• «Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо»: Единственная дальнобойщица Островецкого района рассказала, как пришла в профессию

    «Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо»: Единственная дальнобойщица Островецкого района рассказала, как пришла в профессию

    Есть такая… ну, скажем так,  игра. Увидишь незнакомого человека – и начинаешь придумывать ему характер, привычки, судьбу, пытаясь угадать кем он работает, какой у него характер, кто ждёт его дома, что он предпочитает на ужин… А потом, если есть такая возможность, интересно проверить, насколько оказался прав, рассуждает журналист «Островецкой правды».

    Признаюсь: если бы довелось «поиграть в судьбу» моей героини, безусловно проиграла бы. Даже в голову не могло прийти, что эта стройная женщина со стильной причёской и модным маникюром – водитель большегрузного автомобиля. Я не представляла, что наши белоруски на такое способны. Конечно, тем, что за рулём теперь каждая вторая представительница давно не слабой половины человечества, никого сегодня не удивишь. И женщины-таксисты уже не редкость. Но чтобы наша сестра –  на фуре, в которую ещё нужно подумать, как забраться, неделями в рейсе, вдали от дома?! Да ладно!

    Но вот передо мной сидит, немного смущаясь – не привыкла к вниманию прессы, – моя новая знакомая Александра Ластовская. Моложавая, красивая, ухоженная. Дальнобойщица…  Даже слова такого нет – его недавно придумали, может, я и придумала? А она, представительница этой профессии, – есть!

    Ошибка природы

    – Природа со мной ошиблась, – улыбаясь, говорит Александ­ра. – Я должна была родиться мальчиком. Во всяком случае, папа очень хотел сына – в семье к тому времени уже подрастали две дочки.

    Но Александра – или кто там отвечает за то, кто должен родиться? – не оправдала ожиданий родителей… В память о своей несбывшейся мечте отец назвал третью дочку мальчишечьим именем. И предопределил её судьбу.

    – Я росла пацанкой, – вспоминает Александра. – Пока сёстры, как все нормальные девчонки, в куклы да в школу играли, я не могла пройти мимо ни одной железяки. Всё детство проездила то с крёстным отцом в автобусе, то с родным – в колхозном ЗИЛе. Машина, дорога – это было единственным, что меня интересовало. 

    Кстати, в Александре поиграли не только отцовские гены: мама её, Галина Ромейко, в девичестве – Василевская, была одной из первых трактористок в районе. 

    Нужно ли говорить, что и замуж Александра вышла за водителя. 

    Странным кажется другое: при такой увлечённости техникой водительские права она получила довольно поздно, в 32 года: дочка уже в шестой класс ходила, сын родился. Муж работал на большегрузных машинах, неделями пропадал в рейсе, она с двумя детьми – дома, в деревне, в Липках. Добраться в магазин, поликлинику, райцентр по делам – любая мелочь становилась проблемой. И это при том, что в гараже стояла машина. «Всё, больше не могу! – заявила она как-то Виктору. – Пойду учиться на права. Что я хуже всех, что ли?» 

    Муж – и это тоже странно – поначалу воспротивился: какая автошкола, на кого ты Никиту оставишь, подожди немного, пока под­растёт. Но Александра настояла: пару часов присмотреть за братиком и Эрмина сможет, не маленькая уже, а мне права теперь нужны как никогда. 

    И муж сдался…

    Одна мечта на двоих

    Александра выучилась и получила права без особых проб­лем. И главный водительский документ использовала не для самоутверждения и не в качестве сувенира: дескать, я это сделала!

    Посмотрев, как лихо, не хуже его самого, жена управляется с машиной, Виктор как-то полушутя-полусерьёзно предложил:

    – Не хочешь категории «С» и «Е» получить?

    – Хочу! – ответила она без раздумий.

    Обучение на профессиональные водительские категории стало подарком мужа к её дню рождения. Она училась, сдавала, получала новые категории, карточку водителя – и они мечтали: вот дети подрастут – и станут они вместе  колесить по дорогам. 

    Генеральную репетицию своей мечты Ластовские провели в 2017 году, когда Александра получила все необходимые документы. Студентка Эрмина приехала на каникулы и осталась за хозяйку, а супруги-водители отправились в рейс, да не куда-нибудь, а в Испанию.

    – Не думайте, я не в качестве пассажира или туриста ездила – работали на равных, – рассказывает женщина. – Четыре с половиной часа муж за рулём, столько же – я. Всё по-взрослому!

    – Ты молодец! – дал самую главную для неё оценку Виктор, когда вернулись. – Машину понимаешь, дорогу чувствуешь… Всё у тебя получится!  Вот закончит Никитка школу, пойдёт учиться – и станем работать в паре.

    И Александра поняла: это то, о чём она мечтала всю жизнь!

    Она ещё не знала, что осу­ществ­лять их общую мечту ей придётся одной. 

    Лететь с одним крылом…

    В 2019 году Виктора не стало. Вдруг. Он уехал в рейс – и не вернулся. 

    Его нашли мёртвым в машине на территории России. Врачи констатировали острую сердечную недостаточность. 

    Неверие. Отчаяние. Хлопотное возвращение тела. Похороны. Соболезнования.

    И потом, когда всё закончилось, самый главный вопрос: как жить дальше? Как лететь с одним крылом? Куда? И зачем?

    Когда первая, самая острая боль притупилась и высохли слёзы, решила: она должна осуще­ст­вить их общую мечту. «Пойду работать на фуру», – сказала  себе.

    Решить-то легко. А вот как сделать?! Её документы и какая-никакая практика никого не убеждали: в фирмах, куда обращалась, делали большие глаза: вы? на фуру? а как колесо в случае чего поменяете?!

    – Такое впечатление, что единственное, чем занимаются водители большегрузных автомобилей, – это меняют колёса! – горько улыбается Александра. 

    Как ни странно, найти работу ей помог сын. Никита учится в Ошмянском аграрном колледже, а в свободное время увлекается… ну конечно же, большегрузными автомобилями!

    Пока водительских прав у него нет – годами не вышел, он делает их фото- и видеосъёмку. Как-то, работая с одним дальнобойщиком, рассказал о матери и её мечте. Тот поговорил с директором фирмы, который, на счастье, оказался человеком прогрессивным и философски заметил: «А почему бы и нет! Можно попробовать». И пригласил Александру на собеседование. Они немного покатались по месту, он проверил её профессиональные навыки, а потом – вот тебе машина, груз, документы – и вперёд, на Москву!

    Так в 2019 году, в 45 лет, когда многие женщины считают, что жизнь прошла и пора готовиться к пенсии,  Александра Лас­товская  круто поменяла свою судьбу и стала первой в Островецком районе женщиной-водителем большегрузного автомобиля, в простонародье – дальнобойщицей.
    3.jpg

    Жизнь её – дорога

    – Ой, как страшно было в первый раз ехать в рейс самостоятельно! – вспоминает Александра. – Руки-ноги тряслись… Но ничего, потихонечку: где-то спрошу, где-то попрошу помощи – люди в основном доброжелательные, водительская взаимо­выручка – это не миф. Однажды зимой меня стянуло в кювет – пусть не первый, не второй, а только десятый, но остановился, помог выбраться.

    – А как же колёса?

    – Да вот как-то не доводилось, по счастью, сталкиваться ни с колёсами, ни с серьёзными поломками, – смеясь, разводит руками собеседница. – Когда выезжаю в рейс, настраиваю себя, что всё будет хорошо: благополучно пройду все таможни, доставлю груз  и вернусь домой. Так и получается!

    Хотя, признаётся: женщина за рулём большегрузной машины-рефрижератора – все ещё большая редкость. 

    – В Европе они встречаются чаще – как правило, работают семейные пары. На белорусских дорогах не видела никого. В России – однажды: встретились, улыбнулись друг другу – привет, коллега! – и разъехались…

    Отношение к женщинам-дальнобойщицам тоже разное. В азиатских странах смотрят как на диво: фотографируют, снимают на видео. Да и братья-славяне часто отправляют варить борщи и печь пироги: дескать, куда лезешь, баба, не женское это дело! С хамами Александра обращается соответственно: если кто не понимает нормальных слов, может объяснить, что к чему, на понятном для них языке – так до некоторых лучше доходит. Она никогда не была пай-девочкой, а дорога выработала чисто мужские черты характера: решительность, твёрдость, порой – жёсткость. 

    – А иначе нельзя, – утверждает женщина. – Дорога слабых не любит…

    Хотя большинство, по её словам, всё же относятся с уважением, порой – восхищением: такая хрупкая с виду – и такая сильная женщина!

    Да что там говорить о случай­ных знакомых – сёстры по-раз­но­му восприняли её решение стать водителем-международни­ком: одна приняла с понима­нием, вто­рая категорически воспро­­ти­ви­лась, мол, это слишком опасно.

    А дети всегда на её стороне. У Эрмины уже своя, взрослая жизнь. А Никита во всём старается помочь матери. Летом она порой берёт его в рейс – и говорит, что чувствует себя намного спокойнее и увереннее, когда сын рядом. Кто знает, возможно, когда-то он поможет матери осуществить их общую с отцом мечту. 

    А пока Александра, заскочив на несколько дней домой в Липки, успевает переделать нелюбимые, но необходимые женские дела: убраться-постираться, наготовить сыну еды на несколько дней, привести в порядок огород – и снова в рейс... 

    2.jpg


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Не успел выпасть первый снег, как Сергей Морозов выбрал подходящую погоду, поднял в небо дрон и снял шикарные кадры зимнего города.

    Пять лет назад отец Павел сменил офисное кресло и должность руководителя небольшой компании на служение в деревенской церкви. Начал вести проповеди в прямом эфире, продолжает «пилить контент» в соцсетях...

    Камера рассчитана на работу в сложных погодных условиях и отлично выдерживает низкие и высокие температуры. Она способна снимать в разрешении Full HD с углом обзора в 130 градусов.

    Гродненские энтузиасты вышли на краудфандинговый сервис Kickstarter с проектом «Лихой топор». На площадке начался сбор денег для создания умных сенсорных столов, которые светятся от прикосновений.

    Мужчине, который обвиняется в жестком убийстве и разбое, произошедшем 17 лет назад в Лиде, зачитали приговор.

    Если законопроект примут, за отрицание геноцида введется уголовное наказание до пяти лет лишения свободы. А если это «отрицание» совершено повторно либо с использованием служебных полномочий, срок вырастет...

    Как сообщает «Гродно Плюс», новая техника поставлена из России. Это плановое перевооружение.

    Все новости