Блог Гродно s13

Если ситуация не изменится, то через 4-5 лет в Гродненском районе не по чем будет ездить: обращение в газету вскрыло реальные проблемы дорог

Вопросы качества местных дорог относятся к самым наболевшим. Жители Гродненского района периодически обращаются в редакцию «Перспективы» с жалобами на ямы, выбоины, а то и полностью разрушенное полотно проезжей части. И, как показывает практика, чаще всего это происходит в межсезонье. 

Странная картина

По весне мы попытались выяснить, почему не ремонтируется дорога на Машталеры. С таким вопросом в редакцию обратился Анатолий Иванович Брыкало.

Начальник филиала «Гроднодорожник» пообещал тогда выехать на место, чтобы изучить ситуацию. А летом отремонтировать проблемный участок. Но жители деревни сообщили, что ничего не сделано. 

– Я изучил ситуацию. Да, есть вопросы к дороге, но ездить по ней безопасно. Неровная, однако со скоростью 30 километров можно спокойно перемещаться. Выбоин нет. По этой дороге ездит рейсовый автобус, – говорит начальник филиала «Гроднодорожник» Владимир Король.

А когда мы начинаем переходить к деталям, выясняется, что собеседник говорит о другой трассе. На карте у него в кабинете она значится тонкими штрихами, а на балансе организации вовсе отсутствует. Если учесть, что все дороги в Гродненском районе обслуживает «Гроднодорожник», то непонятно, как такое возможно. 

– Не все дороги СПК перешли на наш баланс. Перед тем как их передавать, хозяйства должны были привести полотно в нормальное состояние. Видимо, в данном случае этого не было сделано, – говорит Владимир Король. – Если посмотреть по карте, дорога эта ведет  в поле, то есть в никуда. Населенных пунктов там нет. 

Но ведь кто-то ее асфальтировал, значит, в этом была необходимость. В те же Машталеры можно заехать двумя путями. Данный путь – один из них. Услышав эти аргументы, наш собеседник рассказал, как в 2010-2011 годах «Гроднодорожник» асфальтировал мехдвор в Житомле. Тогда же встал вопрос о ремонте проходящей мимо дороги. 

– СПК, которым управлял в то время Илья Сенько, оплатил за свою часть дороги, и этот участок мы сделали; а часть, принадлежавшая СПК «Прогресс-Вертелишки», осталась. За нее платить не захотели. А за какие деньги мы будем это делать? – задается вопросом наш собеседник. 

По словам руководителя филиала, выделяемого бюджета не хватает даже на те местные дороги, которые находятся на балансе «Гроднодорожника». И если ситуация не изменится, то через 4-5 лет Гродненский район потеряет очень много асфальто-бетоных километров. Глядишь, и не по чем будет ездить.

– На следующий год нам выделяют 1 миллион 900 тысяч рублей. Такой же бюджет был и на этот год. Для сравнения: стоимость одной тонны битума в начале прошлого года составляла 680 рублей. На начало этого года – тысяча восемьсот десять. А битум – это 50 процентов от стоимости асфальтобетона, – объясняет Владимир Король, и приводит еще цифры: – Мы сейчас строим дорогу от Заболоти до Озерского шоссе в Гродно.  Два километра стоят 36 миллионов. Да, сюда входят и проект, и экспертиза, и вообще, это новое строительство. Но сравните: 1 миллион 900 тысяч рублей и 36 миллионов. Разница в 18 раз.

Пыль столбом

По мнению собеседника, недофинансирование местных дорог привело к тому, что 80 процентов из них уже вышли из нормативных ремонтных сроков. Для сравнения приводит еще несколько цифр. В 2008 году только «Гроднодорожник» ремонтировал в год не менее 30-40 километров. При нынешнем финансировании на следующий год выйдет четыре с половиной. Километр текущего ремонта асфальтобетонного покрытия в зависимости от состояния сейчас обходится в 250-300 тысяч рублей. 

– Вопросы финансирования дорог я поднимаю на всех уровнях. Каждый кивает головой. И на этом всё, – продолжает Владимир Король. – Проще найти крайнего, чем чего-то добиться. Я ведь обыкновенный руководитель филиала. 

Недавно обсуждали идею перевода части дорог в гравийные. Обслуживать их гораздо проще. Но как людям жить, когда от движения по ним идет пыль столбом? 

– Гравийка хороша в поле, удобна для колхозного транспорта, для трактора, проезда между полями. В любую погоду ямочность устраняется путем грейдирования. К слову, в районе в основном не автолюбитель разбивает дорогу, а техника сельхозпредприятий. Мое мнение: там, где ездят легковые автомобили, надо, чтобы был асфальт. 

Хотелось бы закончить этот разговор на хорошей ноте, но перспективы очень туманны. Единственное, что можно сказать, если «Гроднодорожник», имеющий на балансе около тысячи километров дорог, будет ремонтировать по 10 километров в год, то закончат всё приводить в порядок через сто лет. 

Чья колея?

Почему же сельхозпредприятие не ремонтирует дорогу, которая находится на его балансе? Мы спросили об этом у первого заместителя председателя, главного инженера СПК «Прогресс-Вертелишки» Вячеслава Адамени. И вот что он нам ответил:

– Данная дорога не используется в хозяйственной деятельности СПК, так как не связывает ни один объект и находится на границе хозяйства. Несколько лет назад было принято решение облисполкома о передаче данной дороги на баланс КУП «Гроднодорожник». Вся необходимая документация для передачи хозяйством была подготовлена, но решение до сих пор не исполнено, несмотря на неоднократные уведомления «Гроднодорожника». 

В хозяйстве не имеется возможности для ремонта дорожного полотна, нет соответствующей техники. 

Получается замкнутый круг. Одна сторона – СПК «Прогресс-Вертелишки» – не имеет возможности отремонтировать дорогу, а другая – «Гроднодорожник» – не принимает ее себе на баланс, потому что полотно не отремонтировано.

Категории: регион, дороги, деньги, ремонт, проблемы, Перспектива