Блог Гродно s13

«Хотелось сделать автомобиль, как у отца»: смотрите, как гродненец восстановил старую «копейку»

Время от времени на дороги Гродно выезжают ярко-жёлтые «Жигули» — выглядит, как «капсула времени» из 80-х, со всеми атрибутами того периода: наклейка первого техосмотра в 1981 году под лобовым стеклом, советские копейки и червонцы с Лениным, часы Montana на полочке. Владелец рассказал autogrodno.by об истории проекта.

— Первая машина — это как первая любовь, забыть которую невозможно. Моим первым автомобилем, на котором я учился ездить, был как раз жёлтый ВАЗ отца, — рассказывает Ярослав. — Но, спустя годы ежедневного использования, автомобиль пришёл в негодность. И вот спустя годы мне снова захотелось посидеть за рулем той самой первой машины.

Копейка Жигули Гродно

Значок купил в Одессе

В 2017-м решил найти точную копию своего первого автомобиля. Ярослав целый год искал жёлтую «копейку» по сайтам продажи авто, пока не наткнулся на нужное объявление.

— Поехал в Смолевичи, мне сказали, что авто в идеальном состоянии от первого владельца, а продавал его внук. На спидометре машины 1980 года выпуска было всего 9 тысяч километров пробега, — вспоминает парень. — Я долго думал, где подвох, но благополучно добрался в Гродно.

За «Жигули» Ярослав заплатил 1000 долларов, а затем вложил ещё около 800, ведь за время простоя вышли из строя различные узлы, детали и технические жидкости. К 2024-му году вложения приблизились к 2-м тысячам долларов.

Копейка Жигули Гродно

Восстанавливать «копейку» Ярослав начал с салона:

— На сиденьях родная обшивка, которая хорошо сохранилась под чехлами, но требовался мелкий ремонт. Мне привели её в порядок на одной гродненской фирме. Ребята просто молодцы, потому что салон стал как новый.

Копейка Жигули Гродно

Копейка Жигули Гродно

Ещё 300 долларов водитель потратил на колёса — вайтволлы, которые кстати быстро «съедаются», порошковая покраска дисков, новая резина.

Копейка Жигули Гродно

Ярославу хотелось насытить облик гродненской «копейки» хромированными деталями. Минимально старался добавить стиля, на пример козырёчки на фары. Элементы перехватывал у одного автоклуба связанного с автопромом того времени и который, к сожалению, распался.

Он долго искал значок ВАЗ, но купить его удалось в Одессе. Новодельные колпаки на колёса стоят 400 рублей за комплект, бампер 500 рублей, зеркало около 100 рублей, но главная проблема, что их не найти.

Копейка Жигули Гродно

— Из интересного здесь выхлопная система. Родная быстро сгнивает и звук не очень, долго я с этим боролся, новоделы звенели, но решение было найдено. У нас в Гродно в 2004 году на «АЗОТе» была сварена выхлопная система из нержавейки, три машины на которых она стояла, уже сгнили, моя четвёртая. Ребята, из «Лихого Топора», сделали вставки в салон из красного дерева.

Копейка Жигули Гродно

— Хотелось бы вернуться к цвету, он в те годы имел особое значение, ты как-то обыграл это?

— Безусловно, это же милицейский цвет, хотя машина не была на службе ни дня, - говорит Ярослав. – Я заказал магнитные ленты, мигалка чехословацкая, за пять минут из простой, машина становится милицейской того времени.

Копейка Жигули Гродно

Вместе с автомобилем гродненцу в багажнике досталось советское «наследство»: руководство по эксплуатации, аптечка, разные инструменты, запчасти и даже советские рубли. Часть этого Ярослав оставил в автомобиле для сохранения духа эпохи. Даже на фаркоп в лучших традициях минувших времён нацепил игрушечную куклу лисы, которую нашёл на даче.

Копейка Жигули Гродно

Ярослав рассказывает, что покупка автомобиля начиналась не с авторынка, а с гаража, в котором пришлось сделать ремонт, перестелить крышу, чтобы внутрь не попадала влага.

Копейка Жигули Гродно

На гродненские улицы выезжает по выходным и в солнечную погоду, а если начинается дождь, то после езды вытирает влагу с кузова и даёт просохнуть. В будние дни он катается на Volvo S60, а на «Жигули» пересаживается только по выходным.

Копейка Жигули Гродно

— Эта машина не ломается, и та машина не ломается, — смеётся владелец. — У меня философия, машина должна обслуживаться только у одного мастера, поэтому у каждой есть свой.

Копейка Жигули Гродно

Водитель признаётся, что у «копейки» нет ежедневной задачи, её время уже ушло, поэтому нет необходимости «душить» машину, которой в этом году 44 года. Единственное, когда машине приходится “поработать”, то это летний период, так как в отпуске отправляюсь в поездки по нетуристическим, но атмосферным местам нашей страны. С 2020 года объехал всю страну, за 4-5 дней делался круг в 2000 км, который машина без проблем проходит.

Копейка Жигули Гродно

Несколько раз парню предлагали продать автомобиль и даже предлагали за него четыре тысячи долларов, но он отказался.

— Если кто-то придёт и положит 10000$, то соглашусь, такая цена потому, что продавать не хочу, а если вдруг предложат, то за 5000 можно из любой такую сделать.

Копейка Жигули Гродно

Отойдя от машины, поговорить на другие темы, мы наблюдали как люди подходят и фотографируются с машиной… Жаль что таких машин становится всё меньше, это наша история и для многих, это был первый автомобиль в семье, первый раз когда папа дал порулить, для некоторых первый поцелуй в машине, для некоторых друг на всю жизнь…

Копейка Жигули Гродно


ВАЗ 21013
Год выпуска: 1980
Двигатель: 1,2 л
Привод: задний
Максимальная скорость: 142 км/ч


Копейка Жигули Гродно

ВАЗ 2101 разных модификаций выпускался с 1970 по 1988 годы на Волжском автозаводе. Всего за этот период было выпущено 4 млн. 850 тысяч машин.

В 2000 году читатели популярного автожурнала «За рулём» признали «копейку» лучшим отечественным авто ХХ века. В народе ВАЗ сначала называли «единичкой», а затем «копейкой». Есть мнение, что кузова выпущенных в 1980 году к Олимпиаде автомобилей делались из шведской стали.

Категории: автомобили, интервью, гродненцы