• «Искал в объявлениях и даже в огородах по всей Беларуси». Посмотрите, как гродненец восстанавливает старые Barkas и Trabant

    «Искал в объявлениях и даже в огородах по всей Беларуси». Посмотрите, как гродненец восстанавливает старые Barkas и Trabant

    В Беларуси ретромобили не только становятся участниками редких фестивалей, но и получают вторую жизнь, став основой для необычного бизнеса. Например, из жёлтого гэдээровского Barkas B1000 1978 года выпуска получилась отличная кофейня прямо в центре Гродно. А из 24-летнего Mercedes-Benz T1 308D ушлые гродненцы соорудили настоящую пиццерию! Ну и чешские трдельники — слышали о таких? Они, кстати говоря, вкуснее всего получаются в 30-летнем Volkswagen LT — с удовольствием продегустировали. Зачёт!

    Сегодня av.by рассказывает истории двух «пенсионеров» — Barkas и Trabant, которые волею судеб стали настоящими кинозвёздами! Да, ещё пару лет назад они гнили в огородах и зарастали мхом, а сегодня эти машины под прицелом десятков кинокамер, за ними следят и с них сдувают пылинки, а в их салонах разъезжают известные актёры.

    Фото из личного архива героя

    Прошлой осенью и нынешней весной в Гродно проходили съёмки российского сериала «ГДР». Тогда было замечено много ретроавтомобилей. Мы нашли их хозяина и напросились к нему в гости на интервью. 

    Уже подъезжая к частному дому гродненца Валентина, понимаешь, что мужчина увлечён именно немецкой техникой: прямо у забора нас встречают несколько представителей автопрома из прошлого. Но самое интересное — во дворе! Туда и направимся.

    Чуть приоткрыв калитку, видим, как из гаража выглядывает кусочек ярко-жёлтого Barkas. Наш фотограф подходит поближе, чтоб сделать пару снимков. На что хозяин тут же реагирует:

    — Давайте отгоню во двор! Поближе.

    Сорокалетний бусик заводится с пол-оборота и чуть ли не выпрыгивает из гаража, вызвав наше искреннее удивление.

    Валентину — 51 год. Увлекаться техникой гродненец начал ещё в девятом классе. Тогда подросток собрал для своих родителей железного помощника в поле — настоящий трактор! Звучит как сценарий для фильма, но это реальный факт из биографии мужчины:

    — Родители жили в деревне, и, чтобы им было на чём работать, я собрал собственный трактор. Запчасти тогда покупали в колхозах — в советское время дела с этим обстояли проще. Машина, кстати, прослужила 20 лет.

    Первый водительский опыт мужчина приобрёл ещё раньше.

    — На тракторе ездил со второго класса. Отец трудился трактористом. В конце рабочего дня приезжал домой и разрешал мне на машинно-тракторную станцию технику отогнать, — вспоминает гродненец. — Понятное дело, что ГАИ в деревне тогда не дежурила, поэтому мне и разрешали проехаться на сельхозмашине.

    Естественно, с такой любовью к технике Валентин связал свою будущую профессию с машинами. Выучился на техника-механика, но работать приходилось не только по специальности:

    — Сразу после армии был регулировщиком радиоэлектронной аппаратуры. Потом — монтажником, позже — механиком. И даже сотрудником МВД! Когда ушёл из органов, занялся своим делом.

    Сейчас у Валентина собственное швейное производство женской одежды. А всё свободное время коротает в гараже, восстанавливая и реставрируя старые машины.

    — Это не бизнес и не работа. Так, хобби! Занятие для души, — признаётся мужчина.

    Что интересно, автомобили гродненского реставратора есть даже в музее русской техники, который находится в немецком Гамбурге!

    — Немцы даже приглашали работать там, но я отказался. Во-первых, никуда не хочу уезжать из родной Беларуси. Во-вторых, вложить в эти машины нужно гораздо больше, чем можно на этом заработать.

    Первые модели, над которыми трудился Валентин, — ГАЗ-69:

    — Это такие старые зелёные «козлики». А потом я увидел немецкий автопром — и началось!

    С тех пор «Баркас» и «Трабант» стали особой любовью гродненца. На них он «охотился» везде: искал и в объявлениях, и даже… в огородах по всей Беларуси.

    — Эти машины ведь конструктивно эксклюзивные. Их найти сейчас просто нереально. Если где-то есть объявления, то цены — космос! От полутора тысяч долларов и выше. Когда-то ещё можно было купить за 200—300 долларов. Я их забирал, чтобы они не ушли на металлолом. 

    Застать все восстановленные «Баркасы» во дворе дома Валентина мы не смогли. Часть из них уехала на съёмки фильма «ГДР» в Калининград, кое-что осталось в Гродно.

    В городе над Неманом уже два раза проходили работы над этой кинолентой. И некоторые автомобили Валентина были задействованы в съёмочном процессе.

    — Машины с историей — все снимались в фильме! — не скрывая улыбки, говорит белорус. — Смотрите, здесь даже есть кондиционер рабочий!

    Мужчина открывает салон жёлтого «Баркаса» и демонстрирует нам заводской вентилятор, установленный на панели старенького буса.

    — Этот Barkas я купил в Лиде абсолютно случайно: знакомый сказал, что увидел машину в огороде. Я сразу поехал туда. Бус был не на ходу. Под капотом стоял двигатель от VW Passat B3. Пришлось на эвакуаторе перевезти в Гродно. А тут уже потихоньку восстановил всё в оригинал, — рассказывает Валентин.

    Когда-то этот «Баркас» работал в Польше маршрутным такси. Позже уже в Беларуси перевозил пассажиров на «закупы» в Польшу. А потом, как и многие представители автопрома из прошлого, стоял в огороде и тихонько ржавел.

    — Не стесняйтесь! Откройте багажник и посмотрите, какой он вместительный, — улыбаясь, просит нас Валентин. — Глядите! У современного Volkswagen B5 и то поменьше места будет.

    — А этот — вообще эксклюзивный вариант. Если в предыдущем «Баркасе» стоит двухтактный двигатель, то здесь уже четырёхтактный IFA объёмом 1,3 литра. Таких выпущено только 750 штук. Потом завод закрылся, оборудование попытались перевезти в Калининградскую область, чтобы собирать машины дальше, но ничего не вышло, — подводит к ещё одной своей машине мужчина.

    — Да, её тоже нашёл в огороде. Предложил владельцу обменять на целый Volkswagen Golf 2. Хозяин быстро согласился! «Баркас» полностью на ходу, передвигается живо. Автомобиль продуман до мелочей. Состояние двигателя — идеальное! Чего не скажешь, конечно, о кузове. Он, как видите, весь в ржавчине. Начиная с 1989 года в Германию поставлялось железо очень плохого качества. А данный «Баркас» 1991 года выпуска. Честно говоря, почти весь сгнил. Но ничего — скоро будет как новенький! — уверенно произносит Валентин.

    Реставрацией и восстановлением гродненец занимается полностью сам. Говорит, если заказывать детали из Германии, то старый «Баркас» выйдет дороже «Гелендвагена»:

    — Одна полуось стоит от 450 до 600 евро! Поэтому всё делаю сам! Больше всего времени уходит на то, чтобы найти и скомплектовать детали. Нет смысла разбирать автомобиль, пока не убедишься, что каждый компонент есть в наличии. Иначе авто может долго так простоять.  

    Рядом с «Баркасом» находятся два экземпляра марки «Трабант» — ещё одни яркие представители восточногерманских микролитражных автомобилей, серийно производившихся народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. Кстати, Trabant был одним из символов ГДР!

    Зелёный «Трабант» уже полностью отреставрирован и даже поучаствовал в съёмках. А вот другому представителю бывшей немецкой республики ещё только предстоит перерождение.

    — Этот уже полностью разобран и поедет под пескоструй. Кстати, он один из первых автомобилей данной марки — 1971 года выпуска. Панель целиком металлическая, купил его за 900 долларов когда-то...

    Вы помните подносы из советских столовых? Так вот, кузов этой машины сделан из такого же, как и они, материала — дюропласта. В послевоенное время ощущалась нехватка металла, поэтому конструкторам приходилось быть изобретательными. И одно решение нашлось. Немецкие техники-механики придумали новый материал на основе отходов хлопка, смешанных с фенолформальдегидной смолой.

    Впрочем, необычного у этой иномарки много чего:

    — Это вообще эксклюзивная машина! У неё стоит такой двигатель, как у мотоцикла с рабочим объёмом 700 куб. см. В «Баркасах» — водяное охлаждение, а здесь — воздушное! Турбина установлена. Автомобиль переднеприводной, коробка передач — «полуавтомат». Есть такой рычажок: газанул, и она едет! Газ отпускаешь — машина накатом движется.

    И у «Баркасов», и у «Трабантов» расход топлива мизерный, а «лошадок» под капотом не так уж и много: у буса заявлено всего 45, у немецкого ретроседана — 26 л. с.

     — Но не надо думать, что машинки хиленькие! Когда были съёмки «ГДР», за руль буса сел каскадёр из Минска. Восемь раз пытался тронуться, а не смог! Потом уже на меня надели фуражку и китель милицейский — а я как газанул! Такого огня дал!

    Кстати, этот «Трабант», как шутит Валентин, без пробега по Беларуси. Когда его впервые увидел гродненец, на капоте был почти сантиметр мха.

    — Его ввезли в 1992 году из Польши. Растаможили, есть даже документы все. Но хозяин не смог восстановить машину, так она и простояла забытая под забором. А у меня поехала уже на следующий день!

    В гараже Валентина стоит и другая техника. Например, катер мужчина тоже собрал сам. От него был только корпус. А теперь это надёжный помощник в летнем занятии белоруса:

    — Я на нём плаваю всё лето по Гродненскому водохранилищу! Люблю порыбачить на зорьке!

    — А это вот чешский мини-трактор TZ-4K-14. Он интересен тем, что на то время (1981 год) здесь уже использовались полный привод и блокировка дифференциала!

    Конечно, мы не могли не спросить, какие суммы тратятся на реставрацию и восстановление немецкого автопрома. И не планирует ли своё хобби гродненец монетизировать?

    — Про конкретные цифры ничего не скажу, но денег уходит прилично! А вообще, мне просто хочется собрать коллекцию и оставить её для своих детей и внуков. О заработке речи не идёт.

     — Как супруга относится к вашему увлечению? Вы ведь всё свободное время проводите в гараже?

    — Хорошо относится! Обижается только, что её новая машина стоит у ворот, а мои «пенсионеры» — в гараже, — со смехом отвечает нам мужчина.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Ежемесячно Яндекс Плюс анализирует предпочтения жителей Беларуси. Рассказываем, какой контент оказался в топе.

    Яркая фотозона с шарами для жителей Гродно останется в TRINITI по 28 апреля.

    Изначально обвиняемый пояснил, что мужчины шумели и мешали ему отдыхать, поэтому он совершил по ним несколько выстрелов из пневматического пистолета.

    Строящийся на бывшей территории воинской части гродненского микрорайона Фолюш будет самым зеленым среди всех новостроек Гродно.

    Из четырёх квартир на лестничной площадке только одна благополучная. Ее хозяйка так запугана, что боится открывать дверь.

    На одежде представлены рисунки в стиле Бакста – восточный орнамент на ультрамариновом фоне, необычные ромбики-символы и огромные розовые цветы.

    Стоит сразу отметить, что практически всегда в объявлениях указаны минимальные цены, которые соответствуют будним дням, либо цена для одного человека.

    Все новости