• Остались только планы — почему посёлок под Гродно так и не стал элитным

    Остались только планы — почему посёлок под Гродно так и не стал элитным
    Фото: vgr.by

    Несколько десятков лет назад посёлок, что всего в шести километрах от Гродно, мог стать элитным — со школой, детским садом, стадионом и троллейбусным сообщением из города. Но теперь, говорят местные, он превратился в обычное дачное товарищество без магазинов, транспорта и асфальтированных дорог, рассказывает «Вечерний Гродно».

    Живут азотовцы, чиновники и врачи

    Посёлок на берегу Немана недалеко от Гродно появился в середине восьмидесятых годов.

    — Был такой Николай Иванович Кретов (работал главным механиком на предприятии с 1973 по 1989 годы. — Прим. авт.). Он съездил в одну из союзных республик и увидел пример того, как у предприятия был свой посёлок. Решили у нас такой проект осуществить. Присмотрели местечко, выделили средства на коммуникации и инфраструктуру, — вспоминает местный житель Василий Веснин (пенсионер продал квартиру в Гродно и за пять тысяч долларов купил участок с недостроенным коттеджем).

    К будущему посёлку подвели воду, газ, электричество, обустроили главную улицу имени Евфросинии Полоцкой, а на других поставили бордюры, но положить асфальт не успели…

    Нарезали участки и раздали их работникам гродненского «Азота». И сейчас большинство здесь — азотовцы, как бывшие, так и те, кто продолжает трудиться на химзаводе. Есть среди жителей известные гродненцы. Например, бывший глава администрации Октябрьского района Гродно Анатолий Бубен, известный лор Олег Хоров. Говорят, что некоторое время здесь жил нынешний губернатор Владимир Караник.

    Планы остались лишь на бумаге

    В Береговом около 250 домов. В советское время хотели строить стадион, школу, детский сад и собирались пустить сюда троллейбус из города. Но элитным посёлок не стал. Теперь территория относится к Вертелишковскому сельсовету, а большие планы остались лишь на бумаге. На то, что когда-то они осуществятся, местные уже не надеются: землю в посёлке раздали под частную застройку, на многих участках выросли коттеджи, так что разместить нужные социальные объекты попросту негде.

    — Спасибо частному предпринимателю, который сделал магазин на трассе. Это наше спасение. Там бывают фрукты и овощи, даже выпечка. Был государственный магазин возле племпредприятия, но закрылся, — рассказывает мама двоих детей Анастасия.

    Кое-что из продуктов можно купить на почте, но поговаривают, что и её собираются закрывать.

    В Береговом есть крупное предприятие — племзавод, но взять посёлок под свою опеку селекционеры не спешат. Максимум зимой почистят дорогу от снега от трассы М6 до посёлка.

    Выбрали старосту

    В сентябре прошлого года на собрании выбрали нового старосту посёлка — Константина Житкевича. Он работал на «автоагрегатах» и переехал сюда из города около двадцати лет назад. Купил брошенный участок за триста долларов.

    — У меня и в Гродно есть квартира, но мне там делать нечего. Здесь же можно и травку покосить, и в лес сходить, и к Неману спуститься рыбку половить, и с детишками за ягодами или грибами сходить, — говорит Константин Сергеевич.

    По его словам, проблем хватает, но главное — чтобы они решались. Так как детей много, обустроили спортивную площадку, поставили ворота. Наконец вместе с председателем сельсовета решили вопрос с вывозом мусора. Его забирали только раз в месяц, контейнеры стояли переполненные, но за последнюю неделю мусоровоз приезжал уже трижды. Жители просят поставить баки для сортировки отходов, как это сделано в частном секторе в Гродно. Но пока получают отказы: для этого вывоз мусора нужно организовать в областном центре, а сейчас его вывозит Скидельское ЖКХ.

    Поворот от ворот

    Основной проблемный вопрос, говорят местные, это дороги.

    — В прошлом году подсыпали улицы, но гравий оказался глинистый: после дождей пройти невозможно. И так на многих улицах — Балтийской, Величальной, Творческой, Почётной. Если молодые пары гуляют с детишками в слякотную погоду, смотреть на них жалко, — рассказывает староста.

    Пять лет жители борются и за то, чтобы вернули поворот налево из посёлка на трассу М6 в сторону города, что вблизи бывшего поста ГАИ.

    В 2016 году его закрыли отбойником из соображений дорожной безопасности. Теперь вынуждены ездить через развязку за Береговым, наматывать лишние километры и тратить время и топливо. О дорожном тупике не раз писала «Вечёрка».

    По этому поводу неоднократно происходили встречи с чиновниками разных уровней, но вместо поворота возле пешеходного перехода только ограничили скорость с 100 до 80 километров в час, поставили фонари и сделали тротуар. Вернули дорогу на Вертелишки, по которой ходили на остановку к Аульсу.

    — Мы хотим, чтобы нам через овраг проложили дорогу к ГЭС, всего полтора – два километра. Было бы до города ближе. И дорога запасная. Её начали засыпать, но бросили. А ведь можно перенаправить машины с мусором, который вывозят в карьер в Обуховичи, в этот овраг. Тем более что сюда на десять километров ближе, — рассуждают жители.

    Однако и на это обращение получен отказ. В прошлом году пришёл ответ из Гродненского райисполкома о нецелесообразности строительства данной дороги.

    Овраг, дорога через который могла решить многие проблемы Берегового

    Ездят в Вертелишки через город

    Пока никак не решается вопрос и с транспортом. Около девяноста процентов населения Берегового работает в Гродно, но добраться в город сложно. Пока посёлок был азотовским, автобус ходил в город семь раз в день, теперь — только три.

    — На остановке висит расписание, что ходят автобусы, например в Мильковщину, Скидель. Но спасают обуховские маршрутки, потому что это единственный, к слову частный, перевозчик, который не только останавливается по графику, но и подбирает пассажиров. Проезд не дороже, чем в городской маршрутке. Школьники ездят обычными автобусами со справкой бесплатно, но они часто переполнены, — рассказывает Анастасия.

    Нет прямого сообщения с Вертелишками, к которым территориально относится посёлок. Добираются туда на маршрутках через город или на своей машине.

    — Я ребёнка вожу в детский сад в Гродно, и старший туда ездит на маршрутках, потому что в Вертелишки нет транспорта, — объясняет Анастасия. — Представьте ситуацию: ребёнок в саду в Вертелишках, а вы работаете в Гродно и вам звонят, что у сына температура. Надо ехать на маршрутке в Вертелишки, оттуда обратно в Гродно, а потом из Гродно в Береговой. Почему бы не включить нас в городскую черту?

    Речка есть, спусков нет

    Добавило проблем и строительство ГЭС. Изменились экосистема, Неман разлился, и большая часть территории и подходы к реке ушли под воду. Берега стали крутыми, и спуститься к Неману почти невозможно.

    — Ребята предлагают сделать ступеньки, но на это нужны разрешение, проект. Договориться никак не можем: сами не делают и нам не дают, — сетуют местные. — Летом речка цветёт, на ней пятна какие-то появляются. Звоним, спрашиваем — ничего не делается. Перестали купаться, потому что аллергия пошла.

    По их словам, свободной земли в Береговом почти не осталось. Продают только старые дома. В интернете мы нашли объявление о продаже одного на Малахитовой улице за 290 тысяч рублей. Хотя и «заброшек» мало, а коттеджи в основном похожи на величественные дворцы.

    — У нас тут у всех «замки», кроме меня, — шутит Василий Фёдорович. — Сразу видно, какой дом был построен в советское время, они огромные. Тогда было проще со стройматериалами. Но «нищета» отсюда уезжает. Дочь одно время жила, не потянули — уехали.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • В этому году сплавы начали как никогда рано: с субботы, 23 марта. Но пока, говорят, желающих не так уж и много. Из-за этого количество рейсов довольно ограниченное.

    В ближайший год-два в частном секторе Гродно появятся дороги. Планируется, что центральные улицы будут в асфальтном покрытии, остальные - в гравийном. Строить будут соблюдая несколько условий.

    Предполагается, что стоимость двухэтажной секции будет сопоставима с квартирой в многоэтажке Гродно.

    Производство отечественных электрокаров может повлиять на цены в этом сегменте авторынка в нашей стране. Сейчас ввозимые в республику электромобили освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов.

    Выращивание запрещенного «гербария» может обернуться для ботаника тремя годами тюрьмы.

    38-летняя женщина-водитель легкового автомобиля при въезде на кольцевую развязку не предоставила преимущество двигавшемуся по кольцу мотоциклисту.

    В рамках выполнения задач по обеспечению населения качественной водой в регионе в 2024 году обеспечат строительство 4 станций обезжелезивания воды.

    Все новости