Блог Гродно s13

Про «разборки» можно забыть: Как может осложниться жизнь автомобилистов, если один из регламентов Союзного государства заработает на полную мощь

Сейчас бытие отечественных автовладельцев определяют нормы национального законодательства. Но в скором времени, если говорить о реализации норм договора о Союзном государстве, единые стандарты в области безопасности транспорта не заставят себя ждать.

Чего стоит только техрегламент ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" с его многочисленными и рассматриваемыми до сих пор пакетами изменений, один из которых предусматривает запретить использование некоторых "бэушных" запчастей на автомобилях. Автобизнес почитал документ – и оценили, как может осложниться жизнь автомобилистов, если регламент заработает на полную мощь.

Про "разборки" можно забыть

Так, предполагается, что запрет коснется использования "бэушных" (загибайте пальцы): 

Те, кто ратует за безусловную безопасность дорожного движения, правы в своем роде, если, допустим, говорить о системах рулевого управления и тормозных системах. Но чем в вопросах безопасности помешал сажевый фильтр с нейтрализатором? Ведь практически любой автовладелец знает, что их функция сугубо экологическая, а стоимость этих деталей на современные автомобили заставляет даже обеспеченного человека чесать затылок.

Эксперты считают, что подобная ситуация – банальное лоббирование интересов производителей запасных частей, коих на территории той же России пруд пруди. Зачем им "бэушная" конкуренция? Но официально техрегламент направлен на защиту интересов (дословно) "неопределенного круга юридических и физических лиц, резидентов государств – членов Евразийского экономического союза". Теоретически все вроде как для нас.

Список "бэушки", попадающей под запрет, кстати, не исчерпывающий и может дополняться новыми позициями.

Газ доступен. А оборудование? 

Любителям дешевого газового топлива, возможно, вскоре придется нелегко, так как техрегламент предполагает жесткие требования по установке и использованию газобаллонного оборудования. Как мы говорили выше, "бэушка" попадает под запрет, а установка нового оборудования может превратиться в увлекательный квест.

Так, согласно требованиям в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства (приложение №9 к ТР ТС 018/2011), к установке для питания автомобиля газообразным топливом допускается только то оборудование, тип которого сертифицирован по правилам ЕЭК ООН №115, при этом не должен быть понижен экологический класс транспортного средства, установленный производителем.

Организация-установщик обязана предоставить заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия как на отдельные элементы оборудования, так и на тип газобаллонной системы в целом для соответствующего семейства транспортных средств. Дальше следует предоставление декларации производителя работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, о выполнении работ в соответствии с установленными правилами, о проверке герметичности и опрессовке системы питания, проведении периодических испытаний и много чего еще.

В общем, планируемый объем бюрократических (и не только) процедур может напрочь отбить желание поставить на машину газ. Меж тем на предполагаемые изменения уже отреагировали в Министерстве энергетики Беларуси:

"В соответствии с новой редакцией ТС ТР 018/2011 оценка допустимости внесения планируемых изменений в конструкцию и проверка безопасности должны проводиться аккредитованными органами инспекции, имеющими в своем составе аккредитованные лаборатории. Это требование значительно усложнит процедуру переоборудования автомобилей в газобаллонные, поскольку применимо только для крупных городов, что приведет к сокращению количества газобаллонных автомобилей и снижению потребления газа в качестве моторного топлива".

Яркий свет под запрет?

Если захотелось сделать так, чтобы фары светили ярче, чем штатные, то и тут без трудностей никак.

Например, в документе говорится, что менять один источника света на другой того же класса с иными характеристиками либо иного класса нужно только совместно с заменой светового модуля, который соответствует заменяемому источнику света, либо фары в сборе (!). В случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории.

Недоступный тюнинг

Из техрегламента Таможенного союза 018/2011: 

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Многочисленные организации и граждане вносили свои предложения и комментарии, которые услышаны не были, хотя имели логику. Вот, например, одно из предложений обычного автовладельца:

"Современные световые приборы очень дорогие, их приходится защищать от летящего песка, камней и прочего мусора, что делает их мутными и искажает рассеивание светового потока. Самая лучшая защита от этого – защитные прозрачные (бесцветные) пленки, которые никак не ухудшают яркость или рассеивание света и никак не влияют на безопасность дорожного движения, на обеспечение которой направлен технический регламент. Такие пленки легко менять вместо того, чтобы подвергать фары дорогостоящей и ограниченной полировке или вообще осуществлять замену помутневших фар".

Логично же – как прозрачная пленка на фаре влияет на безопасность? Однако любые пленки на фарах и стеклах под запретом!

Чип-тюнинг двигателя с целью повышения его мощности, установка фаркопа, бампера без "противотуманок" (если в предыдущем бампере, например, поврежденном после ДТП, они были предусмотрены), установка "обманки" вместо сажевика с катализатором (когда снижается экологический класс), всяких аэродинамических "штучек" – все это внесение изменений в конструкцию, что отправит вас в испытательную лабораторию, а затем по другим чиновничьим кабинетам. А ведь могут и вообще на стадии обращения "развернуть" – технических норм столько, а требования по ним таковы, что голова кругом идет даже у подготовленного технического специалиста. Отказать вообще не проблема.

Вердикт

Безопасность – хороший аргумент для создания или изменения различных регламентов, но это не должно превращаться в абсурд и бюрократию, при которых автовладельцами, помимо прочего, будет осуществляться внесение платы за каждый шаг и получение необходимой бумаги. Так что речь идет не только о безопасности, но и об устранении конкурентов или создании таких условий, при которых в перспективе такие конкуренты появиться не смогут.

Закончим выдержкой из письма Белорусской автомобильной ассоциации по поводу регламента:

"В целом таможенный регламент сыграл негативную роль в развитии национального автомобильного бизнеса, создал значительные технические барьеры, которые с позиции сегодняшнего времени весьма избыточны, и главным образом через "нетехнические" требования регламента сформировал монопольную систему на рынке для одного представителя, который, как показала практика, всегда в основном был российским (объективно в силу больших размеров автомобильного рынка России, как оказалось впоследствии, на это и рассчитывали разработчики регламента). Любые изменения текущего содержания регламента – это бесконечная работа над ошибками, шлифование бюрократического процесса, и предлагаемые изменения тому пример".

Категории: автомобили, новости, планы, проблемы, Беларусь, Россия