветствует. Задача дежурного — проконтролировать, чтобы во время движения поезда на путях не было пешеходов и машин. Тем более, что движение тут оживлённое: за полчаса нашей беседы туда-сюда проехало несколько десятков автомобилей.

    — У нас «летучих голландцев» хватает. Так и норовят проскочить под шлагбаум. Вот посмотрите, сколько их побитых стоит, — показывает на разбитые шлагбаумы возле железной дороги Валентин.

    Он не только отвечает за безопасность, но и смотрит, пока проезжает поезд, чтобы вагоны были исправны, мало ли дым пошёл из БУФТы.

    Сразу за будкой расположено несколько домов. В них когда-то жили железнодорожники, теперь в основном те, кто к железной дороге не имеют никакого отношения.

    Держит кур и кормит соседского Яшу

    От ж/д переезда вглубь частного сектора уходит Западная улица. Здесь, в доме, которому уже больше ста лет, живёт пенсионерка Любовь Ануфриевна. Женщина сорок семь лет проработала в торговле, заведовала магазином на улице Лизы Чайкиной, что в здании с кафе «Заря».

    На Западную улицу переехала из Большой Жорновки (Гродненский район). Дом без крыши купили её родители, восстановили. Теперь женщина живёт одна. Половину — две комнаты с мебелью и всеми удобствами — сдаёт в аренду за 250 рублей. Сейчас ищет новых квартирантов.

    — Раньше по четыре – пять лет жили, а сейчас так — полгода: то квартиру получили, то общежитие, то арендное жильё, — говорит пенсионерка. — А мне и одной половины хватает, там четыре комнаты, все коммуникации есть.

    В центр Любовь Ануфриевна не ездит — хватает дел по хозяйству: сажает огород на пять соток, собаку выгуливает, курочек держит, а сейчас ещё подкармливает кота Яшу, пока соседка в больнице. Всё необходимое из продуктов привозит дочь. На крайний случай есть два магазина рядом — один недавно открыли возле ГАП № 2, второй — «Суворовский».

    От шума спасают стеклопакеты

    За два часа, пока мы были в частном секторе вблизи железной дороги, по ней несколько раз проехал тепловоз, а после и целый состав. И стук колёс был хорошо слышен. Когда мы вплотную подошли к путям, казалось, что земля под ногами дрожит.

    И как бы странно это ни звучало, кажется, что местные к такому шуму и тряске привыкли. У многих в окнах стоят стеклопакеты, которые спасают от каждодневного грохота и гудков поезда.

    — У нас бабушка жила, потом мои родители, теперь я, семь лет. И нормально. Поезда ходят часто, но я к ним уже привыкла, поставили стеклопакеты — вообще тишина. Реагирую только на товарняки — их хорошо слышно, — говорит местная жительница Ирина.

    Вместо ГАПа — квест-комната

    Вместе с тем, признаются жители частного сектора, у них хватает других проблем. Раньше на Пучкова, за домом № 11, была большая спортивная площадка, строил её автокомбинат. Играли в волейбол, в баскетбол можно, прыгали в длину. В восьмидесятые годы площадку развалили. Сейчас это обычный пустырь, заросший высокой травой и деревьями.

    — Периодически пишем в администрацию, чтобы подрезали, проредили, но особого толка пока добиться не можем, — рассказала Татьяна, которая живёт здесь с семьёй с 1974 года.

    ГАП № 2 переехал в новое здание через дорогу, а в старом, на Пучкова, 13, сейчас находится квест-комната.

    Местные жалуются и на ступеньки, которые ведут к путям: снежной зимой их никто не чистит, так что порой приходится съезжать по ним на пятой точке. А ещё мешают водители, которые носятся по главной улице.

    — Прямо перед домом мою девочку, ей тогда было семь лет, сбила машина. Еле добилась, чтобы поставили знак «Пешеходный переход», — добавляет Татьяна.

    Пока вы возвращались назад, мимо нас прошёл очередной состав. Кажется, только мы почувствовали, как под ногами задрожала земля. Местные жители продолжили заниматься своими привычными делами, не замечая такого шумного соседства.