Герой материала av.by Роман пытается продать свою Toyota RAV4 2006 года выпуска. Вот только, увидев японский внедорожник, представители автокомиссионных площадок отмахиваются, мол, попробуйте сами её сбыть! Дело в том, что машина зарегистрирована в России. В чём сложности продажи такого авто и сколько всё же можно выручить за 18-летнюю «Тойоту» в Гродно — в репортаже.
Журналисты с владельцем Toyota RAV4 приехали в нужное место в разгар рабочего дня. Продавцы гродненских автокомиссионных площадок укрывались от зноя в прохладном здании-офисе. Заприметив нас, охотно вышли:
— Вам что-то подсказать? — деловито интересуется мужчина.
— Мы бы хотели продать машинку, — с ходу ему отвечаем и кратко описываем авто. — 2006 года выпуска, бензиновый двигатель, максимальная комплектация…
— Ага! Её в первую очередь надо снять с учёта! Это небыстрая процедура, поэтому нам неинтересно такое предложение. Мы продаём экземпляры, которые можно купить здесь и сейчас, — говорит продавец.
Роман всё это время жил в России. Там три года назад и был куплен этот внедорожник. А в декабре 2023-го мужчина решил переехать в Беларусь: отсюда родом его жена. Сейчас, со слов нашего героя, он хочет трудоустроиться, а машина на российских номерах тому помеха. Вот и решил от неё избавиться...
— Переоформлением заниматься не хочу: долго и проблематично. К тому же надо платить утильсбор. Пусть этим занимается покупатель!
Роман уверен: у его автомобиля особая комплектация! В Беларуси, мол, её не найти. Речь идёт о версии LUNA:
— Я смотрел объявления — нет такого авто больше! Здесь бесключевой доступ, кожаные сиденья, кнопка «старт-стоп», прогревы, водительское электрическое кресло… Пробег всего 165 тысяч!
— Оригинальный? — уточняет менеджер.
— Да, конечно! Много раз проверяли…
Представитель гродненского автохауса просит коллегу проверить пробег, а также пройтись толщиномером по кузову.
— Я могу рассмотреть и обмен! Мне нужна машина на белорусских номерах, — продолжает потенциальный продавец. — В прошлом году менял компрессор кондиционера, радиатор новый…
— Я понимаю, но снять с учёта её надо.
— Какой там на неё утильсбор будет, не в курсе?
— Думаю, что нехилый! Машина-то неновая…
Стоящая рядом девушка открыла приложение в телефоне и быстро нашла нужную информацию:
— Если авто старше семи лет, то вам надо будет за него заплатить 1 225 белорусских рублей…
Роман уточняет, в какую сумму он оценивает свой автомобиль:
— 12 000 долларов! Было выше. Сейчас немного сбросил. Мне в России дилеры предлагали $10 000. Я выставил на российском сайте за 1 100 000 российских рублей.
— Я вам ещё раз повторяю: пока авто не будет на белорусском учёте, мы не сможем его продать. Мы его выставим на продажу, придёт человек, скажет, что хочет купить, а машина не на учёте… Что ему делать? Мы не можем её взять даже в обмен, пока она не будет на «транзитах»…
Журналисты сообщают торговцу, что готовы заняться переоформлением, но хотелось бы узнать примерную сумму, которую реально можно выручить за автомобиль.
— Надо смотреть среднюю рыночную стоимость, состояние авто. Ну вот: в объявлениях цена таких экземпляров — от 9,5 до 12,5 тысячи долларов. За эту цифру машина будет годом помоложе, комплектация схожа с вашей…
— Нет такой комплектации больше! — настойчиво говорит мужчина.
— Легче от этого не становится! Есть поколение авто — это раз. Есть какие-то характеристики — два. Есть состояние — три. Я назову вам вилку цен, а дальше — всё по вашему желанию. Вы можете и $20 тысяч поставить. Раз вы считаете, что у вас такая крутая комплектация!
— Что касается этого авто, то историю надо проверять через дилера. Есть нюансы по кузову: подкрашенные элементы, части со шпаклёвкой. По низу имеются очаги ржавчины… Машина была в ДТП — осталась притёртость, — докладывает о состоянии автомобиля представитель площадки.
Мужчине предлагают взять иномарку на комиссию без выкупа.
— В текущих реалиях вам нужно пригнать авто, почистить его, привести в порядок. Мы, конечно, можем и сами это сделать… Вы должны понимать, что в похожем состоянии они стартуют от 9,5 тысячи долларов. Следовательно, чем выше цена, которую вы выставите, тем дольше время ожидания продажи.
— А с чем вы сравниваете? — говорит клиент, в очередной раз указывая на уникальность версии.
— Комплектация — это плюс, но они будут смотреть на состояние авто…
— Я хотел перекрасить его…
— В вашей ситуации в этом есть смысл. У вас шанс на продажу увеличится на 100 процентов, если вы уберёте все видимые внешние нюансы. Можем вам только пожелать успехов в вашем случае, — сказал менеджер и скрылся в своём офисе.
Мы отправились на соседнюю комиссионную площадку в надежде сбыть внедорожник с российской пропиской.
Но и там, увидев госномера, менеджер покачал головой.
— Надо снимать с учёта. А сколько вообще за неё хотите?
— 12 000 долларов.
— Нам за столько неинтересно! Это верх рынка. Если мы приклеим ещё свою комиссию сверху, на машину никто не глянет.
— А на обмен? На что-нибудь из «японцев», хочу большой багажник, чтобы на рыбалку ездить. Ну и повыше машинку. Двигатель бензиновый, — рассказывает о своих предпочтениях Роман.
— Ничего такого не предложим. Вам проще реализовать свою самостоятельно. Людям вы, может, и отдадите за $12 000. А нам за эту сумму сколько придётся продавать её? Так что лучше как-нибудь сами… На комиссию можем поставить. Будете ездить и по звонку к нам на площадку приезжать…
Немного отчаявшись, решаем поехать на ещё одну гродненскую комиссионную площадку. Вдруг там нам посчастливится?
— Много действий нужно проводить с вашим авто! Надо ехать как минимум в Смоленск, снимать с учёта... — с ходу отвечает менеджер.
— Не проблема! — говорит герой.
— Это для вас не проблема. А если человек придёт и захочет сразу купить автомобиль, он не станет этого делать…
— Послушайте: машина хорошая. В Беларуси такой нет! Если кто-то будет заинтересован, то купит её, несмотря ни на что! — уверенно говорит Роман.
— У нас это так не работает. У нас человек пришёл, выбрал авто, взял, поставил на учёт и ездит! Да и банки выдают кредиты только на автомобили на белорусском учёте. Можем пофотографировать вашу «Тойоту» и выставить у себя на продажу. Только так! По Беларуси цены варьируются от 6 800 до 10 300 долларов.
— Это вы смотрите дизельные варианты сейчас. У меня — бензиновый. С максимальной комплектацией.
— Ну, по самой высокой цене вряд ли вы продадите. Там притёртости есть, тут — вмятины. Если покрасите, можно, конечно, по максимальной стоимости попробовать. Но, как правило, в Беларуси машины на российских номерах гораздо дешевле рынка…
— А с чем это связано? — интересуеются журналисты.
— Можно только предполагать. У кого-то их нельзя снять с учёта, находятся в залоге у банка… В Беларусь, Россию на такой приедешь, а в ту же Польшу уже нет! Заберут.
Автоподборщик: «За $12 000 — без шансов!»
Напоследок решили показать автомобиль специалисту по автоподбору. Дмитрий, как и предыдущие собеседники, сразу же заявил: машины на российских номерах продать в Беларуси проблематично. И, как правило, идут они чуть не за полценника.
— Много транспорта с тёмным прошлым. Тот, кто купит такое авто, должен понимать, что он будет его последним хозяином. Ну и вряд ли куда-то выедет на нём…
— Что касается этого автомобиля, то технически машина более-менее. В кузов вот надо вложиться. 70% кузовных элементов требуют покраски… Ну и с учётом того, что она из России, продать её за $12 000 — без шансов! Никто столько не даст. Только если вы её поставите на белорусский учёт и покрасите…
— Если я приведу кузов в порядок, так даже дороже буду продавать! — отвечает хозяин.
— Ну вот смотрите. Машина была в аварии. Есть схема ДТП. К тому же видно, что получала по «морде». Как на ней техосмотр проходить? Такие машины чуть ли не за полцены отдают. Мало ли что там? В каком-нибудь банке залог на неё…
К слову, позже автоподборщик прислал нам полную информацию об автомобиле: в залоге он не числится! Однако проблему это не решает. Как оказалось, сбыть в Беларуси машину с российской пропиской — задача со звёздочкой. И вряд ли кто-то из потенциальных покупателей захочет её решать.
Слова напутствия молодому пополнению прозвучали на территории Гродненского областного сборного пункта военного комиссариата. Были приглашены родители, военно-патриотические классы, школьники.
Первый вице-премьер Николай Снопков во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики сообщил о зарплатах в Беларуси в следующем году.