Вчера в Минске Ассамблее деловых кругов были названы лучшие города для бизнеса в Беларуси. Гродненская область осталась в числе победителей - регион представлен Ошмянами в номинации "Город с населением менее 50 000 человек".
Лида, два года подряд уверенно удерживающая пальму первенства, в этом году уступила место Полоцку, ставшим "Лучшим городом для бизнеса Беларуси-2010". Приглашения к участию в конкурсе были направлены в 116 городских исполнительных комитетов. Участие в конкурсе приняли 65 городов.
Определение лучших городов для бизнеса проводилось жюри конкурса в два этапа и по двум номинациям: крупные города (районы) (с численностью населения более 50 тыс.) и малые города (районы) (менее 50 тыс. человек). На первом этапе победитель определялся в масштабе области (от нашего региона были представлены Гродно и Ошмяны), на втором этапе – в масштабе Республики Беларусь.
Города (районы), признанные победителями в первой и во второй номинациях, получат диплом и станут местом проведения международной инвестиционной конференции или иной деловой встречи в качестве поощрения местного регионального развития. Победители определялись по 16 категориям. В феврале 2011 года председатель союза предпринимателей Владимир Корягин посетил много белорусских городов, среди них – Могилев, Молодечно, Бобруйск, Рогачев, Жлобин, Ошмяны, Гродно, Смолевичи. О своих впечатлениях от поездки за неделю до Ассамблеи он рассказал журналистам.
Корягин: "У меня очень тяжелое впечатление после поездки. В прошлом году я также объезжал все города… Но в этом году как никогда чувствуется подавленность – у людей далеко не оптимистичное настроение. Невероятный страх разлит в обществе. Я хочу подчеркнуть, что такого напряжения, как сегодня, раньше не было. Невероятный накал и напряжение…"
О положительных примерах бизнеса, даже когда они есть, люди рассказывать не хотят. Доходит до того, что некому участвовать в конкурсе"Лучший предприниматель страны", говорит Карягин:
"Ко мне часто обращаются с просьбой привести положительные примеры продуктивного предпринимательства. У меня есть хорошие примеры. Но если бы вы знали, как меня умоляют все предприниматели не называть их, не показывать, не светить... "Дайте нам работать. Мы боимся"... Сегодня проходит конкурс "Лучший предприниматель страны". Тысячи вполоне достойных структур отказываются в нем участвовать".
Владимир Карягин считает, что пессимистичное настроение предпринимателей может быть связано с завышенными ожиданиями от Директивы №4. 31 декабря руководитель страны подписал директиву №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности". Полагалось, что документ должен либерализовать экономику. Но, по словам Корягина, когда это произойдет – еще вопрос:
"Пришел январь, и все видят, что до выполнения директивы пройдет целый год… Только в сфере ценообразования надо отменить около 1000 нормативных актов. Всего более 5000 законов и указов надо переделать, чтобы директива заработала в ближайшие годы. Предприниматели понимают, что заработает это только в 2012 году, но еще неизвестно, как…".
Более того, государство продолжает нарушать требования Директивы, полагает Карягин.
Карягин: "Предприятиям любой формы собственности продолжают навязывать, сколько изготавливать и чего…"
Как результат, в последнее время все больше сокращается количество желающих создавать свой бизнес, отметил Корягин:
"Если раньше в аудиториях на вопрос "кто хотел бы иметь собственный бизнес?", руку подымали 50-60 процентов. Сегодня из ста человек только 10-15 выказывают желание брать на себя эти трудности".
По словам председателя Союза предпринимателей, молодежь хочет идти в контрольные органы, МВД, КГБ, Таможенный комитет...
В настоящее время родители имеют право поставить детей на учет одновременно в нескольких районах, что искажает картину о реальной потребности в местах.
В сухом сравнении – три корзины продуктов, с точки зрения «нормальной» еды во многом бестолковых, но и продукты на всю семью никто на заправках не покупает.
С 1 июля товары, купленные белорусами в зарубежных интернет-магазинах, будут облагаться НДС. Для российских маркетплейсов это обернется двойным налогообложением в рамках ЕАЭС.