• Как провезти в Беларусь авто из Европы с объёмом двигателя выше 1,9 литра? Узнали у тех, кто смог

    С полуночи 23 марта польская сторона ввела запрет на вывоз в Беларусь автомобилей, купленных в странах Евросоюза, с объёмом двигателя более 1,9 литра или стоимостью более 50 000 евро. Позже ограничения на ввоз транспорта с транзитными номерами установили Литва и Латвия. Новые меры приняты 28 и 29 марта соответственно. Что же происходит на границе с Беларусью накануне 1 апреля? av.by пообщались с очевидцами и рассказывают в материале.

    Владимир подъехал к пункту пропуска «Тересполь» на белорусско-польской границе немного за полночь 23 марта. Как говорится, ничто не предвещало, но пересечь границу на своём BMW X3 на транзитных номерах он не смог. Виной тому — двигатель объёмом 3,0 литра, а первопричина — европейские санкции. Именно на них ссылались сотрудники польской таможни, разворачивая «транзиты» одни за другими.

    — Обидно! Очень обидно, — признаётся мужчина. — Получасом ранее и проехал бы, ведь прежде никаких проблем не было.

    Проблем не было, но санкции-то были. А именно запрет на экспорт новых и подержанных автомобилей класса люкс с объёмом двигателя выше 1 900 куб. см, а также на все электрические и гибридные транспортные средства вступил в силу в июне прошлого года вместе с принятием 11-го пакета санкций против Российской Федерации. К слову, официального заявления о расширении их действия на территорию Беларуси не поступало.

    Почему же поляки вдруг стали ссылаться на ограничения, принятые девять месяцев назад против России, при оформлении автомобилей, въезжающих в Беларусь?

    — Я думаю, они просто устали, — делится своими мыслями на этот счёт Владимир. — Накануне грядущих изменений, касающихся утильсбора в России, поток автомобилей, следующих в Беларусь на транзитных номерах, в «Тересполе» увеличился в разы. Сотни таких авто ежедневно пересекали белорусско-польскую границу, причём их ценник в большинстве своём превышал 50 тысяч евро. Оно и понятно: все хотят, как говорится, запрыгнуть в последний вагон и успеть пригнать авто до 1 апреля — до начала действия нововведений, по которым на данный момент больше вопросов, чем ответов.

    — Поляки, конечно, понимают, что все эти машины едут в Россию, а значит, условно подпадают под санкции. К слову, полгода назад Литва ввела ещё более жёсткие ограничения — там перестали пропускать «транзиты» с объёмами двигателей до 1,5 литра. Все опять же двинулись на «Тересполь».

    — Все ждут каких-то разъяснений с польской стороны 1 апреля. Как думаете, будут ли они?

    — Скорее всего, нет. В принципе, они уже всё разъяснили. Предоставили список необходимых документов, при наличии которых подсанкционные авто пропустят через границу. В числе таких бумаг договор, счета-фактуры, банковские платёжные поручения и выписки со счёта по платежам, произведённым получателю в указанной стране. Требуется также предоставить информацию о том, кто является реальным получателем товара в третьей стране, а ещё доказательства того, как товары будут использоваться в стране-получателе, которая будет их потребителем.

    Дополнить пакет документов необходимо сведениями о юридическом или физическом лице, осуществившем оплату транспортных услуг, и распечаткой банковского счёта для оплаты оказанных услуг. Ну и самый интересный пункт — нужно запросить у производителя или экспортёра товара подтверждение того, что он согласен экспортировать товар в страну-получателя, имеет полную информацию о конечном потребителе и цели использования товара. Важно при этом не нарушить санкционный режим.

    — На ваш взгляд, насколько реально получить такой документ?

    — Мне кажется, это что-то из области фантастики. Даже если от имени производителя сможет выступать дилер. Дилеры уже с 2022 года не продают авто напрямую белорусам. Все эти машины покупаются через мелкие фирмы-прокладки, которые берут свой процент от сделки. Как при этом они могут дать согласие на экспорт машины в Беларусь? Конечно же, это будет рассматриваться как действия в обход санкций, никто на это не пойдёт.

    — Нашли ли какой-то выход из сложившейся ситуации водители тех автомобилей, которые развернули и наверняка продолжают разворачивать в «Тересполе»?

    — В большинстве своём это были перегонщики. Они приезжают в Тересполь на автобусе, садятся в машину и просто перегоняют её через границу. Конечно, когда «транзиты», подходящие под ограничения, перестали пускать, все они просто побросали эти машины на стоянках. Какой смысл им там сидеть? Уехали по своим делам. А парковки в Тересполе — как платные, так и бесплатные — остались забиты «транзитами», очень много машин там зависло.

    — Что в данной ситуации предприняли лично вы?

    — Я подождал до десяти часов утра. Понял, что смысла в этом ожидании нет, и отправился в Литву, сделал там красные номера, а затем поехал в «Патерниеки». Всё дело в том, что авто на жёлтых транзитных номерах Латвия не выпускает, нужны красные немецкие либо литовские. А чаще всего в целях экономии делаются именно жёлтые номера, они даются на пять дней, обычно за этот срок машина выезжает из ЕС. Красные номера — долгосрочные, выдаются на срок от пятнадцати дней до двух месяцев и стоят на 150—200 евро дороже, поэтому их мало кто делает. Но тут уж выбирать не пришлось, на данный момент это единственный способ провезти авто в Беларусь.

    — Особенно «попали» в этой ситуации те, кто гнал машину лично для себя, потому что у них нет возможности сделать левые документы (подтверждение оплаты и другие), чтобы попытаться выехать через Латвию. Впрочем, вполне возможно, что и латыши в скором времени «прикроют лавочку», ведь сейчас все едут туда. Говорят, такое же распоряжение (не пускать подсанкционные авто) 25 марта уже поступило и в «Патерниеки». Но пока там пропускают (диалог проходил 25 марта. — Прим. авт.).

    — Останутся ли какие-то способы привезти авто из Европы?

    — Сейчас говорят о возможности транзита через Грузию. Но этот путь ещё не налажен. Много документов потребуется делать, очень дорого всё это выйдет. Да и не совсем законно, потому что изначально документы будут оформляться на грузина, а потом придётся переделывать их на себя. Авто стоимостью до 30—40 тысяч евро везти станет нецелесообразно ввиду слишком больших затрат. Думаю, останутся только очень дорогие машины с ценником выше 80—100 тысяч евро, которые будут ехать автовозами через Турцию и Грузию. Ну а мы примемся возить малолитражки...

    В общем, Владимир воспользовался единственным, на его взгляд, способом и провёз автомобиль через белорусско-латвийскую границу. Но мы нашли человека, которому на подсанкционном авто с транзитными номерами без проблем удалось пересечь границу Литвы с Беларусью. Алексей (имя изменено по просьбе героя) миновал пункт пропуска «Мядининкай» на «Фольксвагене» с объёмом двигателя 2,0 литра. На автомобиле были жёлтые транзитные номера.

    — Наверное, мой случай скорее можно назвать исключением, везением либо случайностью, — признаётся мужчина. — Никто не отменял человеческий фактор. Видимо, я просто внушил доверие сотрудникам таможни, у них не возникло сомнений, что я везу автомобиль для личного пользования и не собираюсь перепродавать его в Россию. Таким образом, если удастся доказать таможенникам своё намерение оставить авто у себя, могут пропустить.

    — Многое ещё зависит от смены, — дополняет Владимир. — Если попадёшь на таможенника-русофоба, он и слушать не станет, развернёт без объяснений, так ещё и таможенную декларацию аннулирует. Её придётся заново оформлять, а сделать это в Литве либо Польше — целая проблема. Потребуется обратно в Германию возвращаться и делать экспортную декларацию уже на другого человека.

    Тут уж надежда только на авось. Может повезти, как Алексею, а можно, рискнув, нажить себе ещё больше проблем. Обстановка с перегоном авто из Европы остаётся напряжённой во всех пунктах пропуска вдоль границы с Евросоюзом. Но если имеется шанс «прорваться» через литовские КПП, где на сегодня действуют наиболее жёсткие ограничения, то неужели сотрудники польской таможни не допускают никаких послаблений? Об этом мы поинтересовались у человека, который на днях пересёк белорусско-польскую границу на авто с транзитными номерами.

    — Никакого секрета в моём случае нет, — ответил мужчина, представившийся Николаем. — Просто объём двигателя моей машины составляет всего 1,5 литра. Автомобили с мотором ниже 1,9 литра пропускают без вопросов.

    — Впрочем, я лично видел, как некоторые авто, подпадающие под ограничения, так же проходили «Тересполь»! Это касается случаев с прозрачной покупкой при наличии ряда подтверждающих документов. Сам был свидетелем — подсанкционные авто пропускают! Но таких случаев единицы. В основном разворачивают, все «транзиты» уже выехали из колеи, очередь на въезд с субботы уменьшилась в два раза.

    Так, со слов очевидцев, вероятность (кое-где мизерная, но всё же) провезти авто из Европы есть через любой действующий сегодня пункт пропуска. Но «правила игры» для многих по-прежнему неясны.

    — У меня ещё полно знакомых, которые сейчас находятся в Германии, — говорит Владимир. — Люди сидят и не знают, что теперь делать. Все надеются на скорейшее прояснение и стабилизацию обстановки…

    **

    На прошлой неделе появилась информация о том, что подпадающие под санкции авто перестали пропускать Литва и Латвия. 26 марта в 22:45 в КПП «Патерниеки» вывесили такое объявление.

    — Латвийская граница закрыта для подсанкционных авто, — говорит очевидец. — Ввели такие же ограничения, как в РП. Два автомобиля выехали с аннулированными экспортными декларациями (с документами у них был порядок). До этого проезжали люди, а новая смена уже не пускает. Выехал недавно человек на машине с объёмом 3,0 литра — развернули, сказали, что будут пропускать только малолитражки с объёмом двигателя до 1,9 литра. Остальные — разворот. Причина — подозрение, что авто вывозится в Россию. Это уже третий человек, которого не пустили. Стояли они все там с утра, в девять часов заехали на таможню и только к двадцати двум выехали. Пошли вторые сутки. Люди уже начинают уезжать отсюда. Остальные просто ждут смельчака, который в свежую смену будет испытывать судьбу и свою EX.

    — Пару дней назад мы там были, — говорит ещё один мужчина, с которым нам удалось связаться. — Мой коллега заехал на территорию таможни. Запустили 10—15 машин, а я под шлагбаумом ещё стоял. Тут вышел начальник смены и сказал, что пришла бумага, подпадающие под санкции авто пропускать больше не будут. И всех — на разворот. Кто-то начал возмущаться, так он забрал документы и все их экспортные декларации аннулировал. Сказал: «Кто хочет оформиться, заезжайте — буду и дальше аннулировать всем EX». Мы развернулись и поехали на Литву, будем пробовать проехать там. Некоторые остались в Латвии, стоят, ждут неизвестно чего. Сами себя успокаивают, что смена поменяется и, может, начнут пускать.

    Однако и там с 29 марта ввели ограничения. Информацией об этом поделился «Большой автоблог». Стоит отметить, что официальных разъяснений от вышеперечисленных стран по данному вопросу не поступало. Как предполагается, они будут даны не раньше 1 апреля. Ждём-с.