«Цены переписывают по два раза на день»,— так журналисту Onliner.by кратко описали ситуацию на одной из столичных СТО. В качестве примера приводят стоимость 5-литровой канистры моторного масла: месяц назад — 87 рублей, сегодня утром — 140, на данный момент (вторая половина четверга) — 155. Не все станции подняли стоимость услуг, подорожание коснулось в первую очередь бюджетных и эксклюзивных СТО. В то же время в некоторых местах можно найти «старые» цены.
Услуги СТО
«Наша СТО относится к среднему сегменту, мы пока цены на услуги не повышали. Конечное удорожание для клиентов — из-за взлетевших цен на запчасти, — рассказал наш собеседник. — А вот на станциях „нижнего“ и премиального порогов рынка подняли прайс и на услуги. Скорее всего, в ближайшем будущем мы будем вынуждены также пойти на этот шаг — поднимем цены на 20—30%. Это объясняется нашими тратами на аренду недвижимости, они привязаны к евро. Массовое подорожание услуг станций стоит ждать к концу марта».
Есть еще одна тенденция, актуальная на этой неделе, — приток клиентов.
«Например, автовладелец меняет масло согласно показаниям пробега, — объясняет источник. — После процедуры он закупает еще пару банок впрок. Объясняет: в любом случае техжидкость надо покупать, а какие цены будут завтра, неизвестно. Многих подстегивает запасаться и тот факт, что все детали двигателей и техжидкости к ним могут назвать продукцией двойного назначения. В таком случае поставки могут прекратиться, выбор товаров останется минимальным».
Подорожание запчастей
«Некоторые поставщики в один срок загнули цены, — говорят на другой СТО. — Недавно фильтр в одной компании стоил 40, сегодня — 70 рублей. Кое-где остались средние цены. Это понятно: какой-то поставщик более закредитован, у другого есть обязательства по платежам и так далее. Но клиенту стоит понимать, что риски компаний отразятся на его кошельке».
Специалисты так описали историю поставок запчастей последних недель:
«Вначале объявили, поставки приостанавливаются из-за проблем с логистикой, потом заявили о 100%-ной предоплате (но как заплатить в условии блокирования переводов?). Сейчас может встать вопрос об остановке поставок. Особенно ярко ситуация прослеживается у станций дилеров. Многим из них не поступают новые запчасти, а старые подорожали очень серьезно. Например, Toyota/Lexus. Месяц назад датчик положения кузова стоил 810 рублей, программа выдавала 15 предложений. Сегодня смотрели: три предложения и прайс в 2700 рублей».
ТО у официального дилера
Мы позвонили дилеру Geely, чтобы спросить, во сколько обойдется стандартное ТО на 30 тысяч пробега для модели с «механикой». В обслуживание включены замена моторного масла, масляного, воздушного, салонного фильтров, смазка направляющих тормозных механизмов, диагностика подвески, мойка. Нам озвучили сумму в 596,77 рубля. Не скрывают: услуга подорожала, в том числе за счет стоимости запчастей.
Интернет помнит и старые цены. В так называемом сервисном меню от белорусского дилера за подобную услугу когда-то просили 457,8 рубля. Исходя из этой цифры можно говорить о подорожании в 30%.
Где искать старые цены?
«Нельзя сказать, что подорожало больше, а что меньше. Основные изменения соотносятся с ростом курса валют, — заметил представитель одной из компаний-дистрибьюторов. — Закономерность такая: запчасти не едут, при этом они часто востребованы — следовательно, стоит ждать подорожание. Владельцам свежих машин стоит знать, что почти всем официальным дилерам временно приостановили поставки оригинальных запчастей. Что касается качественных, но неоригинальных деталей, тут тоже есть проблемы: некоторые поставщики из Европы поставили на паузу отгрузку».
Специалист также поделился лайфхаком для покупателей:
«Сетевые гипермаркеты и магазины на АЗС не имеют права поднимать ценники до того момента, когда к ним приедет новое поступление продукта. Поэтому именно там можно найти автотовары по старым ценам».
Довольно часто, возвращаясь из командировки или путешествия домой, люди приобретают лекарственные препараты за границей, не задумываясь, можно ли их перевозить через государственную границу.