• Прежней цены уже не увидим? Что происходит со стоимостью автомобилей в Беларуси

    Прежней цены уже не увидим? Что происходит со стоимостью автомобилей в Беларуси

    Дефицит машин у дилеров и взлет цен на них – автомобильный рынок в Беларуси переживает сегодня трудные времена. Характеризуя объемы продаж в последние месяцы, аналитики БАА констатируют, что подобные наблюдались лет двадцать назад.

    Почему цены уже не вернутся на уровень прошлого года и что происходит в отрасли на самом деле, более детально myfin.by разбирался с председателем правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергеем Вариводой.

    Ситуация едва ли радует...

    – Сергей, белорусы не первый месяц наблюдают сокращение ассортимента машин и существенный рост цены. На ваш взгляд, какие основные факторы оказали влияние на происходящую ситуацию с продажами автомобилей в 2022 году?

    – Беспрецедентное для страны сокращение рынка новых легковых автомобилей в текущем году является следствием сильного негативного влияния факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. При этом в отдельные месяцы года доминировала то одна, то другая группа факторов, но в целом в 2022 году спрос и предложение одинаково не радуют.

    В целом сложно назвать рынком то количество сделок, которые декларируют последние полгода автомобильные дилеры – члены Автомобильной ассоциации «БАА». Подобные объемы продаж новых легковых автомобилей в стране наблюдались двадцать лет назад.

    При этом значительная часть потребителей предпочла рынок бывших в употреблении автомобилей. Поэтому, по нашим оценкам, совокупный рынок легковых автомобилей, впервые ввезенных по всем каналам ввоза и произведенных в стране, окажется не менее 60 тысяч. Это примерно соответствует аналогичному показателю 2016–2017 гг. При этом дилерские продажи, включая марку Geely, с учетом «тучного» первого квартала не превысят и четверти совокупного рынка легковых автомобилей.

    – Можно сказать, что образовался дефицит новых автомобилей? Дилеры уже все распродали?

    – Ситуация на рынке различна для отдельных марок и автодилеров. У кого-то в наличии еще как минимум квартальный запас автомобилей, у кого-то на складах уже пусто. Статистика БАА свидетельствует, что за неполный год модельный ряд у дилеров сократился втрое.

    Наличие и перспективы поставок автомобилей отдельных брендов потребители могут уточнять в автосалонах официальных дилеров. Хотя, очевидно, даже официальные представители брендов не обладают всей полнотой информации о стабильности будущих поставок.

    Нужно понимать, что белорусский дилер – лишь последнее перед потребителем звено в цепочке товародвижения от изготовителя до непосредственно рынка. Поэтому решения, принимаемые в штаб-квартирах автоконцернов, доходят до нашего рынка с большим опозданием.

    Могу лишь сказать одно: в целом совокупные запасы автодилеров – членов БАА превышают текущий 3-месячный объем продаж.

    Пик роста цен пришелся на второй квартал

    – В этом году заметно взлетели цены на автомобили. Почему?

    – Белорусский авторынок тотально зависим от поставок из Российской Федерации. В силу этого высокий рост цен в Беларуси – это следствие двух факторов: роста цен у российских дистрибьюторов (автопроизводителей) и сильного укрепления российского рубля к белорусскому.

    Пик роста цен пришелся на второй квартал текущего года. Во второй половине года оба фактора изменили свою направленность, что сказывается на уровне цен и в Беларуси.

    По тем брендам, которые продолжают поставки из России в нашу страну, наметился тренд на снижение цен.

    Подчеркиваю, здесь важно учитывать стабильность поставок. Любой дефицит толкает цены вверх.

    – Вернутся ли цены в конечном итоге на уровень прошлого года?

    – Конечно, нет. При столь высоком уровне инфляции в мировой экономике, подорожавшей логистике, структуре внешней торговли страны, что напрямую влияет на валютный курс, и по ряду иных причин можно надеяться лишь на стабилизацию цен на новые легковые автомобили.

    Рынок подержанных авто есть всегда

    – Какова ситуация с подержанными автомобилями? Сегодня их ввозят к нам и довольно активно?

    – Мне сложно давать компетентные оценки этой части авторынка, так как участники «неорганизованного» рынка не являются членами «БАА». Правда, по моим ощущениям, импорт подержанных легковых автомобилей физическими лицами, в том числе с использованием таможенных льгот, в разы превышает ввоз и производство новых автомобилей внутри страны.

    Уверен, есть эксперты, которые обладают всеми необходимыми данными для своевременного принятия регуляторных решений в отрасли. Рынок есть всегда. Вопрос: кто и что на нем продает.

    Очевидно, что «БАА» пытается сохранить сформированные за последние двадцать лет в стране дилерские сети. Это большие накопленные инвестиции, отчисления в бюджет и тысячи рабочих мест.

    – Что с китайскими автомобилями? Насколько активно они увеличивают свою долю рынка?

    – В Беларуси наблюдается тот же процесс, что и в России. Валовые продажи китайских марок не растут, у многих брендов падают к уровню 2021 года, но их доля на рынке существенно выросла за счет падения продаж брендов других стран.

    Как переживают кризис автодилеры

    – Верно ли мнение, что основным вектором выживания для автодилеров становится послепродажное обслуживание?

    – Послепродажное обслуживание автодилера может позволить продержаться на плаву, пока не истекут гарантийные сроки на проданные автомобили. К сожалению, потребитель сейчас даже более, чем раньше, склонен к экономии и уходу после истечения гарантии в независимый сервис.

    Я бы сказал, что часть дилеров пытаются выживать за счет продаж «бэушки». Пока с переменным успехом. На этом рынке сложились свои правила игры: все должно быть просто –расчет «из рук в руки», желательно в СКВ и тому подобное.

    Вероятнее всего, дилеры уступят этот рынок «перекупам», а владельцы дилерских компаний предпочтут закрыть бизнес, чем работать на чуждом им рынке.

    – Подходит к концу 2022 год. Какие цифры ожидаются к завершению года по объемам продаж? Может ли БАА дать какой-то прогноз на будущее в отрасли на фоне наметившихся трендов?

    – Думаю, что автодилеры продадут в нынешнем году около 14 тысяч новых легковых автомобилей, из которых более 8 тысяч продано в первом квартале.

    Небольшой рост продаж к концу года возможен по отношению к предыдущим месяцам, но глубокое падение рынка относительно соответствующего периода прошлого года удастся преодолеть не ранее второго квартала 2023 года.

    Официального прогноза продаж ассоциации на будущий год нет. В текущей ситуации такое прогнозирование бессмысленно.

    – Стоит ли белорусам ждать нормализации рынка в ближайшее время?

    – Созданные дилерские сети рассчитаны на продажи не менее 50 тысяч легковых автомобилей в год. Такой рынок мы видели в Беларуси в 2018–2019 годах. Очевидно, что подобного уровня «нормализации» ждать в ближайшие годы не приходится.

    Что спасет авторынок

    Что может спасти рынок, на ваш взгляд?

    – Общий рынок формируют продажи трех основных игроков: местного автопроизводителя, официальных дилеров-импортеров, физических лиц, осуществляющих в разных формах подобного рода предпринимательскую деятельность.

    Тактическое решение, которое может поддержать местного автопроизводителя и официальные дилерские сети. Например, можно методами нормативного регулирования создать стимулы и запреты, которые позволят изменить структуру рынка в разрезе каналов ввоза.

    Без разумного ограничения незаконной предпринимательской деятельности, подчеркиваю – незаконной, официальному бизнесу вряд ли удастся пережить сложные времена без невосполнимых потерь.

    Что вы бы посоветовали сегодня тем белорусам, кто хочет купить автомобиль: отказаться пока от покупки и ждать нормализации ситуации или наоборот?

    – Я всегда рекомендую приобретать автомобиль, если это необходимо и есть запас денежных средств и стабильные доходы.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Скидки и бонусы предусмотрены для новых абонентов тарифа «Безлимитище X», а также линейки «Супер» — «Супер Junior», «Супер 1», «Супер 5», «Супер 20», «Супер 30».

    Говорят, будет исключено дублирование маршрутов. Также появится возможность перенаправить бюджетные средства на другие нужды.

    Злоумышленники стали активно «разводить» на деньги наших граждан, которые заказывают товары на страничках магазинов в Instagram. 

    Спасая друга, едва не погиб еще один человек. Его удалось спасти благодаря решительности проезжавшего мимо человека.

    Мнения посетителей по вкусу блюд обновленной сети различаются.

    За последние сутки произошло 14 ДТП. Цифра среднестатистическая, но в Госавтоинспекции обращают внимание на медленно, но верно складывающуюся тенденцию.

    Блог Гродно s13.ru пообщался с настоящим «адским шефом» этого островка гастрономии, в котором обещают едва ли не каждую подачу блюд «приправлять» небольшим шоу.

    Все новости