Основная часть ресурсов белорусской казны сосредоточена в республиканском бюджете. Оттуда средства распределяются на нижестоящие уровни через межбюджетные трансферты и механизм финансового выравнивания.
Белорусские регионы сильно разнятся между собой по размеру средств, получаемых из центрального бюджета. Какие из белорусских областей, районов и городов являются наиболее самостоятельные в финансовом плане, а какие сильнее всего зависят от дотаций? Чтобы выяснить, обратимся к расчетам экономистов БГЭУ Татьяны Буховец и Дарьи Лопатиной, представленным в «Белорусском экономическом журнале».
Очевидно, что почти полностью самостоятельной является столичная агломерация – город Минск и Минская область. Больше всего зависят от республиканского бюджета Витебская и Могилевская области.
Рейтинг белорусских регионов по доле дотаций в бюджете, 2021 г.
Минск – 0,9%
Минская область – 14,6%
Гродненская – 31,9%
Брестская – 35,3%
Гомельская – 37,2%
Витебская – 40,4
Могилевская – 42,9%
Что касается крупных городов (областного подчинения), то они демонстрируют сильную разбежку в степени бюджетной самостоятельности. Город Гродно, например, является полностью самостоятельным и сравним в этом плане с Минском. Самым зависимым от внешней помощи является Бобруйск.
Сравнение городов областного подчинения по доле дотаций в бюджете
Гродно - 2,6%
Брест - 11,8%
Жодино - 13,6%
Витебск - 16,1%
Новополоцк -29,7%
Могилев – 29,8
Гомель - 41,2%
Барановичи – 45,5%
Пинск – 53,4%
Бобруйск – 57,1%
Можно было бы объяснить такую разницу меду городами различиями в численности населения и количеством предприятий, однако пересчитав данный показатель на душу населения, получаем не только наличие серьезных диспропорций, но и смещение с лидирующих позиций областных центров другими городами областного подчинения.
Примечательно, что Пинск, имея большие собственные доходы на душу населения, чем Витебск, получает больше подушевых трансфертов из вышестоящего бюджета. И эта ситуация в принципе характерна для страны: города, которые не являются областными центрами, благодаря дотациям, имеют в бюджете больше денег в пересчете на душу населения.
Если перейти на уровень районов, то выяснится, что половина белорусских районов не обеспечивает самостоятельно даже 50% своего бюджета.
Антирейтинг самых зависимых районов (% собственных доходов):
Столинский (19%),
Кормянский (21%),
Чечерский (24%),
Ветковский (24%),
Краснопольский (25%).
На районном уровне неравенство в получении трансфертов из вышестоящих бюджетов становится вопиющим. 10% всех районов получают 30% всех доходов районных бюджетов страны, 20% районов – 44% всех доходов.
«Это свидетельствует о крайне неравномерном распределении доходов местных районов по территории страны», - комментируют авторы рейтингов.
В распределении районов по богатству будет действовать тот же феномен, что и в городах. Самыми богатыми в пересчете суммы всего бюджета на душу населения окажутся малозаселенные, но хорошо дотируемые районы. Например, в топ-10 по размеру бюджета на душу населения попали Ветковский, Чечерский, Хотимский и Кормянский районы.
Если разделить собственный доход районов на душу населения (см. таблицу выше), то здесь неожиданно в лидерах оказывается бюджет Островецкого района – того самого, в котором строится атомная станция. Лидирует Островецкий район с большим отрывом – в 1,5 раза по сравнению со следующим бюджетом. А разница с аутсайдером - Кормянским районом Гомельской области – составляет 4,5 раза.
Авторы отмечают, что высокий уровень финансово самостоятельности преимущественно в тех районах, где расположены крупные промышленные предприятия.
Нарушаются предельные сроки строительства жилья на земельных участках. Работы заканчиваются возведением фундамента, после чего земельные участки зарастают древесно-кустарниковой растительностью.
Женщине еще повезло. Теперь, вместо трехкомнатной квартиры, ей предстоит жить в деревенском домике, где вместо плиты и отопления – печка, а вместо трубопровода – колонка во дворе.