• «Это не стартап, а хобби». Энтузиасты создали приложение для общественного транспорта за свои деньги

    «Это не стартап, а хобби». Энтузиасты создали приложение для общественного транспорта за свои деньги

    «Это не стартап, это хобби», — говорят основатели сервиса ZippyBus. Уже пять лет команда из трех человек за собственный счет разрабатывает сервис, который предоставляет актуальную информацию о движении общественного транспорта в белорусских городах. Чего за это время добились разработчики и что планируется сделать в обозримом будущем — 42.TUT.BY рассказал сооснователь проекта Вадим Николаев.

    Вадим Николаев. Фото: из личного архива героя

    В чем особенность ZippyBus

    Не так давно проекту ZippyBus (от английского zippy — «шустрый») исполнилось пять лет. По этому поводу команда разработчиков отправила уведомление о «юбилее» на все устройства, где когда-либо было установлено приложение. В итоге пуши пришли на 480 тысяч девайсов.

    Если говорить более конкретно, то каждый день приложениями ZippyBus на Android, iOS и Web пользуются около 70 тысяч белорусов в 15 городах (в списке — Минск, Гродно, Брест, Могилев, Барановичи, Волковыск, Пинск и Пинский район, Лида, Жлобин, Молодечно, Иваново, Лунинец, Жодино, Смолевичи, Заславль). Приложение может работать офлайн, то есть без Сети. Интернет понадобится только для обновления расписания — актуальность данных проверяется раз в сутки. Также для пользователей были разработаны специальные боты в Telegram и Viber.

    Почему вообще был создан этот сервис? Все началось с того, что несколько лет назад разработчики Вадим Николаев и Денис Холевинский, которые тогда работали сисадминами на заводе, написали приложение с расписанием транспорта в Лиде — просто чтобы подтянуть свои навыки. Потом к ним подключился третий участник — Дмитрий Прокорым — который посоветовал включить и другие населенные пункты.

    Дмитрий Прокорым. Фото: из личного архива героя

    Сейчас команда состоит из трех человек: Вадим, который отвечает за iOS-разработку, и новый Android-разработчик проекта Сергей живут в Гродно, а Дмитрий — в Чикаго. Таким образом, благодаря разнице в часовых поясах, создатели проекта могут круглые сутки быть на связи.

    Хотя проект ранее включали в список перспективных стартапов, Вадим утверждает, что это, скорее, хобби, которое помогает «отлаживать технологии и внедрять новые вещи». Ну и к тому же стартап нацелен на прибыль, а здесь разработчики развивают сервис за собственные средства. В среднем на оплату хостинга, маркетинг и прочее уходит примерно тысяча долларов в год (проект некоммерческий — хотя в самом приложении встречается реклама, она лишь помогает оплачивать текущие расходы).
    Как шутит Вадим, у всех должны быть свои увлечения: просто кто-то собирает коллекционные фигурки, а кто-то — разрабатывает приложение.

    Тем более что подобное хобби помогает в работе — когда на собеседовании люди слышат, что ты создал работающее приложение с многотысячной аудиторией с нуля, это пробуждает в них интерес. Ну и порой во время беседы можно узнать новое о разработках в этой области или завязать полезные связи.

    Как разработчики получают информацию?

    Скриншот приложения ZippyBus 

    Так как один из основателей проекта живет в США, вся команда переняла его «американский» подход к авторскому праву и берет сведения лишь из открытого доступа — например, с официальных сайтов. Если же владелец этих данных запрещает их использование, то приходится смириться и искать иные источники.

    Например, как рассказал Вадим, в Гомеле сбором информации о передвижениях общественного транспорта занимается местный энтузиаст. Разработчики предложили ему сотрудничество — но он не дал им разрешения использовать сведения с его сайта, так что пришлось отступиться. «Мы же не могли без его согласия смотреть, что там «под капотом», — поясняет Вадим.

    В некоторых случаях с проектом сотрудничают автопарки, например, ZippyBus является партнером автобусного парка Гродно. Порой предприятия выходят на айтишников самостоятельно — как было с Волковыском: представители местного автопарка сами связались с разработчиками и предоставили им более актуальную информацию о расписании.

    Но, к сожалению, так бывает не всегда — все же для плодотворного сотрудничества автопарку в идеале нужно выделить человека, который бы специально занимался этим вопросом. Но даже если официальные органы не идут на контакт, на помощь придут волонтеры.

    Как говорит Вадим, практически в каждом городе есть энтузиасты, которые собирают информацию о передвижениях общественного транспорта и готовы поделиться накопленным опытом. Для таких случаев сервис предоставляет собственное приложение для работы под Windows. А чтобы упорядочить приходящие от автопарков сведения (порой информация поступает в «вордовском» файле, а иногда — в Excel или PDF), один из основателей, Дмитрий, разработал уникальный алгоритм — он приводит поступающие данные «к единому знаменателю». Благодаря этому новшеству расписание стабильно обновляется раз в 24 часа.

    Как разработчики планируют усовершенствовать приложение?

    Несколько раз к команде обращались с предложением продать их сервис — но пока основатели от этой идеи отказываются. Во-первых, даже если они останутся в составе проекта, это все равно будет уже не хобби, а работа. А, во-вторых, команда чувствует свою ответственность перед десятками тысяч пользователей.

    Но даже если по какой-то причине разработчики прекратят развивать приложения, те смогут несколько лет проработать в автономном режиме. Так, приложение под Android спокойно провело полтора года без обновлений.

    Сейчас у команды есть некоторые планы на будущее. По словам Вадима, одна из идей — установить на остановки специальные датчики, чтобы пользователь автоматически, без дополнительных действий (поиск остановки/транспорта), получал всю информацию о проходящем через этот пункт общественном транспорте.

    Также было бы хорошо разработать функциональность для построения маршрута по городу.

    — Да, я видел, что такое есть у того же Google — но эта функциональность доступна далеко не во всех белорусских городах, — поясняет Вадим. — Мы уже работаем над этим направлением — я лично ее испытал в Лунинце в тестовом режиме: там довольно мало транспорта и остановочных пунктов, так что можно спокойно все проверить.

    И третья идея — чтобы фотокамера через ранее обученную модель считывала данные транспортного средства, и приложение сразу же показывало маршрут того или иного автобуса. Это помогло бы быстро сориентироваться в незнакомом городе и сэкономить время.

    Но, конечно, на все нужны средства, так что пока точные сроки реализации назвать сложно.

    // TUT.BY

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 1

  • В результате ДТП погиб 15-летний пассажир Nissan Almera. 48-летний водитель и 42-летняя пассажирка госпитализированы. В больницу также доставлен 36-летний водитель другого автомобиля Nissan.

    На четыре дня — с 9 часов 16 июня до 17 часов 19 июня — будет запрещено движение по улице Дзержинского.

    Во многом виноваты сезонность и увеличение мировых цен на продовольствие (например, масло растительное в мире подорожало в 2,2 раза, сахар — в 1,5 раза).

    Новый ресторан с пивоварней, воссозданный «Дом рыбака», современный медицинский центр – в какие проекты вложились инвесторы и как благодаря им изменится в скором времени Гродно.

    Попытка суицида произошла в деревне Горецковщина Ошмянского района. Сообщение спасателям поступило в понедельник, 14 июня.

    Главное статистическое управление Гродненской области сообщило, как изменились цены на еду, одежду, бытовую технику и услуги в мае.

    Ближе к утру 25-летний студент лег спать, однако в 8 часов его сон прервал подъехавший к общежитию автомобиль «Мазда 323». Парень не смог мириться с этим и набедокурил на уголовное дело.

    Все новости