Блог Гродно s13

На что менять старые «Поло» и «Весты»? Такси и службы доставки о будущем своих автопарков

Более полугода автомобильный рынок Беларуси находится в неизвестности и задаётся одним вопросом: что будет дальше? На него есть два ответа: эмоциональный и рациональный. Полезнее — второй, поэтому av.by связался с организациями, которые имеют собственные автопарки и остро ощущают любые изменения рынка. В большом материале — мнения Ассоциации перевозчиков и диспетчеров (АПИД), а также службы доставки Domino's Pizza.

АПИД: «Продвигаем электротранспорт — российский автопром не окупится в такси»

Первым делом мы связались с Ассоциацией перевозчиков и диспетчеров, в которой состоит 219 представителей сферы доставки пассажиров.

— Точное число автомобилей под крылом АПИД назвать сложно — всё-таки оно регулярно меняется: на одно юридическое лицо из членов ассоциации зарегистрировано от 5 до 1 000 машин, — отмечают в организации. — Для приобретаемых новыми авто закладывается ресурс 4—5 лет или 600—700 тысяч километров пробега.

— Насколько я знаю, АПИД ведёт статистику запчастей и комплектующих, которые нередко выходят из строя. Какие это позиции?

— В плане расходников чаще всего портятся тормозные колодки, ступичные подшипники, свечи зажигания и катушки. Если мы говорим про кузовные элементы, то это передний и задний бамперы, капот, защита двигателя и пороги. Боковые части автомобилей повреждаются реже, судя по нашей статистике.

— С конца февраля на авторынке перебои с запчастями, а местами сформировался даже дефицит. Как АПИД и автопарки решают данную проблему и чего конкретно не хватает?

— Сейчас поставщики успешно используют имеющиеся запасы. Закупки производятся у крупных импортёров — на складах отдельные позиции остались, а остальное идёт из Подольска. Правда, цены значительно выросли: некоторые наименования — почти в три раза. Если раньше мы сцепление для условного бюджетного автомобиля B-класса покупали за 250 рублей, то сегодня его стоимость доходит до 500—600 BYN. Речь идёт не про оригинальные запчасти, а про аналоги: в таксопарках мало кто использует фирменные расходники. С колодками та же ситуация: были по 25 рублей за комплект, то дошли до 40 BYN за самые бюджетные варианты.  

— Существуют проблемы с наличием свечей зажигания, задних барабанов и тормозных колодок, ступичных подшипников, сальников и полуосей — это наиболее актуальный и полный перечень. Также сюда можно включить сцепление: многие перевозчики жалуются, что с поиском ремкомплекта возникают трудности.

— Ситуация с запчастями — сложная, а большие партии новых машин теперь не поступают. Возможен ли сценарий, при котором увеличат исходный ресурс авто?

— На самом деле его можно увеличивать даже в несколько раз. Нынешние 500—700 тысяч километров заложены с учётом капитального ремонта. Грубо говоря, проезжает машина 350—400 тысяч километров — ей уже, скорее всего, потребуется «капиталка». После она снова выходит на линию. Автопаркам ничего не мешает провести такой ремонт дважды. Другой вопрос в том, что подобный автомобиль начинает сильно стареть, становясь негодным для перевозок пассажиров.

В крупном автопарке срок интенсивной эксплуатации составляет три-четыре года, максимум — пять. Проблема с запчастями может привести не к старению машин-такси, а даже к краху автопарка. Когда транспорт не обновляется, это приводит к плачевным последствиям для перевозчиков. Бизнесу выгоднее купить свежую машину, чем постоянно вкладываться в ремонт бэушной. Пока автомобиль находится в длительном ремонте, его должен «перекрывать» новый.

Если транспорт будет больше не пригоден к эксплуатации, то, по нашему первичному анализу, данные авто используют в качестве доноров.

— Получается, проблема с запчастями снизила потребность в труде водителей из-за длительного невыхода автомобилей на линию?

— В целом ничего не изменилось. На данный момент прошло слишком мало времени, чтобы наступили последствия, о которых вы говорите. В будущем этот этап, конечно же, предстоит пройти. Пока есть вторичный рынок, рассматриваемый перевозчиками, и на складах оставались запасы новых авто, поэтому ещё рано говорить о временах упадка.

Со стороны ассоциации мы стараемся делать всё, чтобы на рынке были представлены новые автомобили и перевозчики могли ими пользоваться. К примеру, продвигаем идею электропарков.

Водителей с личным транспортом в автопарках — около 40%. Ранее это было возможностью таксистов для дополнительного заработка, но теперь новые машины финансово труднодоступны физическому лицу. Думаю, количество таких сотрудников со временем начнёт снижаться.

— Если повысилась стоимость запчастей, то, выходит, выросла средняя стоимость поездки. Как изменилась сумма чека с конца февраля?

— Агрегаторы стараются регулярно пересматривать свою ценовую политику. Мы обработали информацию от перевозчиков и можем сказать, что с конца зимы средний чек увеличился на 10%.

Мы не заметили, чтобы пользователи реагировали снижением спроса. К тому же нужно понимать, что потребность в такси имеет сезонность. Перед первым снегом всегда затишье, а с наступлением холодов все начинают массово пользоваться этой услугой. Такая же ситуация в жаркие периоды.

— Какие автомобили перевозчики готовы рассматривать для пополнения автопарков?

— Разные перевозчики делают запросы по разным маркам, но когда видят стоимость машин с ДВС более 30 тысяч долларов, то ощущают нерентабельность покупки. Конечно, таксопарки отказываются от таких предложений. Совместно с нашим партнёром — компанией SGP мы популяризируем идею электротранспорта в такси, в частности бренда BYD. Перевозчиков устраивает и стоимость, и качество, и запас хода. Плюс ко всему мы можем от ассоциации рекомендовать данные авто как хорошо проявившие себя.

— Мы также прорабатывали варианты заказа подержанных автомобилей из Европы. Обнаружилась масса проблем, которые увеличивают конечную стоимость машины. В отдельных случаях сделать это вообще невозможно, поэтому мы отказались от данной схемы работы.

Есть альтернатива в виде китайских марок, но нет опыта использования некоторых брендов, а другие плохо себя зарекомендовали.

— По каким критериям перевозчики подбирают автомобили в автопарк?

— Прежде всего, кандидат должен иметь привлекательную цену. Например, в России сейчас продаются Hyundai Solaris за 2,9 миллиона российских рублей (порядка $47 тысяч). Стоимость вроде бы уже не очень интересная для машины, которая используется только для тарифа «Эконом». Электромобиль за такие же деньги будет попадать даже в «Комфорт +». Попросту нецелесообразно брать российский автопром: авто не окупится в такси — чек в базовых тарифах не позволит этого сделать.

Оптимальной можно назвать цену автомобилей с начала февраля. Тогда ещё было терпимо: экземпляры до 35 000 BYN оказывались способны себя окупать.

— АПИД и перевозчики рассматривают Geely в качестве альтернативы? Всё-таки местное производство.

— В декабре прошлого года мы встречались с представителями завода и вели такой диалог. Тогда у нас был интерес использовать и продвигать электрические Geely Geometry. На заводе говорили, что они могут рассматривать предоставление нам одной из моделей с ДВС, которая хорошо подойдёт для такси. С февраля наш диалог находится на паузе.

Domino'Pizza: «Отказываемся от авто в пользу мобильного транспорта»

Проблема обновления автопарка и обслуживания текущего транспорта касается не только перевозчиков — она также может затронуть сферу доставки. Журналисты пообщались с Аркадием Никитенко, региональным менеджером Domino's Pizza.

— На данный момент у нас 144 автомобиля: Renault Sandero, Renault Logan, Lada Granta. Помимо машин, автопарк включает мопеды китайского производства, трёхколёсные скутеры Honda, велосипеды и скутеры на электротяге. «Трёхколёсники» мы используем также зимой — для этого получили разъяснения от ГАИ о покрышках, которые необходимы в холодный период.

— Какой ресурс закладывается для автомобилей?

— Мы определяли срок эксплуатации 250 тысяч километров — в этом промежутке с машинами не должно возникать серьёзных проблем. Правда, как говорят другие сервисы доставки, они закладывают ресурс до 400 тысяч километров, — рассказывает собеседник. — Мы обычно продаём автомобили до истечения заложенного нами срока. Эти образцы и дальше катаются без проблем.

Курьеры у нас достаточно молодые, поэтому чаще всего из строя выходят какие-то элементы подвески, разбиваются ободья и колёсные диски. Проще говоря, незначительные компоненты. С ремонтом этих деталей никогда не было проблем. Бывает, в ДТП повреждаются передний и задний бамперы, возможно, крылья, — отмечает Аркадий.

— Есть СТО, где мы обслуживаем наш автопарк. Признаться, особых проблем с запчастями пока не заметили: как машины ремонтировали, так и продолжают это делать. Возможно, потому что у нас в парке весьма простые модели. Периодически производятся плановые ТО и ремонты, зависящие от использования конкретного автомобиля.

В начале нашей работы возникали сложности с Renault Sandero, которых ещё было мало на нашем рынке. У них проявлялись заводские дефекты: в отдельных экземплярах ломалась коробка переключения передач. Однако нам ремонтировали их по гарантии. Основной нюанс был в сроках ожидания поставки КПП. Назвать это массовой проблемой нельзя: таких автомобилей на моей памяти было около десяти. Причём они не ломались одновременно, поэтому остро на себе мы этого не ощутили.

— Большие партии новых машин сейчас не поставляются в Беларусь. Как в компании планируют в будущем обновлять автопарк?

— Мы пока не собирались покупать новые автомобили — нам это не очень-то интересно. В прошлом году даже продали часть машин. Всё-таки мы ведём к удешевлению транспорта в принципе: являемся последним звеном в доставке готового продукта, поэтому в наших интересах максимально уменьшить стоимость конечного этапа. Нас привлекает переход на электрические велосипеды и мотоциклы/скутеры.

Плотность наших пиццерий такая, что в 50—60% случаев можно осуществлять доставку с помощью пеших курьеров или на велосипедах.

— У нас в доставке есть электромобили Renault Twizy. Использование их для пополнения нашего автопарка маловероятно. Они изначально весьма дорогие, и даже при экономии на эксплуатации выгода от них будет ощущаться в очень долгой перспективе. Мы пробовали брать электрические скутеры, но при активной службе они держатся не более сезона.

Как отметил представитель Domino's Pizza, за прошедшие месяцы спрос потребителей не изменился.

Категории: автомобили, услуги, такси, Беларусь, мнение, интервью