Блог Гродно s13

Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину в Беларуси. Что будет с ценами?

Шторм на рынке новых автомобилей ожидаемо накрывает волнами и сферу «бэушки». Цены на автомобили с пробегом сегодня такие, что каждое объявление о продаже провоцирует возмущенные комментарии о неадекватности названных сумм. Office Life разбирался, как дорожали б/у авто в прошлом году, почему так произошло и каковы прогнозы на ближайшие месяцы.

Рост цен на подержанные автомобили начался в 2021 году, его причиной стал дефицит новых машин. Постковидное наращивание производства полупроводников не успевало за темпами отложенного спроса на новые машины. К III кварталу 2021 года нехватка поставок в шоурумы достигла таких объемов, что заказанный новый автомобиль покупателям приходилось ждать от двух до шести месяцев.

Часть потенциальных покупателей начала смотреть в сторону «бэушки». Доминирование спроса над предложением привело к росту цен, и эту тенденцию не смог изменить даже выросший поток автомобилей из США и Европы (часть из них ввозилась с использованием льгот 140-го указа, конечно). Мы уже публиковали данные Белстата, согласно которым в 2021 году физлица из стран вне Таможенного союза привезли в Беларусь в 1,8 раза больше автомобилей, чем в предыдущий период, — 41,1 тыс.

Но даже несмотря на «подпитку» рынка извне, стоимость автомобилей от двух до пяти лет выросла как минимум на 30%.

На 2022 год возлагались большие надежды: предполагалось, что дефицит новых машин сократится и цены постепенно пойдут вниз. Однако не случилось ни первого, ни второго. На фоне отсутствия новых машин цены на вторичном рынке продолжили рост, ажиотаж разогревал и повышенной спрос на белорусскую «бэушку» со стороны россиян.

ЧТО ПОЧЕМ: ПЯТЬ ПРИМЕРОВ

Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину. Что будет с ценами?

Провести полноценный анализ роста цен на рынке б/у из-за нехватки данных проблематично. Но кое-какие выводы на примере отдельных машин можно сделать на основе объявлений на автомобильных площадках.

 

Вывод: цены выросли, предложение сократилось.

ЧТО ПОКУПАЛИ?

Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину. Что будет с ценами?

По мнению специалистов автосалона «Автодом», рост цен на машины, по разным оценкам, составил от 30 до 60% в зависимости от ликвидности конкретной модели.

Наибольшим спросом в прошлом году пользовались автомобили двух сегментов: бюджетные варианты стоимостью $10–13 тыс. (Volkswagen Polo, LADA (ВАЗ) Vesta) и более дорогие — от $30–40 тыс. (Toyota Camry, Mercedes-Benz С-Класс, BMW X5 и пр.).

Сложно прогнозировать, что будет происходить на вторичном рынке дальше, говорят собеседники:

— Слишком много внешних факторов, влияющих на ситуацию. Мы настроены позитивно, радикальных изменений не ждем, возможна небольшая корректировка цен в меньшую сторону.

ЧТО ДАЛЬШЕ? АЖИОТАЖ СПАДЕТ, А ЦЕНЫ — ВРЯД ЛИ

Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину. Что будет с ценами?

 — Все, что мы наблюдаем сегодня на рынке «бэушки», не только тесно связано с ситуацией с новыми автомобилями, но и является продолжением долгой постепенной трансформации личного автопарка белорусов, — комментирует автомобильный журналист, автор abw.by Иван Кришкевич. — До того как мы вошли в зону турбулентности в 2021–2022 годах, наблюдался установившийся примерно с конца 2014-го тренд: люди массово начали пересаживаться на новые автомобили, выпущенные на различных заводах в России. В основном недорогие, часто с использованием кредитов, но новые.

Эта тенденция явно доминировала над относительно небольшим объемом пригона проходных моделей из ЕС и «битков» из США. И даже «льготный» 140-й указ, принятый в 2019 году, существенно не поменял картину. Уже к 2017–2018-му рынок «бэушки» предсказуемо начал наполняться такими моделями, как трехлетние VW Polo, Renault Logan, Skoda Rapid, Hyundai Accent и пр. Они продолжат поступать на вторичный рынок еще несколько лет. Но приток новых авто из-за закрытия российских производств в 2022 году прекратился. Теперь альтернативы бюджетным новым машинам нет — даже только что приехавшие к нам «китайцы» не укладываются в привычные $15–17 тыс., а возможности нового Geely Emgrand 7 и обещанной Lada Vesta закрыть возникший спрос пока неясные.

— То есть человек, пять лет назад купивший VW Polo и желающий обновить свое авто, столкнулся не только с отсутствием полноценной замены, но и со значительно выросшим прайсом. И люди начали поднимать цены на свои машины, — говорит собеседник. — По моим наблюдениям, в последние полгода — девять месяцев 2022 года мы это и видели во всех сегментах.

Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину. Что будет с ценами?

В ближайшее время ждать изменения вектора цен на рынке, по мнению Ивана, не стоит:

— Стоимость новых машин выросла по всему миру — прежде всего из-за продолжающегося дефицита полупроводников. Плюс мировые производители все чаще отказываются от производства небольших дешевых моделей. Добавим сюда требования к экологии, инфляционные ожидания — и получаем, что цены будут только расти. Аналогичная ситуация будет происходить и с автомобилями с пробегом. Они будут дороже в Европе, дороже будут и у нас.

Порадовать может только то, что нынешний ажиотаж из-за встряски 2022 года и дефицита новых и б/у авто, по словам собеседника, вскоре уляжется:

— Сегодня цены на «вторичке» все же завышены из-за напряженности на рынке. Думаю, в течение года-двух этот накал будет сбит, рынок выровняется, и резких скачков цен не будет.

Что касается модели поведения покупателей, то мы возвращаемся примерно к уровню начала 2000-х, когда основным вариантом обновления личного автопарка были подержанные машины.

— Будем «донашивать» бесчисленные «бюджетники», компактные кроссоверы, плюс увеличится поток пригона машин из ЕС и США. А новые машины снова станут доступными для очень небольшого числа автовладельцев, — прогнозирует Иван Кришкевич.

Категории: авторынок, автомобили, Беларусь, цены