Белорусской автомобильной ассоциацией (БАА) был проведён круглый стол на тему «Перспективы дилерских продаж электромобилей в Беларуси», в ходе которого приглашённые эксперты и представители автодилеров обменялись мнениями о существующих вопросах и перспективах развития электротранспорта в нашей стране.
Эксперты отметили, что парк электромобилей в Беларуси в следующем году может достичь 20 тыс. штук (сегодня на учёте стоит около 6 тыс. электромобилей). В 2023-м количество официально представленных у нас электрокаров достигло 9 наименований, в 2024-м их число должно вырасти до 30.
При этом особенностью белорусского рынка является нехарактерно высокая доля «зелёных» автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, в том числе не юридическими, а физическими лицами, отмечено в сообщении БАА.
Вместе с тем в сравнении с другими странами доля электромобилей у нас пока невелика. По итогам 2023 года удельный вес электрокаров в общих объёмах дилерских продаж может составить 2,5%. В то же время в Норвегии с населением менее 5,5 млн человек уже реализуется более 153 тыс. электромобилей в год, и это составляет около 90% рынка.
Итогом выступлений и дискуссий стала выработка конкретных предложений, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию электротранспорта в нашей стране. Среди них:
сохранение текущих льготных условий (нулевые НДС и таможенная пошлина при ввозе электромобилей);
развитие специальных программ кредитования и лизинга для привлекательности приобретения электрокаров;
закрепление льготного тарифа на электроэнергию для юридических лиц, установивших у себя зарядную станцию (в первые три года эксплуатации);
запуск бесплатных электрозаправок в центре крупных городов;
установка льготного тарифа на электрозарядку при размещении зарядных станций возле многоквартирных домов;
унификация мобильных приложений разных операторов зарядных станций на базе Malanka;
закрепление норм о возможности ускоренной амортизации электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой;
распространение нормы об освобождении от уплаты транспортного налога на автомобили с гибридной силовой установкой и др.
Отдельные из указанных предложений БАА направила в госорганы для рассмотрения и возможного принятия конкретных мер.
Чиновник рассказал, что отечественные автолюбители звонили на горячую линию не переставая – каждый час поступало несколько десятков обращений от возмущенных белорусов.