Алена Владимирская, основательница кадрового агентства Pruffi и в прошлом главный HR компании Mail.Ru Group, написала отличный пост о ситуации на IT-рынке и сложностях, которые ждут начинающих кодеров на пути к настоящей карьере.
«Я старая рекрутинговая черепаха. Я помню, что еще 12 лет назад просто знание английского языка было абсолютной гарантией хорошей работы в международной компании. Знаешь хорошо английский? Приходи на приличную зарплату! Остальному доучим. Сейчас знание английского – необходимый санитарный минимум в некоторых отраслях и компаниях (все международные компании, ИТ, телеком, консалт, качественная реклама и пр.), никаким образом трудоустройство не гарантирующий. Ровно то же самое сейчас происходит и с кодингом.
1. Если вы только начинаете кодить, вам блестящую карьеру в кодинге сделать все сложнее. Ваши начальники – руководители отделов разработки, люди с опытом кодинга и опытом решения сложных задач, – имеют уже лет десять кодинга и при этом их возраст 32-35 лет. И развиваться на своих позициях (меняя компании, но подрастая как руководители разработки), они будут еще лет 30. Поэтому в крупнейших и самых желанных интернет-компаниях для кодера стеклянный потолок совсем низкий. Да, открываются там новые направления. Но при этом на них претендуют те, у кого уже сейчас 5 лет кодинга. А дальше им тоже расти некуда – более старшие еще долго не уйдут на пенсии. Поэтому до вас очередь не дойдет или дойдет нескоро.
2. Активно растущий сегмент открытого кода разрушает карьеры кодеров в компаниях поменьше – чем с нуля писать огромную разработку, значительно легче и эффективнее ее скомпоновать из кусков кода уже проверенных проектов. То есть потребность в кодинге все чаще в быстрорастущих проектах заменяется потребностью умения скомпилировать код и знать, где и как найти нужные решения.
3. Объем выпускаемых «г.внокодеров» (извините, ну термин такой в отрасли) всякими школами программирования таков, что нет потребности в джуниорах – на самом деле рынок нулевыми плохими кодерами переполнен. Есть потребность в качественных кодерах с 3-5 летним стажем и с опытом работы в хорошем проекте. А чтобы его получить, нужно в такой проект попасть. Куда из левой школы «учим кодить» не берут.
4. Языки программирования отмирают. И на рынке болтаются стайки программистов, знающих один отмирающий язык. Переучиваться они не хотят (ну или уже не могут – обленились), а их язык еще не умер, но уже совсем мало востребован. И в результате на рынке постепенно образуется парадоксальная ситуация: впервые за многие годы количество стажеров с минимальным уровнем кодинга и с плохим кодом превысило количество предложений работодателей. То есть просто умение «г.внокодить» перестало быть гарантией верного куска хлеба.
КТО ВОСТРЕБОВАН?
Кодеры с опытом работы 3-5 лет в крупных проектах;
Кодеры новых стеков (еще школы не выпускали);
Конструкторы кода – те люди, которые знают все про открытый код, могут сконструировать качественную среду из него.
И самое важное. Все больше востребованы «продакты» и «проджекты» с опытом кодинга в прошлом. Портрет таков: вы программист, который понимает бизнес и специализируется на каком-то одном направлении бизнеса, знаете два востребованных языка программирования, понимаете экономику проекта. Например, я 3 года кодил рекламную крутилку, я все понял про ее экономику, я стал «продактом» большой рекламной крутилки. Бинго: я нужен всем!
ЧТО ДЕЛАТЬ
Учиться кодить только в приличных местах;
Сразу работать либо на самом востребованном, либо на самом передовом стеке. А лучше иметь в багаже два активных языка;
Учиться работать с открытым кодом и конструировать из него решения;
И главное (что раньше программисту было стыдно) – учиться понимать бизнес: экономику, маркетинг, управленческий учет, управление людьми.
Тогда все в вашей кодерской жизни будет хорошо долго».
Беларусь интересна россиянам «тем, что она находится ближе всего к Москве и Петербургу из заграниц, можно сесть на автомобиль, на поезд, много авиарейсов».