В Беларуси за 10 лет в ДТП погибли 6,1 тысячи человек. Что собираются предпринять?
За 10 лет, с 2013 по 2022 годы, произошло 37 625 ДТП, в которых погибло 6111 человек, более 39 тысяч человек получили ранения. За 2022 год зафиксировано 3186 ДТП, которые унесли жизни 466 человек. Печальная статистика из года в год снижается (ДТП меньше в 1,8 раза), но целью является не более 450 смертей в авариях в год. Это закреплено в обновленной Концепции обеспечения безопасности дорожного движения, опубликованной на Национальном правовом портале.
В постановлении Совмина №329 (от 22.05.2023) упоминаются основные направления повышения безопасности дорожного движения (БДД) в Беларуси и меры по:
- сокращению количества ДТП на автодорогах и улицах;
- снижению тяжести последствий ДТП, в том числе по уменьшению числа погибших и пострадавших;
- минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.
Цели таковы: снижение числа погибших в ДТП до уровня не более 450 в год к 2025 году, не более 400 в год — к 2030 году; снижение других видов потерь в дорожном движении (экономических, экологических, социальных) по сравнению с 2022 годом не менее чем на 15% — в 2025 году, не менее чем на 25% — в 2030 году.
Главные опасности, по мнению составителей постановления:
- уязвимость незащищенных участников движения (пешеходы, велосипедисты);
- допущение отдельными участниками движения (неопытные водители, нарушители режима движения, мотоциклисты и другие) нарушений ПДД, а также недооценка ими рисков наступления неблагоприятных последствий при несоблюдении ПДД;
- недостаточное удовлетворение потребностей в обеспечении особых условий для участия в движении отдельных групп участников дорожного движения (дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и другие);
- неудовлетворительное состояние проезжей части и недостаточная видимость;
- противоправные действия отдельных участников движения (управление ТС в состоянии опьянения либо без прав).
Называют следующие принципы безопасного системного подхода:
- безопасная дорожно-транспортная инфраструктура;
- безопасная скорость;
- безопасные ТС;
- безопасное поведение пользователей дорог;
- безопасное производство транспортных работ и услуг;
- эффективное оказание помощи после ДТП.
Упоминаются основные направления повышения безопасности:
- повышение эффективности госуправления и госконтроля в области дорожного движения;
- построение госидеологии управления дорожным движением, основанной на повышении БДД во всех ее аспектах и соблюдении прав и свобод граждан в этой сфере;
- получение широкой общественной поддержки при проведении госполитики в области дорожного движения и обеспечения его безопасности.
Важно, что зафиксировано в качестве меры госполитики в области обеспечения безопасности среди прочего:
- повышение качественного уровня строительства и эксплуатации (содержания и текущего ремонта) дорожно-транспортной инфраструктуры;
- ликвидация потенциально опасных участков, своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
- постепенный переход от ограничительно-запретительной к информационно-рекомендательной направленности управления дорожным движением;
- разработка методики по определению потенциальной опасности (рисков) ДТП;
- создание интеллектуальных транспортных систем на сети республиканских автодорог, в Минске, облцентрах;
- разработка концепции обеспечения БДД на дорогах с участием беспилотных ТС.
Документ вступил в силу с 25 мая 2023 года. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке.