29 августа сразу несколько тематических СМИ сообщили почти сенсационную новость — через несколько месяцев Беларусь может отменить визы для граждан 80 "благонадежных" стран. Ссылаются издания на заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного. Мол, документ уже подготовлен и находится на утверждении в Совете министров.
Планируется, что без визы в течение пяти дней в Беларуси смогут находиться граждане 80 стран, в которых нет больших проблем с мигрантами. Приехать таким образом в нашу страну можно будет только воздушным путем — через национальный аэропорт. Новость вызвала громкий резонанс.
Главный редактор издания "Туризм и отдых" Лилия Кобзик объясняет, что вместе с явными плюсами новый документ может принести и ряд разочарований.
Плюсы
Пиар
"Как пиар-акция это шикарный шаг. Это шикарно даже в том смысле, что страна как-то зазвучит. Это будет пиар не только на внутреннем уровне, это будет пиар на европейском уровне. Об этом все СМИ сообщат", — полагает Лилия Кобзик.
Не согласиться трудно. Новость о том, что Гродно через два месяца может стать безвизовой зоной (хотя бы на пять дней и для организованных туристов), уже несколько дней висит на большинстве польских сайтов.
Толчок для развития туристической сферы в стране
Еще одним несомненным плюсом, по мнению редактора "Туризма и отдыха", может стать толчок для всей отрасли в стране.
"Туризм очень приветствует различную динамику. Когда хоть что-то есть, что-то шевелится. Не просто стоит, как вода в болоте. А что-то делается, что-то происходит. Возможно, отменят визы. И туристическая отрасль может встрепенуться, появится какая-то надежда. Это тоже хорошо, — говорит Лилия Кобзик.
Минусы
Отсутствие подготовленной инфраструктуры
Главный минус — слабость белорусской туристической инфраструктуры. Может так получиться, что толпы иностранных туристов, которые ринутся после отмены виз в Беларусь, столкнутся с теми же проблемами, с которыми сталкиваются посетители белорусских частей Беловежской пущи и Августовского канала.
"На той стадии развития туризма, на которой мы находимся, визы ничего не решают. Отмена виз — это очень хорошо как шаг в целой цепочке шагов, которые уже должны были быть сделаны. Шаги по подготовке турпродукта. Вот мы открыли дверь на Августовский канал. Что мы там видим? Один стоящий там киоск. Вагончик", — говорит редактор" Туризма и отдыха".
Осторожность этого шага
Еще одна проблема в том, что возможная отмена визового режима носит сильно ограниченный характер. Только на пять дней и только через Национальный аэропорт — этого может быть очень мало, чтобы реально сработать:
"Виз нет. Но их нет только через аэропорт. Это уже ограничение. Во-вторых, на пять дней. Поэтому если мы надеемся, что после этой отмены виз будет вал туристов, его не будет. Надо все равно заниматься пиаром страны. Что мы можем предложить, что у нас есть".
Зачем белорусским властям вообще отменять визы даже на пять дней?
И это, видимо, самый главный вопрос. Лилия Кобзик полагает, что ответ на него — в сложной экономической ситуации, в которую попала страна. Туризм — это то, что может принести быструю прибыль. Заполнить пустые отели и увеличить выручку национальных парков. Вместе с тем, документ, содержание которого частично озвучил замминистра Портной, еще не принят и неизвестно, как на него отреагируют представители силовых структур. Указ о частичной отмене виз обсуждают уже несколько лет, и каким он в итоге будет, не знает пока никто.
"Силовики, я думаю, будут противодействовать этому указу. С другой стороны, наверху тоже есть разные группы влияния. Кто-то хочет отбить вложения в инфраструктуру. И эти вложения делало в том числе Управление делами руководителя страны. Это самый мощный собственник белорусской инфраструктуры, им нужно отбивать вложения", — говорит Кобзик.
По всему видно, что даже частичной отмены виз для иностранцев ждать еще долго. Знатоки отрасли говорят, что этот документ готовится к подписанию уже не первый год.
Анализ запросов за первый квартал текущего года показал, что в топ-20 наиболее популярных вакансий вошли водитель, продавец, курьер, юрист, повар, программист и др.
Совет ЕЭК отменил до конца 2023 года таможенную пошлину на ввоз электромобилей в страны ЕАЭС. Среди них и Беларусь. Но что-то пошло не так: закон вроде есть, а толку от него нет.