• «Все началось со старого деревянного челна»: история гродненца, который построил свой бизнес на воде

    История гродненца Яна Кивляка о том, как байдарка стала семейным бизнесом, началась со старого деревянного челна. На нем мужчина, еще будучи школьником, пересекал Неман, чтобы попасть на рейсовый автобус в Гродно. В студенческие годы с будущей женой Ян устраивал свидания на байдарке уже советского образца, а чуть позже - катали на ней своих детей.

    «Байдарка всегда была в моей жизни. Сначала как транспортное средство, потом как увлечение, теперь как бизнес», - говорит 65-летний гродненец.

    Сегодня у мужчины в личном парке около 40 байдарок, несколько организованных маршрутов на воде и много планов на будущее. О том, что студенческое хобби может «выстрелить» в свое семейное дело, Ян Кивляк никогда не думал.

    Журналист Блога Гродно s13.ru вместе с ним отправился в сплав, чтобы и историю выслушать, и водным походом насладиться.

    Мы договариваемся о встрече на бетонном мосту с указателем «Черная Ганча». Инструктор задерживается на несколько минут – и это именно тот случай, когда ты радуешься человеческой непунктуальности. Вид с бетонного моста завораживает. Помните картинку из детства, которое при движении меняет изображение? Так и здесь. Смотришь с моста на речку – видишь отражение неба и как через развесистые ветки выглядывает солнце, немного меняешь угол зрения – и на дне реки замечаешь рыбную стаю. Кроны деревьев то сходятся над речкой, то расходятся. Веет прохладой и совсем никуда не хочется уходить.

    На пыльной дороге притормаживает автомобиль, из него выходит высокий молодой человек. Здоровается, быстренько раздает команды всем членам сплава. Я нехотя ухожу с моста. Еще даже не подозревая, что впереди меня ждет 12 километров неповторимых пейзажей, лесных ароматов и чудесная история о семейном деле.

    Нас проводят к «отправочной станции», которая находится в этой же деревне неподалеку. Около дома нас встречает босоногий мужчина в соломенной шляпе - это Ян Кивляк. Выдает жилеты и весла. И ведет всю команду к берегу реки, от которого мы отправимся в водное путешествие на байдарках. Его сын, Петр, расскажет нам инструкцию, покажет, как владеть веслами и вести себя на воде.

    - Родители мои родом из деревни Ятвезь, - начинает свой рассказ Ян Кивляк. Мы с ним плывем в одной байдарке, и я даже не знаю, чему больше радоваться: то ли тому, что услышу много интересных историй, то ли за личную безопасность на воде – такого профессионального капитана еще поискать надо. – Мы приезжали часто к родственникам, которые остались жить здесь на хуторе. А дороги в то время плохие были – на гравийных такая пылюга стояла, что аяяяяй. Транспорта было по минимуму - чаще всего использовали водный. Не свой, правда. Был такой пароход Лизы Чайкиной. Очень впечатляющая картина была – народу набивалось на нем чуть ли не до ручек. Но капитан не перечил. И вот мы в речном порту города Гродно стартовали и плыли, делая остановки у хуторов, деревень. Как правило, через минут 20 -30 большинство пассажиров выходило, а мы плыли дальше всех…

    В это время мы проплываем у старого подтопленного челна. Ян умело меняет курс нашего путешествия, и мы подплываем ближе к старой лодке.

    - Вот на таком челне я школьником плавал, - говорит мужчина и уголки его глаз начинают улыбаться от воспоминаний. – Как вспомню: загрузим овощей, яблок в лодку, и плывем к автобусу, чтоб уехать в город. Бывает волна поднимется – и «плюх» к нам в лодку.

    Все свое детство Ян провел в окрестностях Немново, поэтому район этот знает очень хорошо. Мы плывем по узкой извилистой гродненской речке Черная Ганча. Иногда путь нам преграждают широкие ветки деревьев, которые склонились над водяной гладью. Бывает, что на дно речки улеглись старые поваленные деревья и приходится немного набрать скорость, чтобы в байдарке их шустро преодолеть.

    А вот бирюзовая стрекоза села на «носик» нашей лодки, проплыла чуть с нами и порхнула высоко в небо: «спасибо, что подвезли!» - только и оставалось ей сказать нам вслед.  Иногда привычные голубо-зеленые краски разбавляет красная калина. Очень живописно.

    - А потом я уже в студенчестве познакомился со своей будущей супругой. И, значит, она говорит однажды мне, что, мол, есть такая возможность взять у знакомых байдарку и прокатиться в ней, - продолжает свой рассказ Ян. – Ну я тут же предложил маршрут – стартуем в Гродно, а финишируем здесь на хуторе.  

    Взять в то время байдарку было совсем не проблемой, вспоминает мой собеседник. Практически на каждом предприятии были свои байдарки. А профсоюзы организовывали сплавы по всему Советскому союзу.

    - Даже давали дополнительные дни к отпуску, необходимые для приезда к месту старта. Байдарки тогда были складные. Их можно было без проблем разобрать, чтоб сесть с ними на поезд, например.

    Первая байдарка у Яна появилась случайно – подарил сосед. Постепенно личный парк у мужчины пополнялся, а сплавы превращались в любимое дело.

    - Мы и в Литву сплавлялись к родственникам. И наши друзья из Польши приезжали - мы вместе организовывали водные туры. В общем, «жили» этим делом.

    Старший сын мужчины Петр впервые сел в байдарку в 1 год и 9 месяцев, а младшая дочь Мария  – и то раньше.

    - Где бы я ни работал, с байдарками был связан всегда. То сами сплавлялись, то помогали кому-то организовать сплав – дать байдарки, подсказать маршрут, - рассказывает Ян. – В 2020 году мой знакомый решил уехать из страны и распродать свое имущество. Я у него купил пару байдарок, еще тогда точно не зная, зачем они мне.

    Пандемия и закрытые границы внесли окончательные штрихи к рождению семейного байдарочного дела:

    - Дочка разместила в социальных сетях фотографии наших сплавов и объявление о том, что мы поможем его организовать. Пошел огромный поток звонков, сообщений, заказов, - вспоминает Ян. – Получается, что все это время наша страна была «донором» для туризма в другой стране, а закрытые границы полностью поменяли курс. Люди стали путешествовать по родине. И выбирать наиболее безопасный с точки зрения пандемии маршрут – ну а какой вирус может быть на речке?

    Прошлый год четко продемонстрировал семье Кивляк, что водные походы – востребованы и интересны для людей. На семейном совете было принято решение увеличить парк байдарок в два раза и более организованно подойти к этому делу.

    - Разработали несколько маршрутов, купили байдарки – теперь у нас их 40, профессиональное снаряжение, сделали рекламу, - рассказывает Ян.

    К этому времени мы подплыли к первой так называемой остановке. Позади осталось 5 километров водного маршрута. Мы остановились у причала – здесь есть и беседка, и мангал, и даже тарзанка для тех, кто хочет освежиться в прохладной речке.

    Участники сплава делятся впечатлениями – для кого-то это первый сплав, поэтому эмоций хоть отбавляй.

    - Вы прошли самый легкий путь. Дальше будет немного сложнее. Впереди будет препятствие, где вам необходимо будет выйти самим и байдарку немного подтопить под дерево, чтобы она смогла проплыть, - рассказывает инструктор Петр.

    Петр – старший сын Яна. Уже много лет он живет и работает в Германии. Раньше к родителям приезжал только во время короткого отпуска. Это лето стало исключением – и для него, и для всей его семьи.

    - Я приехал сюда в мае - на работе взял отпуск за свой счет, чтобы помочь отцу с байдарками здесь на родине.

    В семейном бизнесе Петр вместе с сестрой Марией ведет клиентскую базу – отвечает на звонки, сообщения, проводит инструктаж перед сплавом и, если надо, в роли капитана может сплавиться в составе группы.

    Вторую часть нашего водного похода я провожу в лодке уже с Петром:

    - Знаете, в Германии и Польше байдарочные путешествия очень развиты и развиты уже давно. В Беларуси коммерческий водный туризм только зарождается. И в этом есть своя прелесть – у нас есть возможность увидеть настоящую дикую природу, не тронутую еще человеком. В Германии такого не встретишь уже – там уже на каждом шагу вдоль реки кемпинги, рестораны, гостиницы.

    Сегодня семья Кивляк предлагает своим туристам несколько маршрутов. Поход по Черной Ганче один из самых живописных и впечатляющих:

    - Идеальная река для сплава: не широкая, постоянно «петляет». За счет этого нужно все время держать руку на пульсе. В конце похода туристы испытывают небывалый восторг от того, что они сами смогли пройти такой вот водный лабиринт. Эмоции еще и от того, что несколько часов ты провел на воде, среди лесного воздуха, любовался такими вот пейзажами.

    Телефон Петра во время разговора постоянно звонил. Мужчина признается, что наплыв клиентов сейчас очень большой. За выходные в среднем сплавляется около 70 человек. Будние дни, как правило, тоже расписаны. Иногда даже приходится работать без выходных.

    - Сейчас работает в основном «сарафанное радио» на нас. Есть и постоянные клиенты. Мы очень хотим сделать упор именно на семейный отдых, поэтому дети до 12 лет у нас катаются бесплатно. Считаем, что это очень важно, когда родители прививают любовь у детей к активному отдыху, как это когда-то сделали наши родители, - улыбаясь говорит Петр.

    Впечатлений от сплава хватило сполна. Эмоции были разные – от полного умиротворения от здешних пейзажей и тишины до экстрима, когда тебе надо было умело преодолевать препятствия. Назад к машине мы возвращались вдоль кукурузного поля, где-то за горизонтом уже садилось солнце. В руках чувствовалась легкая усталость, а перед глазами еще долго мелькали речные пейзажи – ни один из них за 12 километров ни разу не повторился. Стоит ли говорить об уникальности этого маршрута и этого маленького водного путешествия? История которого началась когда-то очень давно со старенького деревянного челна.