• «Раз католик — так и запишут». Как живет край Беларуси, где 83% жителей официально считали себя поляками

      • 739615
      • 19 ноября 2019, 11:40
      • Вороноворепортажлюди
    «Раз католик — так и запишут». Как живет край Беларуси, где 83% жителей официально считали себя поляками

    По данным предыдущей переписи населения, 83 процента жителей Вороновского района считают себя поляками. И если в районном центре этот показатель немного ниже — 70 процентов, то в некоторых деревнях доходит почти до 90. Это при том, что в целом по Беларуси доля польского населения едва превышает 3%! TUT.BY отправился в самый «польский» белорусский край и узнал, как там живут люди.

    Местечки Вороновского района вряд ли чем-то отличаются от других белорусских населенных пунктов. Тихие, немноголюдные, с остатками старой архитектуры, новыми «колхозными» домиками в агрогородках, полями, где пасутся немногочисленные коровы.

    Ближе к Вороново на дорогах много большегрузов и автомобилей с литовскими номерами: чувствуется близость границы. Не с Польшей — с Литвой.

    Само же Вороново — небольшой районный центр с главной площадью, старыми домиками в центре, выкрашенными в яркие тона, большим зданием райисполкома и домом культуры.

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    Город отремонтировали несколько лет перед областными «Дожинками»: обновили фасады зданий и сделали в центре местечка новые дороги, посадили деревья и установили новые скульптуры, которые украшают скверы и площадь городка.

    Кроме цифр статистики, почти ничего в Вороновском районе не указывает на «территорию поляков». Разве что местные жители говорят «Дзень добры» на польский манер — растягивая слова. А может быть, это просто такой местный говор.

    Несмотря на то, что в регионе подавляющая часть населения идентифицирует себя именно поляками, здесь нет ни одной школы с польским языком обучения. В 2001 году председатель Союза поляков Беларуси (тогда это еще была одна организация) просил местные власти построить польское учреждение среднего образования в райцентре, но получил отказ.

    В местном отделе образования говорят, что сейчас вряд ли наберется желающих хотя бы на один польский класс.

    Местные говорят, что за «польскостью» в их районе надо идти в костел или… на кладбище. Старый католический некрополь в Вороново находится рядом с автостанцией и отделен от перрона небольшим забором. Такое соседство неизменно удивляет приезжих. Как и то, что практически все надписи на могилах на польском. Да и имена практически все на польский манер — Альжбета, Ян, Казимеж, Богуслав, Яцек, Тадеуш, Кинга, Вацлава, Зофья, Амелия.

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    Местные также могут рассказать про школьный музей в Радуни — здесь можно узнать об истории этого края и увидеть среди прочих экспонатов вещи с «польскага часу».

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    В Вороновском районе, и правда, много костелов. Православные приходы начали здесь появляться лишь в начале этого века. Церковь Святого Александра Невского в Вороново построили только в 2000 году — и это был первый православный храм на территории региона.

    Настоятель православной церкви в Радуни отец Евгений говорит, что на праздники в храме хорошо если 50 человек соберется со всей округи. В тоже время в местном костеле — парафия в несколько тысяч человек.

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    Кстати по результатам той же самой переписи в 2009 году Вороновский район — самый белорусскоязычный в стране. 73,56% жителей Вороновского района назвали родным языком белорусский и более 60% указали, что говорят на белорусском дома.

    Местный житель Андрей сразу же говорит, что он — поляк. Правда, немного подумав, добавляет, что все-таки наполовину — а наполовину белорус.

    — Так исторически сложилось. Эта территория аж до Вильнюса — все поляки. Там же дальше, ближе к Лиде, так себя люди почти не называют. Местные же так себя чувствуют, так о себе говорят. Детей в Польшу отправляют учиться. Дочку свою тоже туда отправил. В соседней стране у многих родственники есть. Перед войной туда многие уехали, так там и остались, а связи с родней сохранились.

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    На вопрос, поехал ли бы он сам жить в Польшу, отвечает, что уже больше чувствует себя местным.

    Местный краевед, учитель и «главный по истории» в Вороновском районе Иван Фесенко говорит, что когда-то, очень давно, по краю туда-сюда ходили разные племена, и уж если совсем углубиться в историю, то жители региона — это балты и славяне.

    Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

    // TUT.BY