• «Последний электрокар продал полгода назад». Автоэксперт из Гродно рассказал, почему спрос на «электрички» серьёзно упал

    Электроавтомобили уже давно перестали быть экзотикой в нашей стране, а спрос на эти машины в Беларуси переживал самое разное состояние — от полного спокойствия до резкого бума после отмены пошлин. Как обстоят дела с «электричками» в регионах? Журналист av.by изучил рынок «зелёных» авто в Гродно, а также пообщался с экспертами и узнал, почему интерес к этому виду транспорта... стремительно угасает!

    Высокие цены и слабая инфраструктура

    — Сейчас спрос на электрокары в регионе практически на нуле, — уверено заявляет гродненский автоэксперт Сергей Исаков. — Если ещё буквально летом заявка на подбор электроавтомобиля у меня была каждую неделю, что для данного вида транспорта достаточно много, то сейчас их нет вообще!

    Собеседник говорит: всё это произошло по нескольким причинам. Одна из самых главных — неоправданно высокая стоимость такой машины:

    — При мониторинге прайсов на аукционах Европы — одного из главных поставщиков целых электрокаров с пробегом — можно отметить, что цены там серьёзно выросли. В Беларусь нынче ввозить подобные машины необоснованно дорого, даже учитывая льготную растаможку. В среднем стоимость увеличилась на 15—20% на абсолютно все марки и модели. И зачастую в электрических вариантах не будет представлено чего-то сверхординарного. За такие деньги можно легко купить дизельный кроссовер в хорошей комплектации с небольшим расходом топлива. Например, «европейцы» Peugeot 3008, 5008, Renault Kadjar в отличном состоянии здесь могут стоить уже с учётом растаможки 20 тысяч долларов. А «американцы» — от 18 до 25 тысяч. Среди них — Ford Escape, Buick Encore, Chevrolet Equinox, GMC Terrain, Ford Edge.

    — И не надо иметь частный дом, чтобы ежедневно подпитывать электрокар от розетки, не надо ломать голову, где потом его обслуживать! — загибает пальцы собеседник. — Ну и самое главное: наши люди уже научились просчитывать ликвидность электромашин на рынке. Быстро перепродать такое авто в нынешних условиях просто нереально! Ладно ещё Tesla кое-как уезжают в Россию за счёт раскрученного бренда, но остальные «электрички», особенно самые маленькие (Peugeot, Renault, Nissan), спросом вообще не пользуются. Трудности с логистикой тоже сыграли свою роль: далеко не все модели электрокаров можно пригнать своим ходом, а по перевозкам были серьёзные вопросы, что больше увеличивало стоимость таких машин. Стоимость перевозок, особенно с аукционов, возросла примерно на одну тысячу долларов. 

    До недавних пор из-за разницы курсов россияне были очень заинтересованы свежими премиальными автомобилями с ДВС из Европы или Америки, говорит эксперт.

    — Спрос породил огромное количество предложений именно в этом сегменте. А белорусов, как правило, привлекает недорогой «дизелёк». Пусть и с пробегом, но при этом с хорошим остаточным ресурсом. И когда рынок оживился, про «электрички» в Гродно просто все забыли.

    Также не последнюю роль в выборе электрокара гродненским покупателем играет и слабо развитая в областном центре инфраструктура:

    — В Гродно она ещё не готова к большому наплыву «электричек». Ни количество зарядок, ни число СТО не достигло нужного уровня. Вот едешь по городу — вроде и зарядные «столбики» есть, и парковочные места не заняты. Но представьте: завтра сюда завезут несколько тысяч «зелёных» машин — что будет тогда? Сколько автомобилей выстроится в очереди на зарядку? 

    Мы постарались посчитать количество электрозаправок в Гродно. На карте таких объектов — восемь адресов. В основном они располагаются вблизи крупных торговых центров или вокзалов. Здесь одновременно можно заряжать одну-две машины (в зависимости от количества разъёмов). 

    — А что касается сервиса, то, насколько мне известно, лишь одна компания в городе готова предметно обслуживать электрокары. Стоимость услуг не из дешёвых — 70 руб. за нормо-час. С недавнего времени появилась ещё одна СТО — там ребята тоже делают какие-то операции с электромобилями, но не заявляли пока о полном комплексе работ. 

    — А когда спрос на «электрички» в Гродно был активным, какие модели находились в числе самых популярных?

    — Электрокары на местном рынке условно можно разделить на два сегмента: машины стоимостью до 10 000 долларов и с запасом хода до 100 км и более-менее новые модели с запасом хода 300—350 км, но в два раза дороже. Когда был пик спроса, чаще других покупали Opel Ampera, Chevrolet Bolt, BMW i3. Запас хода небольшой, комплектация средняя, но зато на едешь на электротяге! Для кого-то это действительно было важным.

    «Машина — пушка!» Что сегодня продают в Гродно среди подержанных «электричек»?

    Со спросом вроде бы разобрались. А что с предложением? Мы заглянули в каталог av.by и посмотрели, какие экземпляры сегодня предлагают на рынке подержанных электрокаров в Гродно.

    Интересно, что объявлений о продаже электроавтомобилей в самом городе мы нашли всего 13. Согласитесь, для областного центра с населением почти 350 000 жителей это совсем немного. Машины в абсолютно разной ценовой категории — от $9 750 за бюджетный Nissan Leaf до $129 000 за премиальный Mercedes-Benz EQE.

    — Езжу каждый день и получаю бесконечное удовольствие, — указывает в объявлении владелец электрического Mercedes.

    Продавец утверждает, что зимой запаса хода будет хватать на 350 км, а летом — на все 550. У «электрички» за 336 тысяч белорусских рублей богатая комплектация: спортивные кожаные сиденья («не экотряпка» — делает акцент хозяин авто), панорама, LED-фары, автопилот, двойные стёкла и многое-многое другое.

    Чуть дешевле оценили электрический BMW i4 2022 года. Стоимость недавно привезённой из Германии машины — 92 тысячи долларов (239 076 рублей по курсу НБРБ). Пробег «электрички» всего 7 700 км, а запас хода — 500 км. К слову, машина уже растаможена для российского покупателя.

    А вот распиаренная Tesla в объявлениях была представлена в единственном варианте.

    — Автомобиль в идеальном состоянии. Один владелец. По технической части нет нюансов, полностью обслужен. Батарея Long Range, Dual Motor. Запас хода — 560 км, — описывает машину продавец. — Кузов в безупречном состоянии, заводское лакокрасочное покрытие. Комфортный салон. Отделка на высоком премиальном уровне.

    Стоимость Tesla Model 3 2019 года выпуска составляет 41 000 долларов (106 825 белорусских рублей по курсу НБРБ).
    Нашёлся в Гродно и Hyundai Ioniq 2017 г. в. с запасом хода 280 км. Электрокар обойдётся будущему покупателю в 21 750 долларов (56 669 рублей по курсу НБРБ):

    — Внешне этот «Айоник» не отличается от обычного бюджетного автомобиля, а внутри — тканевый салон, климат-контроль, небольшой планшетик. Если купить тот же «Хёндэ Акцент» с 1,6-литровым двигателем и АКПП, то автомобиль порадует небольшим расходом топлива и обойдётся значительно дешевле — в 15—16 тысяч долларов, — комментирует Сергей Исаков.

    Привезённый из Китая Volkswagen e-Lavida, который сейчас продаётся в Гродно, — это практически новый автомобиль. Заявлено всего 197 км пробега на одометре, а на полном заряде АКБ электрокар может преодолеть 278 км. Стоит такой вариант 27 тысяч долларов.

    — Вроде электрокар, а выглядит как Volkswagen Jetta. Салон, руль, кулиса коробки передач — всё идентично. Аналогичный автомобиль с привычным бензиновым двигателем реально пригнать из Америки за 20—22 тысячи долларов.

    «За один Nissan Leaf можно купить два Opel!»

    — Поскольку на рынке представлено много бюджетных экземпляров, на дорогостоящие «электрички» нет спроса. Единственное, что может спасти электрический транспорт в гродненском регионе, — это снижение стоимости таких машин и планомерное развитие инфраструктуры, — уверен Сергей Исаков.

    В подтверждение своих слов мужчина привозит нас на одну из площадок местного автохауса. В данный момент здесь продают два электрических Nissan Leaf — первого и второго поколения.

    — Вот сейчас и посмотрим, что свежее из Европы можно купить здесь по цене бюджетной «электрички»! — довольно потирая руки, говорит наш эксперт.

    Видим, как представитель площадки что-то рассказывает покупателям из России. Потом мужчина быстро переключается на нас. Интересуемся, когда последний раз он оформлял сделку с электрокаром.

    — Последний электромобиль BMW i3 я продал в сентябре прошлого года. Причём машина уехала в Россию, — рассказывает нам владелец «автокомиса» Юрий.

    Мужчина говорит, что за последний год спрос (следовательно, и предложение) упал на 30%. Как правило, если кто-то из гродненцев хочет приобрести электромобиль, его заказывают с аукционов Европы или США.

    — Не встречал я такого покупателя, который пришёл бы сюда за дизельной или бензиновой машиной, а уехал на электрокаре! — улыбаясь, говорит Юрий.

    — На площадке много свежих иномарок из Европы. В принципе, гродненский регион этим и отличается от других. Ассортимент авто типа «два дня из Германии» или «только вчера из Франции» обновляется здесь намного быстрее. Конкуренцию Гродно может составить разве что Брест. Причина очевидна — близкое расположение к границе, — отмечает Сергей Исаков.

    Вместе со специалистом приценимся, какую машину с проходным дизелем можно купить за 26 500 долларов. Именно столько здесь просят за электрический Nissan Leaf II 2018 г. в. При этом электрокар не может похвастать богатой комплектацией или уникальными опциями. 

    — Вот BMW 318D с дизельным двигателем и кожаным салоном. И цена на $3 500 меньше, чем за электрический Nissan! — радостно говорит наш эксперт. — При этом по расходу топлива универсал ни в чём не уступит «Лифу» при полной зарядке.

    — Да, скорее всего, в обслуживании «баварец» окажется в два раза дороже. Но это же BMW! Здесь хорошая комплектация, отличный мотор с приятной динамикой, который «электричка» не обойдёт вообще ни в чём! И пока владелец Nissan Leaf будет полчаса заряжаться до 200 км запаса хода, хозяин BMW за пару минут наполнит бак и проедет около 1 000 км.

    Идём дальше. Если увеличить бюджет на 3 тысячи долларов, то можно уже купить BMW G30 2019 года выпуска.

    — Машина проехала 150 тысяч километров, у неё дизельный двигатель и хорошая комплектация, — говорит собеседник. — А вот Opel Astra K — в настоящее время одна из самых популярных заявок на осмотр.

    — Иномарке этой пять лет, заявлено 140 тысяч километров пробега. Цена — 13 тысяч долларов. То есть за стоимость одного электрокара Nissan Leaf вы можете купить два дизельных «Опеля» в кузове универсал!

    Всего на две тысячи с хвостиком дороже обойдётся Audi A6 C7.

    — Да, этот автомобиль стоит чуть больше, чем «Лиф», — $28 850. Но и класс модели куда выше! Под капотом 2-литровый дизельный двигатель, который сулит небольшой расход. В салоне кресла с кожаными вставками, пробег — 180 тысяч километров. 

    — Вот вы часто указываете на дизель под капотом. Но ведь экономия при езде на «электричке» не только на топливе получается! А как же ежегодное ТО, дорогостоящий ремонт вроде замены ГРМ или элементов подвески?

    — Из личного опыта скажу так: люди, купившие электрокары с запасом хода 100—120 км, поначалу очень довольны машиной. Действительно, заправлять её не надо; масло, свечи, ГРМ тоже менять не требуется. Но весьма скоро приходит понимание, что реальный запас хода до 150 км — это очень мало даже для Гродно! Ну а зимой этот километраж снижается ещё на 30%. А если хочешь отправиться в путешествие на такой машине, то как быть? Брать у родственника дизельный VW Passat?