1 мaя 1576 года королем Речи Посполитой был избран Стефан Баторий. При новом монархе неофициальной столицей РП стал Гродно. Баторий впервые приехал в Гродно 29 июля 1579 г. и с тех пор приезжал в наш город 11 раз, последние два года жизни (1584 — 1586 гг.) прожил здесь почти безвыездно.
Гродно отныне становится его резиденцией. Баторий начинает перестраивать замок Витовта на Замковой горе (перестройка продолжается до середины 1580-х гг.). В результате город получает просто шедевральный дворец, равному которому не было тогда в Речи Посполитой.
5 декабря 1576 г. Баторий подтверждает все льготы городу Гродно, утверждает права гродненцев на склады соли, освобождает городские солодовни и пивоварни от налогов, которые были установлены его предшественником Жигимонтам (Зыгмунтом) Августом, как чрезвычайная мера по поводу войны с Московией.
Соль в те времена стоила дорого и возможность для гродненцев не платить налоги за соль существенно поднимала их доходы. Через некоторое время, уже в начале 1580-х гг., Стефан Баторий позволяет гродненским мещанам соорудить на Немане мельницу, на Рынке — трактир и торговать там пивом, вином и медом (водки гродненцы в те времена не употребляли) без оплаты акциза. Прибыль от мельницы и корчмы в ту пору шла на нужды города. Грамотой от 29 июля 1579 объявил, что Королевство Польское и Великое княжество Литовское являются равноправными государствами в составе федеративного государства, также обязался сохранять самостоятельность ВКЛ, расширять его границы, не назначать литовскими военачальниками поляков, общие сеймы созвать по очереди, то в Великом княжестве, то в Короне.
Привилегией от 1 апреля 1579 преобразовал Виленский иезуитский коллегиум в академию. Также выдал разрешения на основание иезуитского коллегиума в Полоцке (1581), Риге (1580) и Дорпаце (1584). Ему принадлежит инициатива открытия иезуитского коллегиума в Гродно. Стремился к мирному развязывания идеологических конфликтов. В 1582 г. король приказывает не задерживать корабли гродненских мещан идущих с хлебом по Неману в Кенигсберг. Это вообще была просто фантастика. Пруссия в те времена была вассалом Речи Посполитой и сами прусаки налога не брали. Его могли взять только королевские таможенники. Теперь получалось, что доходы тогдашнего гродненского бизнеса вырастали во много раз. Свою резиденцию Стефан Баторий держал в Гродно, в Старом замке. Здесь он принимал посольства московское (1581), английское (1584), провел совет сенаторов для рассмотрения притязаний Швеции (1582). При нем в Гродно проходил каждый третий сейм. Стефан Баторий был абсолютно толерантным в отношении других религий и конфессий. Сам он был искренне верующим католиком, но многие из рода Баторием приняли протестантизм, а его друг Андрей Бекеш был то радикальным протестантом-арианином то даже атеистом.
Герб Батория — зубы дракона
Чтобы сохранить религиозный мир в многонациональной стране Баторий поддерживал не только православных, но и евреев. Например, в 1581 г. он издал привелей гродненской Пречистенской соборной церкви (находилась на месте монастыря Рождества Богородицы) и ее больнице на 10 коп денег ежегодно.
Пречистенская церковь, на которую пожертвовал Баторий
Одна капа — 60 грошей. За 600 грошей в то время можно было купить более 6 тонн зерна или 6 волов. Понятно, что больница для бедных при церкви полностью содержалась за счет великого князя и короля Стефана Батория. В 1584 году по заданию Стефана Батория был создан проект перестройки Фары Витовта из деревянного храма в каменный. Строительство завершено в конце 1586 г. В начале 1587 г. в Ватикан отправлено сообщение, что «храм прекрасный». Как король Польши пошел на значительные уступки шляхте, поддерживал иезуитов. Вместо королевского суда как высшей судебной инстанции утвердил шляхетские выборные трибуналы. За год до смерти Стефан Баторий составил завещание, в котором оставлял 96 фларенов любимой Трансильвании и 20 тысяч армейскому госпиталю для старых солдат в Варшаве. Любимому Гродно — король завещал 30 тысяч фларенов.
В подростковом возрасте девочка уже понимала, что это ненормально, однако боялась рассказать родственникам: ей было стыдно и неприятно, к тому же она думала, что ей не поверят.