• «Целый день сливали "кофе" из кранов». Как гродненцам вернуть деньги за ржавую воду

    «Целый день сливали "кофе" из кранов». Как гродненцам вернуть деньги за ржавую воду

    «В ЖЭСе нам сказали слить грязную воду, и мы ее сливали целый день. Кто теперь за это заплатит?» - задает вопрос гродненка Татьяна. На прошлой неделе ее дом на улице Белуша пострадал из-за ремонта сетей.

    Вода цвета кофе текла из холодных кранов на улице Белуша с 11 часов дня в среду, 20 января. Читательница Блога Гродно s13.ru обращалась в службу 115 и местный ЖЭС, где ей посоветовали спустить воду.

    "Мы сливали целый день, но даже вечером шла коричневая вода, которую невозможно использовать. Кто теперь за это заплатит?"

    Татьяна рассказала, что не успела вовремя выключить стиральную машинку и на белье остались темные пятна. А еще гродненка переживает за фильтры, которые, как она думает, придется менять.

    С похожей проблемой читатели часто обращаются в редакцию Блога Гродно s13.ru. Например, на прошлой неделе было три таких сообщения. Кроме улицы Белуша, ржавая вода текла из кранов на Кабяка. А жители Путришек написали, что наблюдают подобную картину примерно раз в три недели.

    Как защитить свои права в такой ситуации, можно ли вернуть деньги за грязную воду, кто возместит ущерб за сломанную технику - на эти вопросы искали ответ с юристом, председателем правления ОО "Гродненский центр правовой помощи потребителям" Жанной Гостяевой.

    За некачественную воду жильцы вправе получить перерасчет.  Это предусмотрено Законом о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Однако читатели с улицы Белуша сделать это не смогут, поскольку факт оказания услуги с недостатками не был должным образом зафиксирован, пояснила Жанна Гостяева. Как всё сделать правильно, рассказываем по шагам.

    Шаг первый: заявка

    Нужно сообщить о проблеме в диспетчерскую службу или исполнителю. Это можно можно сделать письменно или устно, в том числе по телефону, а также в электронной форме. Претензию должны зарегистрировать, сообщить данные работника, который ее принял, и регистрационный номер обращения.

    — В Гродно с 2019 года функции ЖЭСов по приему и контролю исполнения заявок переданы единой диспетчерской службе службе 115 при Гродненском ЖКХ. Служба 115 передает заявку на исполнение в обслуживающую организацию, - пояснила начальник контакт-центра 115 Вероника Зимина.

    Шаг второй: претензионный акт

    Работник обслуживающей организации должен приехать на место (сроки обычно указаны в договоре), установить факт наличия проблемы и ее причины, составить претензионный акт. Документ подписывают исполнитель и потребитель жилищно-коммунальной услуги. Акт составляется в двух экземплярах, один из них остается у потребителя. Пострадавшая сторона вправе подписать акт с оговорками.

    Если речь идет о ржавой воде, то претензионный акт могут составлять разные организации. Это зависит от того, на каком отрезке сетей возникла проблема.  Как пояснили в  ГУКПП "Гродноводоканал", внутренние сети каждого из домов обслуживает ЖЭС  (в ЖСПК или ТС может быть свой сантехник). За общие трубы, которые подводят воду к дому, отвечает Гродноводоканал. Для изучения качества воды работники обслуживающей организации берут пробу и направляют ее на анализ в лабораторию.

    Шаг третий: экспертиза

    На основании претензионного акта исполнитель выполняет требования потребителя или дает мотивированный письменный отказ. В случае отказа потребитель может за свой счет организовать проведение независимой экспертизы. Если потребитель не согласен с результатом независимой экспертизы, он может дальше отстаивать свои права через суд.

    Исследование качества воды можно заказать в Гродненском зональном центре гигиены и эпидемиологии. Пробу должны взять специалисты центра, поскольку в этом случае важно соблюдение технологии.

    Шаг четвертый: перерасчет

    Обращаться за перерасчетом можно после того, как факт оказания услуги с недостатками подтвердили исполнитель, независимая экспертиза или суд.

    Перерасчет за некачественную воду проводит расчетно-справочный центр. Чтобы это сделать, сотрудники РСЦ должны получить соответствующие документы - претензионный акт, решение независимой экспертизы или судебное постановление. По законодательству размер платы за холодную воду уменьшается на 15 процентов за период ее оказания с недостатками.

    Что делать, если вышли из строя посудомойка, стиральная машина или фильтр

    Важно зафиксировать факт поломки. Это может сделать сервисный центр, продавец, в некоторых случаях - ЖЭС или председатель ТС. Нужно получить заключение по факту поломки с указанием причины. Стоимость техники определяется на момент поломки по соглашению сторон с учетом износа. Если стороны не приходят к согласию, то проводится досудебная экспертиза. Согласно статье 17 Закона о защите прав потребителей, исполнитель должен компенсировать вред, причиненный имуществу, если услуга была оказана с недостатками.

    Кстати

    Кроме перерасчета и возмещения ущерба, потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда. Размер такой компенсации определяет суд. Например, в 2020 году в Гродно по искам потребителей взыскивалась компенсация морального вреда в размере от 50 до 1000 рублей.

    Откуда в кранах ржавая вода

    Чаще всего ржавая вода попадает в краны из-за ремонта, рассказал заместитель начальника службы водосбыта ГУКПП "Гродноводоканал" Дмитрий Домаш. Нередко бывает, что жильцы заказывают работы на своих внутренних сетях - например, надо заменить трубу или вентиль. Для этого отключают воду во всем доме. Через несколько часов, когда ремонт закончен, застоявшуюся воду вновь пускают в систему, и нужно подождать, пока она стечет. Если грязная вода идет из кранов долго, то, скорее всего, причиной тому серьезная авария. Также ржавая вода может появиться после промывки труб.

    В доме на улице Белуша отключение холодной воды 20 января планировалось из-за аварийной ситуации. Сотрудники ЖЭСа вели работы на улице Захарова и попросили Гродноводоканал перекрыть воду. Однако это сделать не удалось. В тот момент, когда крутили задвижки, могла пойти ржавая вода, пояснила ведущий инженер ЖЭС №6 Ирина Гриб.

    Полезные документы

    • Закон РБ от 9 января 2002 г. №90-З “О защите прав потребителей”
    • Закон РБ от 16 июля 2008 г. №405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
    • Постановление Совета Министров РБ от 27 января 2009 г. №99 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
    • Постановление Совета Министров РБ от 14 января 2009 г. № 26 “О некоторых вопросах защиты прав потребителей”

    // Автор: Ольга Брейдо

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 7

  • Это еще не промышленная партия вакцины, а валидационная серия, то есть серия, которую изготовили тем же способом, которым будут изготавливать промышленную партию.

    Министр энергетики Виктор Каранкевич сообщил, что в Беларуси изучается вопрос создания майнинг-ферм. Об этом передает телеграм-канал «Минэнерго Официальный».

    Autogrodno.by публикует видео, как происходят столкновения на примере вчерашней аварии на перекрестке улиц Огинского и Наполеона Орды.

    В суде Ленинского района Гродно началось рассмотрение уголовного дела над водителем автодома Сергея Тихановского — Александром Арановичем.

    Ночью 23 февраля мужчина «навеселе» «подрулил» в Макдональдс. Но хорошее настроение резко испортил тот факт, что ресторан быстрого питания ночью открыт лишь для автомобилистов.

    Оказалось, что пистолет – газовый и, к тому же, неисправный. Со слов фигуранта, он нашел его на улице, а нож – изготовил сам.

    Журналисты «Вечерний Гродно» прогулялись по гродненским улицам и посмотрели, как одеваются люди в эти солнечные дни.

    Все новости