• На что менять старые «Поло» и «Весты»? Такси и службы доставки о будущем своих автопарков

    На что менять старые «Поло» и «Весты»? Такси и службы доставки о будущем своих автопарков

    Более полугода автомобильный рынок Беларуси находится в неизвестности и задаётся одним вопросом: что будет дальше? На него есть два ответа: эмоциональный и рациональный. Полезнее — второй, поэтому av.by связался с организациями, которые имеют собственные автопарки и остро ощущают любые изменения рынка. В большом материале — мнения Ассоциации перевозчиков и диспетчеров (АПИД), а также службы доставки Domino's Pizza.

    АПИД: «Продвигаем электротранспорт — российский автопром не окупится в такси»

    Первым делом мы связались с Ассоциацией перевозчиков и диспетчеров, в которой состоит 219 представителей сферы доставки пассажиров.

    — Точное число автомобилей под крылом АПИД назвать сложно — всё-таки оно регулярно меняется: на одно юридическое лицо из членов ассоциации зарегистрировано от 5 до 1 000 машин, — отмечают в организации. — Для приобретаемых новыми авто закладывается ресурс 4—5 лет или 600—700 тысяч километров пробега.

    — Насколько я знаю, АПИД ведёт статистику запчастей и комплектующих, которые нередко выходят из строя. Какие это позиции?

    — В плане расходников чаще всего портятся тормозные колодки, ступичные подшипники, свечи зажигания и катушки. Если мы говорим про кузовные элементы, то это передний и задний бамперы, капот, защита двигателя и пороги. Боковые части автомобилей повреждаются реже, судя по нашей статистике.

    — С конца февраля на авторынке перебои с запчастями, а местами сформировался даже дефицит. Как АПИД и автопарки решают данную проблему и чего конкретно не хватает?

    — Сейчас поставщики успешно используют имеющиеся запасы. Закупки производятся у крупных импортёров — на складах отдельные позиции остались, а остальное идёт из Подольска. Правда, цены значительно выросли: некоторые наименования — почти в три раза. Если раньше мы сцепление для условного бюджетного автомобиля B-класса покупали за 250 рублей, то сегодня его стоимость доходит до 500—600 BYN. Речь идёт не про оригинальные запчасти, а про аналоги: в таксопарках мало кто использует фирменные расходники. С колодками та же ситуация: были по 25 рублей за комплект, то дошли до 40 BYN за самые бюджетные варианты.  

    — Существуют проблемы с наличием свечей зажигания, задних барабанов и тормозных колодок, ступичных подшипников, сальников и полуосей — это наиболее актуальный и полный перечень. Также сюда можно включить сцепление: многие перевозчики жалуются, что с поиском ремкомплекта возникают трудности.

    — Ситуация с запчастями — сложная, а большие партии новых машин теперь не поступают. Возможен ли сценарий, при котором увеличат исходный ресурс авто?

    — На самом деле его можно увеличивать даже в несколько раз. Нынешние 500—700 тысяч километров заложены с учётом капитального ремонта. Грубо говоря, проезжает машина 350—400 тысяч километров — ей уже, скорее всего, потребуется «капиталка». После она снова выходит на линию. Автопаркам ничего не мешает провести такой ремонт дважды. Другой вопрос в том, что подобный автомобиль начинает сильно стареть, становясь негодным для перевозок пассажиров.

    В крупном автопарке срок интенсивной эксплуатации составляет три-четыре года, максимум — пять. Проблема с запчастями может привести не к старению машин-такси, а даже к краху автопарка. Когда транспорт не обновляется, это приводит к плачевным последствиям для перевозчиков. Бизнесу выгоднее купить свежую машину, чем постоянно вкладываться в ремонт бэушной. Пока автомобиль находится в длительном ремонте, его должен «перекрывать» новый.

    Если транспорт будет больше не пригоден к эксплуатации, то, по нашему первичному анализу, данные авто используют в качестве доноров.

    — Получается, проблема с запчастями снизила потребность в труде водителей из-за длительного невыхода автомобилей на линию?

    — В целом ничего не изменилось. На данный момент прошло слишком мало времени, чтобы наступили последствия, о которых вы говорите. В будущем этот этап, конечно же, предстоит пройти. Пока есть вторичный рынок, рассматриваемый перевозчиками, и на складах оставались запасы новых авто, поэтому ещё рано говорить о временах упадка.

    Со стороны ассоциации мы стараемся делать всё, чтобы на рынке были представлены новые автомобили и перевозчики могли ими пользоваться. К примеру, продвигаем идею электропарков.

    Водителей с личным транспортом в автопарках — около 40%. Ранее это было возможностью таксистов для дополнительного заработка, но теперь новые машины финансово труднодоступны физическому лицу. Думаю, количество таких сотрудников со временем начнёт снижаться.

    — Если повысилась стоимость запчастей, то, выходит, выросла средняя стоимость поездки. Как изменилась сумма чека с конца февраля?

    — Агрегаторы стараются регулярно пересматривать свою ценовую политику. Мы обработали информацию от перевозчиков и можем сказать, что с конца зимы средний чек увеличился на 10%.

    Мы не заметили, чтобы пользователи реагировали снижением спроса. К тому же нужно понимать, что потребность в такси имеет сезонность. Перед первым снегом всегда затишье, а с наступлением холодов все начинают массово пользоваться этой услугой. Такая же ситуация в жаркие периоды.

    — Какие автомобили перевозчики готовы рассматривать для пополнения автопарков?

    — Разные перевозчики делают запросы по разным маркам, но когда видят стоимость машин с ДВС более 30 тысяч долларов, то ощущают нерентабельность покупки. Конечно, таксопарки отказываются от таких предложений. Совместно с нашим партнёром — компанией SGP мы популяризируем идею электротранспорта в такси, в частности бренда BYD. Перевозчиков устраивает и стоимость, и качество, и запас хода. Плюс ко всему мы можем от ассоциации рекомендовать данные авто как хорошо проявившие себя.

    — Мы также прорабатывали варианты заказа подержанных автомобилей из Европы. Обнаружилась масса проблем, которые увеличивают конечную стоимость машины. В отдельных случаях сделать это вообще невозможно, поэтому мы отказались от данной схемы работы.

    Есть альтернатива в виде китайских марок, но нет опыта использования некоторых брендов, а другие плохо себя зарекомендовали.

    — По каким критериям перевозчики подбирают автомобили в автопарк?

    — Прежде всего, кандидат должен иметь привлекательную цену. Например, в России сейчас продаются Hyundai Solaris за 2,9 миллиона российских рублей (порядка $47 тысяч). Стоимость вроде бы уже не очень интересная для машины, которая используется только для тарифа «Эконом». Электромобиль за такие же деньги будет попадать даже в «Комфорт +». Попросту нецелесообразно брать российский автопром: авто не окупится в такси — чек в базовых тарифах не позволит этого сделать.

    Оптимальной можно назвать цену автомобилей с начала февраля. Тогда ещё было терпимо: экземпляры до 35 000 BYN оказывались способны себя окупать.

    — АПИД и перевозчики рассматривают Geely в качестве альтернативы? Всё-таки местное производство.

    — В декабре прошлого года мы встречались с представителями завода и вели такой диалог. Тогда у нас был интерес использовать и продвигать электрические Geely Geometry. На заводе говорили, что они могут рассматривать предоставление нам одной из моделей с ДВС, которая хорошо подойдёт для такси. С февраля наш диалог находится на паузе.

    Domino'Pizza: «Отказываемся от авто в пользу мобильного транспорта»

    Проблема обновления автопарка и обслуживания текущего транспорта касается не только перевозчиков — она также может затронуть сферу доставки. Журналисты пообщались с Аркадием Никитенко, региональным менеджером Domino's Pizza.

    — На данный момент у нас 144 автомобиля: Renault Sandero, Renault Logan, Lada Granta. Помимо машин, автопарк включает мопеды китайского производства, трёхколёсные скутеры Honda, велосипеды и скутеры на электротяге. «Трёхколёсники» мы используем также зимой — для этого получили разъяснения от ГАИ о покрышках, которые необходимы в холодный период.

    — Какой ресурс закладывается для автомобилей?

    — Мы определяли срок эксплуатации 250 тысяч километров — в этом промежутке с машинами не должно возникать серьёзных проблем. Правда, как говорят другие сервисы доставки, они закладывают ресурс до 400 тысяч километров, — рассказывает собеседник. — Мы обычно продаём автомобили до истечения заложенного нами срока. Эти образцы и дальше катаются без проблем.

    Курьеры у нас достаточно молодые, поэтому чаще всего из строя выходят какие-то элементы подвески, разбиваются ободья и колёсные диски. Проще говоря, незначительные компоненты. С ремонтом этих деталей никогда не было проблем. Бывает, в ДТП повреждаются передний и задний бамперы, возможно, крылья, — отмечает Аркадий.

    — Есть СТО, где мы обслуживаем наш автопарк. Признаться, особых проблем с запчастями пока не заметили: как машины ремонтировали, так и продолжают это делать. Возможно, потому что у нас в парке весьма простые модели. Периодически производятся плановые ТО и ремонты, зависящие от использования конкретного автомобиля.

    В начале нашей работы возникали сложности с Renault Sandero, которых ещё было мало на нашем рынке. У них проявлялись заводские дефекты: в отдельных экземплярах ломалась коробка переключения передач. Однако нам ремонтировали их по гарантии. Основной нюанс был в сроках ожидания поставки КПП. Назвать это массовой проблемой нельзя: таких автомобилей на моей памяти было около десяти. Причём они не ломались одновременно, поэтому остро на себе мы этого не ощутили.

    — Большие партии новых машин сейчас не поставляются в Беларусь. Как в компании планируют в будущем обновлять автопарк?

    — Мы пока не собирались покупать новые автомобили — нам это не очень-то интересно. В прошлом году даже продали часть машин. Всё-таки мы ведём к удешевлению транспорта в принципе: являемся последним звеном в доставке готового продукта, поэтому в наших интересах максимально уменьшить стоимость конечного этапа. Нас привлекает переход на электрические велосипеды и мотоциклы/скутеры.

    Плотность наших пиццерий такая, что в 50—60% случаев можно осуществлять доставку с помощью пеших курьеров или на велосипедах.

    — У нас в доставке есть электромобили Renault Twizy. Использование их для пополнения нашего автопарка маловероятно. Они изначально весьма дорогие, и даже при экономии на эксплуатации выгода от них будет ощущаться в очень долгой перспективе. Мы пробовали брать электрические скутеры, но при активной службе они держатся не более сезона.

    Как отметил представитель Domino's Pizza, за прошедшие месяцы спрос потребителей не изменился.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • За три месяца число зарядных станций для электромобилей в республике увеличилось на 10%.

    На фото можно увидеть и принцип кражи - в бумажные трубки укладывалось в среднем по 5 яиц.

    Председатель Гродненского облисполкома рассказал, как отразилось на регионе закрытие пунктов пропуска на границе с Польшей и Литвой.

    За несколько дней до случившегося парню предложили стать финансовым менеджером, в обязанности входил выезд по адресам за деньгами. Предложение совсем не насторожило парня.

    Спор о работе накалился до такой степени, что мужчина схватил стеклянный кувшин и ударил им по голове 23-летнюю девушку, а затем бутылкой атаковал 24-летнего парня.

    Силовые действия в отношении белорусских властей планируется осуществить при помощи добровольческих военизированных формирований.

    В Беларуси количество ИП росло многие годы. Но с недавних пор стало снижаться. За последние два года темпы пугающие.

    Все новости