Блог Гродно s13

Geely выбился в лидеры продаж. Как белорусский авторынок пережил 2022 год и какие прогнозы на 2023-й

В этом году ситуация на рынке новых автомобилей, безусловно, необычная. По данным БАА (Белорусской автомобильной ассоциации), наблюдался серьезный спад: в 2014 году продали 24 650 машин, в 2019-м — 64 504, в 2022-м — 17 234 (из них 14 843 легковых). То есть это минимум за последние годы. Так мало было только в 2012 году. Даже по сравнению с 2021-м — минус 63 процента (в РФ — минус 59 процентов).

Модельный ряд ужался в 3 раза

Количество моделей в свободной продаже сократилось в три раза и к концу года колебалось возле отметки в 30 единиц, тогда как, например, в августе 2021-го составляло 112. На 1000 жителей Беларуси за прошлый год было продано всего 1,6 новых авто (для сравнения: даже в России — 4,3).

Топ-10 марок

В В-классе лидером продаж стала Lada Vesta, в D-классе — Toyota Camry, в Е-классе — Audi A6, в F-классе — BMW 7-er.

Класс SUV возглавил Geely Coolray, класс SUV С — Geely Atlas Pro, класс SUV В — Nissan X-Trail, класс SUV Е — Volkswagen Touareg, SUV А — Toyota Land Cruiser, offroad — Lada Niva Legend.

В абсолютных числах самой продаваемой моделью стала Lada Vesta, кроссоверы от Geely — на втором и третьем местах.

Поставки из России и 140-ой указ — что обрушило рынок новых машин

Как сообщил председатель правления автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода, за последние годы белорусские дилеры оказались в большой зависимости от поставок из России, на которые приходится около 80% (еще 16% — собственное производство Geely и 4% — ввоз из-за пределов ЕАЭС). Это стало основным фактором сужения модельного ряда и роста цен.

Еще одна проблема — огромный по объему ввоз подержанных автомобилей по указу № 140. По данным БАА, из более 100 тыс. импортированных в Беларусь в 2022 году автомобилей на долю дилеров пришлось только около 15%, хотя ранее эта цифра составляла 60−65%.

В результате на практике 140-й указ вместо поддержки малообеспеченных слоев — многодетных семей и инвалидов — позволяет зарабатывать перекупщикам. И одновременно препятствует развитию цивилизованного авторынка. Ассоциация подготовила предложения по корректировке этого документа.

Прогнозы на 2023-й: ясности мало, оптимизма тоже

В БАА воздержались от официального прогноза на 2023 год из-за неопределенной ситуации. Вместе с тем Сергей Варивода поделился данными опроса автодилеров: как выяснилось, они ожидают сохранения продаж приблизительно на уровне прошлого года, однако большинство заявили о предполагаемом снижении сбыта.

На данный момент дилеры констатируют, что цены на авто стабилизировались и в дальнейшем будут меняться только из-за курсовых колебаний. Варивода подчеркнул, что здесь все зависит от ситуации в России: ослабление российского рубля к иностранным валютам может вновь отправить в рост цены на белорусском авторынке. Сгладить ситуацию, по его мнению, могли бы поставки автомобилей китайского производства из КНР.

В целом большинство дилеров в 2023 году ожидают повышения цен на автомобили не более чем на 5%, а некоторые даже готовы сами снизить их стоимость, чтобы исключить автомобили из постановления Совмина № 713−2 о системе регулирования цен.

— Мы готовы как саморегулируемая организация, я имею в виду Белорусскую автомобильную ассоциацию, принять на себя обязательства по контролю за уровнем цен на автомобили, реализуемые членами ассоциации, — заявил Варивода.

По оценкам БАА, на отечественный рынок в 2023 году будет выведено минимум 30 моделей автомобилей — в основном китайских марок. Лишь два дилера заявили о намерении использовать каналы параллельного импорта. По мнению Вариводы, уже к концу года на белорусском авторынке будет абсолютное доминирование китайских моделей с долей 70−75%.

Что с электромобилями

Примечательный факт: на фоне падения спроса на бензиновые и дизельные авто в Беларуси стали чаще покупать электромобили — их продажи в прошлом году выросли почти на треть (28%) по сравнению с 2021-м, сообщил Дмитрий Ярота. Правда, общее число проданных в 2022 году электрокаров составило всего 55 единиц.

Лидером продаж стала Geely Geometry C. На втором месте — Audi e-tron, на третьем — Porsche Taycan.

— Официальными дилерами предлагается не так много электромобилей, сколько у нас появилось на дорогах. Надеемся, что эта тенденция будет меняться, — отметил Ярота.

Генеральный директор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский заявил, что в Беларуси есть все предпосылки для развития рынка электромобилей:

— В частности, хорошо развита инфраструктура — более 600 заправок, качественные дороги, достаточно небольшие расстояния между городами. Единственным сдерживающим фактором является цена электромобилей и возможность их массовой поставки на рынок, — сказал он.

Категории: авторынок, автомобили, итоги, Беларусь, цифры