• Эксперты авторынка: «Цены растут везде — американцы сами поглядывают в сторону битков»

    Эксперты авторынка: «Цены растут везде — американцы сами поглядывают в сторону битков»

    Последние месяцы выдались непростыми для белорусского рынка: популярные автобренды уходят, а ограничения и новые санкции вводятся регулярно. Чтобы ответить на вопрос, что сейчас происходит с авторынком и какое будущее его ждёт, av.by пообщался с крупными игроками из разных сегментов: новых и подержанных машин, а также сферы пригона авто из ЕС и США. Подробности без купюр — в этом материале.

    «Pоlо скоро исчезнет из белорусских автоцентров»

    Первым делом мы обратились в автомобильный холдинг «Атлант-М» — узнать, что будет с рынком новых автомобилей. На наши вопросы согласился ответить Игорь Сукач, генеральный директор компании.

    — Можно сказать, что автомобильный рынок находится в стадии замещения. Основные бренды, к которым привыкли белорусы, не просто заявили об уходе, а уже ушли, дилеры продают оставшиеся складские запасы, а говорить на перспективу — неблагодарное занятие в нынешних условиях, так как каких-то существенных предпосылок к возврату этих брендов нет, — говорит гендиректор «Атлант-М» Игорь Сукач. — Соответственно, дилеры задумываются над будущим и тем, что они станут продавать в четвертом квартале. На третий квартал есть запасы автомобилей. Что касается продаж, они действительно просели… Но (!) уже в июне показали более чем двукратный рост по сравнению с маем. Объем рынка по данным БАА составил 1298 штук. Такой рост обусловлен двумя факторами — это акционным предложением от Geely и серьезным интересом со стороны россиян. То есть запасы автомобилей опять начали заметно снижаться и все дилеры озабочены пополнением складских запасов на 4-й квартал.

    — Volkswagen Polo актуального поколения на старте продаж стоил в «базе» 27 900 рублей ($11 580), а сейчас цена самой простой версии только начинается с 20 тысяч долларов! Как дальше будут меняться прайсы и есть ли шанс, что они вернутся к состоянию прошлых лет?

    — Предпосылок к возврату цен на уровень 2021 года мы не видим. Бренды либо уходят, либо обдумывают дальнейшую стратегию присутствия, но точно нет никаких перспектив, чтобы все вдруг стало как прежде. Что касается подорожания VW Polo — эту тему можно долго и кропотливо объяснять в цифрах, ведь указана сумма 2019 — 2020 года. Надо сказать, что стоимость машин (да и всего подряд) менялась и до февраля 2022-го, и это было связано с политикой самих производителей, а не дилеров.

    — Напомню, что все автомобили VW Polo мы везём из России с ценообразованием для дилеров в российских рублях. И в довоенную эпоху стоимость изменилась на 75%. В последнее время российский рубль значительно укрепился. Текущая цена на Polo определяется не спросом и предложением, что было бы логично, а курсовыми факторами.

    — Но есть и другие новости: Pоlо может в принципе скоро исчезнуть из белорусских автоцентров. Равно как и другая техника, тщательно адаптированная к нашим рынкам, — её не будет. Поэтому самое время задуматься о покупке знакомого автомобиля, если вы хотите знакомый и проверенный автомобиль Polo. Я говорю о конкретной модели (Polo лифтбек), а не в целом о Volkswagen, это важно. 

    — Многие бренды объявляли об уходе с российского и белорусского рынков. Чем планируется заменять выпавшие модели?

    — В Беларуси достаточно небольшой автомобильный рынок и во многом он зависит от российского. Ни один автомобильный бренд — будь то европейский, американский, китайский — не готов в течение года приехать и занять освободившуюся нишу. Выход новой марки — это серьезный вызов, к которому любая автомобильная компания готовится минимум на протяжении года. Поэтому в Беларуси быстрее всего можно ожидать появления тех автомобилей, которые достаточно массово представлены в России (но при этом не представлены или не в таком объеме - у нас). И только потом и еще с непонятной вероятностью — совсем новые для рынка марки.

    — Сейчас мы ведём интенсивные переговоры с брендами, которые уже продаются в России. Некоторые — уже на финальной стадии и я надеюсь, что наш потребитель скоро познакомится с предложением. Новые имена будут появляться постепенно, мировой дефицит никуда не делся и производство заводов давно расписано до конца года на другие рынки. Мы только пытаемся вклиниться со своими потребностями.

    — Какое будущее у белорусского рынка новых автомобилей? К чему готовиться потребителю?

    — Повторюсь, привычные бренды или уже ушли, или уходят. Но мы (я имею в виду «Атлант-М») продолжали и будем продолжать их обслуживать, оказывать гарантийный ремонт. Замещение произойдёт — как в премиальных сегментах, так и в массовых брендах — в том числе и за счёт китайских производителей. Я уверен, что отношение к китайскому автопрому уже изменилось в нашей стране. Geely — хорошая иллюстрация. Когда-то так происходило и с корейскими машинами: сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что это качественный продукт. Примеры надежных китайских автомобилей, достойных по уровню оснащённости и дизайнерских решений, мы уже знаем. В Китае такая большая конкуренция, что быть в ТОПе продаж на местном рынке может быть только надежный автомобиль.

    — Вряд ли мы вернёмся массово к тому, что белорусы станут ездить за рубеж на российский или европейские рынки за подержанными авто. Наш рынок достаточно хорошо защищён через платежи за утильсбор и таможенные пошлины. К тому же сохраняются сложности с поездками за границу: непросто получить визу, выехать. Поэтому я не ожидаю массового потока или замещения через б/у автомобили. Хотя наше подразделение «Атлант-М Автомобили с пробегом » достаточно интенсивно развиваются. Кроме того, существует целый сегмент людей, которые однажды попробовали приобрести автомобиль из салона. Они вряд ли откажутся от этого.

    «Ценовой диапазон у белорусов на „вторичке“ остался прежним — до $10 тысяч»

    Со своими вопросами мы также обратились в один из крупнейших столичных автохаусов — «Автодом». Представители компании рассказали, как за последнее время изменился спрос на машины, размещённые на их площадках.

    — Действительно, большая часть продаж сейчас приходится на покупателей из РФ. Активно продаются автомобили до $40 000. За последнюю неделю граждане России приобрели Mercedes-Benz E-класса, Audi A3, Mercedes-Benz CLA, Lada (ВАЗ) Largus I Cross, УАЗ Patriot, Volkswagen Polo, Mitsubishi L200, Jeep Renegade и Renault Talisman. Как мы видим, продаются абсолютно разные марки и модели возрастом до пяти лет в хорошем состоянии.

    В сегменте от 10—13 тысяч долларов забирают бюджетные варианты типа Volkswagen Polo, Lada Vesta. В диапазоне $30—40 тысяч пользуются спросом Toyota Camry, Mercedes-Benz С-класса, BMW X5. А вот сделки в районе $70 000 совершаются изредка.

    — Наблюдается однозначно положительная тенденция в сторону выбора салонов по продажам авто с пробегом: клиентам нужны юридические гарантии, проверенные автомобили, выбор их в одном месте и удобство оформления сделки по купле-продаже, — рассказывают в компании. — Спрос со стороны белорусских покупателей немного снизился из-за слабого кредитования банками, но по-прежнему остались лизинговые продукты на весьма выгодных условиях. Ценовой диапазон у соотечественников остался прежним — до 10 тысяч долларов.

    — Белорусы стали чаще выставлять свои машины на площадках автохаусов?

    — Мы однозначно видим положительную динамику, так как узнаваемость услуги значительно выросла, что, несомненно, увеличивает количество наших клиентов. Сложно предугадать те либо иные факторы, влияющие на ценообразование и спрос в нынешних реалиях, но мы уверены, что автомобили с пробегом будут всегда продаваться по любой стоимости, — подытожили в «Автодоме».

    «Цены растут, и американцы сами поглядывают в сторону „битков“»

    Чтобы узнать о судьбе и перспективах авто из США и Европы, мы обратились к Виталию Скребцу — директору ООО «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных аукционов по продаже машин и других транспортных средств в нашей стране.

    — Процесс покупки автомобилей из ЕС никак не изменился: на данный момент проблем нет как с пригоном, так и с оплатой и доставкой. Из отдельных белорусских банков проходят платежи в банки Польши или Германии. У нас вопросов не возникает, — оптимистично начал эксперт.

    — А вот сегмент авто из США функционирует с затруднениями. Лихорадит банковскую сферу: переводы из Беларуси не всегда доходят. К примеру, вчера отправили оплату через один банк — всё прошло без заминки, а вот сделанный в прошлую пятницу платёж где-то «завис». Естественно, мы изучаем вопрос, где именно застряли деньги, куда они вернутся: к нам или обратно. Такие вопросы стоят на повестке. Решения есть, однако они накладывают определённые издержки. Так как мы оплачиваем ТС через компанию в Европе, приходится покрывать ещё их расходы и услуги. Если раньше эти суммы были в районе 500—600 рублей, то сейчас они выросли вдвое. Зато при этом сохраняется гарантия, что деньги нигде не «зависнут».

    — Мы не даём рекламу в России, у нас нет там офиса, однако заявок от граждан РФ очень много, — продолжает Виталий. — Я без понятия, как именно нас находят, но спрос есть. Каждую неделю приходят по пять новых человек: звонят по мессенджерам или пишут на почту. Предполагаю, это связано с тем, что курс российского рубля окреп по отношению к доллару, поэтому стало гораздо выгоднее пригонять автомобили за американскую валюту, чем покупать напрямую на рынке.

    — У белорусов предпочтения не изменились: по-прежнему заказывают модели Ford, Chevrolet, Buick — в целом хорошо известный набор.

    — Что ждёт сегмент авто из США в ближайшем будущем?

    — Сложно делать какие-то прогнозы. Некоторые игроки рынка оформляли юридическое лицо в Армении, Азербайджане, Грузии с целью перевода через эти страны денег в США, чтобы так оплачивать машины. Через короткий срок вводились новые санкции и ограничения в банковской сфере, которые свели на нет попытки этих компаний обойти запрет. Невозможно предугадать новые санкции от Европы и стран Запада.

    — Поговаривают, что стоимость подержанных авто в Европе и США существенно выросла. Означает ли это, что белорусы недополучат европейских «дизельков» или американских «битков»?

    — В феврале на зарубежных рынках было серьёзное падение стоимости некоторых марок и моделей — в районе 30—40%. Сейчас цена выровнялась, я бы сказал, она даже стала выше. Объясняется это нехваткой машин и запчастей даже в Америке: прайсы авто выросли на 30%, отдельных комплектующих — чуть ли не вдвое. В США наблюдается серьёзная инфляция, которая сказывается на всём, в том числе автомобильном рынке. Увеличивается цена на новые машины — подтягивается и «вторичка». Американцы сегодня сами поглядывают в сторону «битков» в попытке сэкономить. Рост стоимости есть однозначно. 

    «Для китайских брендов открыты самые лакомые ценовые сегменты»

    Своим видением происходящего поделился также Дмитрий Макаревич, главный редактор av.by. По его словам, весной база объявлений стабильно росла, достигнув 52 тысяч предложений, однако уже с первых чисел июня стала уменьшаться.

    — В марте и апреле люди выжидали каких-то важных событий, следили за санкционными действиями и изучали ценообразование на подержанные автомобили. Курс доллара рос, потом валюта стремительно дешевела. Такие моменты очень сильно психологически влияют на сознание людей: как продать, чтобы не сплоховать? И что потом купить взамен?  

    — По нашим данным, сейчас в Беларуси есть около 50 тысяч частных объявлений о продаже автомобилей. Доля объявлений на нашем сайте — более 70%. Это значит, что четверо из пяти продавцов обязательно размещают объявление у нас, — подчёркивает Макаревич. — При этом спешить с продажей и торговаться белорусы не хотят: нет уже запасов того количества американских «битков», а сроки доставки авто из Европы выросли с двух недель до пяти-шести. Раньше автовоз разом забирал все выкупленные машины с площадки аукциона, а сейчас нужно поездить по европейским городкам, покрутиться. Всё это сказывается на логистике и, как следствие, итоговой цене VW Passat или Renault Talisman, а также скорости наполнения белорусской «вторички».

    — Да, продать машину сейчас значительно проще из-за бешеного наплыва россиян, но найти себе альтернативу — куда сложнее. Опять же, россияне не скупают всё подряд. Гостей с востока в первую очередь интересуют машины не старше пяти лет (2017—2018 гг.), а всё остальное — оставьте себе! То есть какая-нибудь BMW E60 «лохматых» годов за 15—16 тысяч долларов им неинтересна. Дураков нет. Во-первых, потому что автомобиль должен соответствовать классу Euro 5, а во-вторых, потому что там тоже понимают: ценник на немецкую машину, прошедшую через пятые-шестые руки, безбожно завышен.

    — На рынке новых автомобилей царит штиль, производства в РФ один за другим закрываются, поэтому до конца года ждать свежего привоза оттуда не стоит. За столь короткий срок переориентировать Китай под наши запросы не получится, хотя, очевидно, в ближайшее время некоторые азиатские бренды точно придут в Беларусь, — отмечает эксперт. — Причём для них открываются самые лакомые ценовые сегменты классов B и С. «А как же „БелДжи“?» — спросите вы. А Geely там уже не играет и метит в сегмент повыше: от 30 тысяч долларов. Достаточно взглянуть на модельный ряд: самый доступный Coolray — от 23 500 до 27 500 долларов. На минуточку, после недавнего 15-процентного снижения цен. Причем живых машин в салонах нет — всех желающих заносят в лист ожидания.

    Как отмечает главный редактор av.by, покупательский спрос на новые автомобили у белорусов снизился также из-за сократившегося количества финансовых инструментов: ещё полгода назад для граждан были доступны кредиты, лизинг и рассрочки на куда более привлекательных условиях.

    — Мы в Беларуси сейчас переживаем период шоковых цен, когда из-за дефицита товаров нам втридорога предлагают последние Lada Vesta или Renault Duster. Извините, но VW Polo за $20 000 в начальной комплектации — это моветон. Да, скоро и эти машины закончатся. Но в салонах такая ситуация сохранится, пока в России не будет ликвидирован дефицит авто в целом. А предпосылки к тому есть. Уже сейчас российские депутаты предлагают отменить ввозные пошлины или ввести льготную растаможку. И далеко ходить не надо — 140-й указ в Беларуси исправно работает, хотя для местных автодилеров это явно палка в колёса. Которую, замечу, они безрезультатно пытались убрать в течение нескольких лет. Не вышло.

    — Кроме того, принят закон о параллельном импорте, благодаря чему тоже открывается шлюз для новых поступлений. Яркий тому пример — Hyundai или Kia из Казахстана. Да, дороже, да, без гарантии. Но новая модель, которой у нас нет. Не думаю, что цены на «бэушку» продолжат расти, потому как на фоне ажиотажа со стороны россиян они уже достигли своего апогея. Вот только ни у них, ни у нас за последние полгода люди больше зарабатывать и лучше жить не стали.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • За три месяца число зарядных станций для электромобилей в республике увеличилось на 10%.

    На фото можно увидеть и принцип кражи - в бумажные трубки укладывалось в среднем по 5 яиц.

    Председатель Гродненского облисполкома рассказал, как отразилось на регионе закрытие пунктов пропуска на границе с Польшей и Литвой.

    За несколько дней до случившегося парню предложили стать финансовым менеджером, в обязанности входил выезд по адресам за деньгами. Предложение совсем не насторожило парня.

    Спор о работе накалился до такой степени, что мужчина схватил стеклянный кувшин и ударил им по голове 23-летнюю девушку, а затем бутылкой атаковал 24-летнего парня.

    Силовые действия в отношении белорусских властей планируется осуществить при помощи добровольческих военизированных формирований.

    В Беларуси количество ИП росло многие годы. Но с недавних пор стало снижаться. За последние два года темпы пугающие.

    Все новости