Больше всего закрытие пункта пропуска «Бобровники» отразилось на гродненцах. За поездку в Белосток на маршрутке теперь надо отдать на 20 рублей дороже. А некоторые жители Гродно вообще планируют отказаться от коммерческих поездок в Польшу.
Как обстоят дела у маршрутчиков, частных пассажироперевозчиков, узнавали корреспонденты ganc-chas.by.
Из Гродно в Белосток – через Литву и дороже
Журналисты спросили у гродненской компании, которая отправляет маршрутки в Белосток, как изменится их работа после закрытия погранперехода Бобровники-Берестовица. Там рассказали, что место в маршрутке подорожало с 60 до 80 рублей. В компании говорят, что не смотря на это, маршрут пока не закрывают.
«Пока пробуем. Едем через Литву туда и обратно. В воскресенье выехали первый раз в 20 вечера. В понедельник в 4 были у литовцев. А сколько они будут держать – вопрос. Они в общей очереди там у литовцев, что легковые, что маршрутные. Там общая очередь, нету разделения, как у поляков».
Гродненские перевозчики говорят, что естественно возросло и время поездки.
«По времени больше стало. Но пока вам никто не скажет, только поехали».
Спросили, не проще ли ездить через польскую границу в Бресте. Но, говорят, расстояние менее выгодное.
«Через Брест не ездим, это далеко. И там своих хватает в Бресте».
Закрытая граница «зацепит» всех
Ситуацию прокомментировалСергей Яшкевич, директор гродненской компании «Зет», которая занимается туризмом и пассажирскими перевозками:
«Больше всего от закрытия пункта пропуска «Бобровники» пострадает гродненский регион, особенно направление Гродно–Белосток, потому что альтернатив для этого направления почти нет. Сейчас регулярные автобусные рейсы поедут через Брест, а нерегулярные еще и через Литву, пункт пропуска «Привалка», – считает Сергей Яшкевич.
«Но от Гродно до Белостока – 85 км, а если ехать из Гродно в Белосток через «Привалку» (Литва) – это уже 240 км. Если же добираться из Гродно в Белосток через Брест – получается еще больше, более 400 км. Вот и вся разница.
Само собой – это расходы, время, нагрузка на границе. Если бы «Бобровники» хотя бы принимали регулярные рейсы, это уже сняло бы часть проблем», – поделился он.
«Иными словами, в основном пострадали перевозки из Гродно в направлении Белостока и обратно. Эти города находятся очень близко друг от друга, но теперь фактически нормальной связи между ними не будет», – добавил директор «Зет».
Сергей Яшкевич с сожалением признал, что из-за сложившейся ситуации у них уже появились проблемы.
«На границе в Бресте есть две отдельные очереди для автобусов: одна – для рейсовых, вторая – для туристических, – пояснил он. – Сегодня ночью возвращался наш польский партнер, это был регулярный рейс, и на границе рейсовый автобус направили в очередь для туристических автобусов. Вот с такой проблемой мы столкнулись уже в первые дни. Я думаю, что до сих пор нет какой-то согласованности, в этом причина. Но очень хочется надеяться, что этот вопрос решится в ближайшее время».
Сергей Яшкевич признал, что данная ситуация с закрытием пункта пропуска отразится и на обычных людях.
«Увеличится время проезда, стоимость, потому что расходы растут. Но спрос, считаю, не упадет. Потому что те, кому надо, все равно поедут. А у перевозчиков сейчас появились новые проблемы – километраж и очереди на границе», – подытожил он.
Маршрутчик из Брестчины: гродненцы поедут через Литву
В Белосток на маршрутном транспорте ездили и жители Брестской области. Побеседовали с маршрутчиком из Белоозёрска.
«Раньше ездил и через Бобровники, и через Песчатку, как только не ездил. Когда всё работало. Но сейчас работает только «Варшавка» (Брест, — прим). Последний раз в субботу ездил. А на выходные всегда больше народу».
Маршрутчик считает, что закрытие Бобровников скорее отразится на литовских пунктах пропуска.
«Гродненцы скорее всего поедут через Литву. А автобусы могут поменять маршрут и на «Варшавку». Трудно ещё говорить, мало времени прошло».
Перевозчик из Белоозёрска рассказал, что пока не видит смысла менять стоимость проезда. Его маршрут через Брест не изменился.
«В эти выходные ездил в Белосток. То минский бус через Литву ехал. А рейсовым автобусам сложнее. Им чтоб через «Варшавку» ехать, надо переписать расписание, получить разрешение с Минтранса, согласовать с польской стороной. Но трудно пока сказать, закрытие Бобровников только в пятницу произошло, никто ещё толком не знает».
Где ждать роста очередей?
Спросили в приграничном чате, как теперь поедут люди из Гродно. За два часа 58 человек ответили так:
Из этого следует, что жителям Гродно всё же ближе ехать через Литву. Там и следует ожидать основного роста очередей.
Конечно, это не репрезентативный опрос, но тенденция улавливается. Примечательно, что для некоторых гродненцев приграничный бизнес, похоже, заканчивается. Они отвечают, что перестанут ездить.
Предварительно открытие движения по Новому мосту намечено на 17 апреля. В жёсткий график специалисты укладываются. По некоторым позициям идут даже с опережением.
Несмотря на общее снижение спроса на начинающих специалистов в IT-сфере, многие люди, желающие сменить профессию, выбирают IT и, в частности, направление ручного тестирования ПО.