Блог Гродно s13

Дорого ли стоит владение электрокаром в Гродно. Интервью с директором специализированной СТО

Журналисты av.by заглянули на гродненскую СТО «Флагман» — здесь ремонтируют и обслуживают «электрички» и гибриды. Узнали, с какими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы Tesla и других «зелёных» авто, так ли дорого обходится ремонт и есть ли проблемы с покупкой автозапчастей для машин на батарее.

«Обновить программное обеспечение — 280 рублей»

Гродненская станция, где чинят и обслуживают электромобили, специализируется не только на них. Оно и понятно: количество электрокаров не достигло ещё того уровня, чтобы заниматься исключительно ими. Однако на СТО никаких повышающих коэффициентов при ремонте «электричек» мастера не используют. Тарифы здесь одинаковые как для машин с ДВС, так и для электроавто: нормо-час — 70 рублей.

— Для нас работать с электрокарами очень интересно. Мы хотели бы, чтобы к нам таких машин приезжало больше: для нас и наших специалистов это развитие. Ведь в автомобилях с обычными двигателями за последние десять лет ничего глобально не менялось, — говорит Дмитрий Сивец, руководитель сервиса ООО «Автоцентр «Флагман». 

Как выяснилось, в основном сюда приезжают за обновлением программного обеспечения. Средняя стоимость такой услуги — 280 рублей.

К слову, электромобили здесь гости нечастые. К моменту нашего прибытия на станции не было ни одной электромашины, которая приехала бы на ремонт или обслуживание. Собеседник связывает это не только с невысоким количеством электротранспорта в городе, но и с тем, что поломки у подобной техники случаются крайне редко. А основные проблемы можно пересчитать по пальцам. О них руководитель станции рассказал в интервью.

«Менять батарею не приходилось ещё никогда»

Самое дорогое в электромобиле — батарея. И с ней связан серьёзный страх потенциальных автовладельцев: служит недолго, а стоит целое состояние.

— Часто ли приходилось менять аккумулятор и затратно ли его обслуживать?

— За все годы работы мы ни разу не меняли этот компонент, — с ходу отвечает Дмитрий Сивец. — Нам привозили, конечно, машины с разным состоянием батареи, и владельцам казалось, будто проблема именно в ней: не заряжалась или заряжалась слабо. Но при диагностике выяснялось, что вопрос был в другом.

В основном электрические машины везут из Америки — в том числе аварийные автомобили, «утопленники». В них при перевозке в контейнер может попасть влага, и тогда есть вероятность проблем с проводкой. Устранить это — дело одного дня и, как правило, пары сотен белорусских рублей, говорит специалист. Сама же батарея надёжно защищена. 

— В прошлом месяце к нам на СТО пригнали электрический Ford Focus. Его купили на аукционе в США. Привезли сюда, а он не заряжается. Хозяин думал, что проблема в батарее, а оказалось, один из разъёмов силового кабеля просто окислился из-за влаги в контейнере. «Обслужили» разъём — всё, машина едет! Отремонтировали за один день, владелец заплатил 280 рублей за ремонт.

Дмитрий вспоминает ещё один случай из своей практики. Не так давно к ним привезли Nissan Leaf. Его владельцу на столичной СТО пообещали увеличить ёмкость батареи — от 50 до 70 кВт⋅ч, благодаря чему запас хода автомобиля повысится на 200 км. За такой апгрейд мужчина заплатил почти три тысячи долларов. Однако на запасе хода это никак не отразилось — он остался прежним.

— Мы батарею разбирали, замеряли каждую ячейку и в итоге выяснили, что ёмкость такая же, как была изначально заложена заводом-изготовителем. Да, фирма поменяла модули, ячейки, но фактически элемент остался с теми же параметрами, что и до так называемой модификации.

Приходилось на СТО восстанавливать батареи. Правда, это касалось гибридов. Весь комплекс работ, связанный с балансировкой аккумулятора, например, для гибридной Honda Civic, стоит 700 рублей. Цена одной ячейки, если требуется её замена, около 100 долларов, рассказывает Дмитрий.

— А в Беларуси её можно купить без проблем?

— Официально — нет, их чаще приобретают сами владельцы в Польше. Ищут на специализированных сайтах, заказывают и через посредников или сами привозят.

— Мы вообще рекомендуем автовладельцам производить балансировку батареи раз в год, — говорит Дмитрий и объясняет, как происходит эта процедура: — Батарея снимается специальным оборудованием. Каждая ячейка проходит несколько циклов заряда-разряда, чтобы они сбалансированно работали. Если этого не делать, какая-то ячейка со временем начинает сама «подсаживаться» и эти элементы очень быстро «умирают».

Обслуживание подвески Tesla по цене сопоставимо с обслуживанием девятилетней Mazda 6

— А какие марки электроавтомобилей к вам приезжают чаще всего?

— Реже — Tesla. Чаще всего — Nissan Leaf.

— С какими типичными проблемами к вам обращаются владельцы Tesla?

 — Ещё никогда не приезжала машина с нюансами по батарее, например. У «теславодов» всё стандартно: сход-развал, шиномонтаж, подвеска, обслуживание трансмиссии, замена фильтров. Сложностей с комплектующими сейчас нет никаких, так как главный поставщик запчастей в нашу страну сейчас активно развивает это направление и заказать любую деталь к такой машине можно без труда.

— Сколько стоит обслужить подвеску?

— Подвеска у Tesla очень простая и надёжная, может выхаживать под 100 тысяч километров. А её обслуживание по стоимости сравнимо с обслуживанием какой-нибудь девятилетней «Мазды 6». Рычаг подвески, например, стоит 200 рублей, колодки — 100. Это если не привязываться к оригиналу, — говорит Дмитрий и приводит примеры применения аналогов: — У последней нашей «Теслы» мы обслуживали трансмиссию. Там ситуация вообще интересная: в авто два масляных фильтра. Срок доставки оригинальных — около двух месяцев, и одна штука стоит примерно 100 рублей. А фильтр польского бренда Filtron Op 520 — 12 BYN, и он будет абсолютно идентичным.

У машин данной марки есть проблема с тормозами по причине рекуперативного торможения, свойственная любому электромобилю. Из-за этого требуется профилактика суппортов. А иногда их замена. 

— У всех «электричек» основное торможение идёт за счёт рекуперации. Тормозная система в виде колодок и тормозных дисков участвует в процессе только на 10 процентов, всё остальное берёт на себя силовая установка. Поэтому у электромобилей тормозам надо уделять внимание хотя бы раз в год: снять суппорт, обслужить его направляющие, положить новую смазку, отдефектовать и проверить, — объясняет Дмитрий. — Как правило, тормоза не ломаются. Но поскольку они не участвуют в торможении, могут просто «закоренеть».

— В какую сумму выльется профилактика тормозов у «электричек»?

— Чистка тормозных механизмов, обслуживание, смазка на передней оси — 56 рублей. На задней — 70 рублей. У Tesla есть нюанс: там на каждой оси по два суппорта стоит. Один отвечает за стояночный тормоз, второй — основной. В прошлом году у нас был клиент, машине которого требовалась замена суппортов. На то время имелись проблемы с новыми запчастями — их в Беларуси практически не было. Поэтому приняли решение покупать бэушные. Они обошлись клиенту в 100 долларов. Но столько же они стоили бы и для машины с ДВС такого же класса и года. 

— А вообще, где чаще всего покупают сейчас запчасти к электромобилям их владельцы? Есть с этим проблемы?

— Всё как и для автомобилей с ДВС: можно приобрести у официального поставщика, можно на разборке или, например, заказать в Польше.

— Получается, пугаться по поводу того, что электрокар обслужить дорого, не стоит?

— Однозначно нет. Этот автомобиль выходит дороже только при покупке. А если сравнивать обслуживание в течение года, то окажется, что затраты на электромобиль гораздо ниже, ведь глобальных ремонтов ни одна «электричка» ещё не попросила. На нашей СТО так точно, — подытожил Дмитрий.

Категории: СТО, Гродно, электромобили, интервью, цены