• Минчанин восстановил столетний велосипед, который сделали в Гродно

    Минчанин восстановил столетний велосипед, который сделали в Гродно

    Реставрация и коллекционирование произведённых на территории Беларуси велосипедов стали делом жизни минчанина Андрея Комоско. А жемчужинами его коллекции является двухколёсный транспорт Гродненщины почти вековой давности, рассказывает «Гродно Плюс».

    Андрей родился в деревне на Витебщине, и так сложилось, что его лучшим другом стал велосипед. А в пять лет он увлёкся ещё и коллекционированием накладок на рамы «великов». Первую нашёл на свалке, содрав её со ржавого
    отечественного «ровера». Красивая вещь понравилась настолько, что захотелось обладать иными. Так и пошло-поехало. Что-то находил, что-то дарили, что-то менял или покупал. Повзрослев, не только не остыл к детской забаве, а возвел её в ранг основной темы, отдав приоритет маркам, значкам и иному сопровождавшему его жизнь собирательству. Хорошим подспорьем в этом стала профессия экскурсовода. Частые поездки за рубеж расширили возможности для пополнения коллекции, насчитывающей сейчас порядка ста «шильдиков».

    Начало начал

    Решение заняться реставрацией и коллекционированием велосипедов стало закономерным следствием увиденного в Латвии частного музея. В 2015 году он познакомился в Риге с собратом по увлечению Янисом Сергиенсом. Помимо табличек и иных велоаксессуаров тот коллекционирует ещё и латышские велосипеды. Собрал порядка 70 довоенного и послевоенного времени. Оказалось, в сравнительно небольшой стране есть довольно богатая и интересная велосипедная страница. На ум Андрею сразу пришла идея узнать о белорусском велопроме, заняться поиском первых моделей, если таковые ещё остались, и заполучить хоть одну из них.

    Попытка начать погружение в тему с изучения музея минского завода «Мотовело» успехом не увенчалась. И тогда одержимый по натуре и романтичный Андрей понял, что надо выходить на энтузиастов. Решение оказалось верным и вскоре у Комоско появился первый, пусть не настолько раритетный, но довольно редкий салатовый велосипед В-126 1968 года выпуска. Его доукомплектованием и доведением до глянцевого состояния он занимался сам с учётом велолюбительских навыков и в целом технарской жилки. При этом попутно насобирал массу запасных частей от старинных моделей про запас.

    Веложизнь в стиле ретро

    Знания – сила

    С головой окунувшись в тему, Андрей Комоско воскресил несколько минских велосипедов. При этом узнал, что столичное производство в стране не первое. Ещё раньше велосипеды производились в Гродно. В 1894 году в городе над Неманом семья Нохума и Лазаря Старовольских создала фабрику металлических изделий. Дела шли успешно и с учётом развития рынка в 1926 году они зарегистрировали товарищество N. Starowolski i S-ka по продаже велосипедов, а также печатных и швейных машинок.

    В 1929 году у них появилась своя собственная торговая марка NSG (Nochum Starowolski Grodno). Одни из первых моделей велосипедов – Niemen и Wilja. Они являлись копиями немецких, хотя и имели свои отличия. По сути завод производил рамы, покупал в разных странах (Германия, Польша, Латвия и пр.) запчасти и собирал свою запатентованную модель. В 1936 году из цеха выезжало 10 тысяч велосипедов, созданных руками 100 рабочих. Расходились они на ура за счёт грамотного менеджмента. В то время как аналогичные польские велосипеды стоили 250-400 злотых, гродненские – порядка 140. А впоследствии фабрика выпускала ещё мопеды и малолитражные мотоциклы.
    Кроме Старовольских бизнес на велосипедах попытались сделать Гершон и Лейба Линник, запустившие фабрику Davlin. Но если с конвейера Старовольских сходило 12 моделей, то Линников – 5. Впрочем, планы и тех, и других вскоре нарушила война. После 1939 года фабрика Старовольских была национализирована, остатки производства вывезли немцы и эта часть велоистории Гродно завершилась.

    Вторая жизнь

    Найти уцелевший велосипед, выпущенный в цехах Старовольских, Андрею Комоско поначалу казалось почти нереальным. Прошло слишком много времени, да к тому же в Беларуси до сих пор наблюдается массовая сдача металлолома. Но, кто ищет, тот всегда найдёт. Долгожданный первенец отыскался в Глубокском районе и им оказался тот самый Niemen. Спустя несколько месяцев коллекционер привёл его в должное функциональное состояние и придал необходимый шарм. Использовал современные технологии, соблюдая принципы реставрации. Все комплектующие подобрал от аналогичных моделей той эпохи.

    Получив от процесса неописуемое удовольствие, решил не останавливаться на достигнутом. С воодушевлением продолжил поиск. В результате за пять лет отыскал, приобрёл и по крупицам собрал дамскую Wilja 1936 года выпуска, Alfa 1935 и Splendid 1937. Всю механическую работу неизменно делал сам. Специалистов подключал лишь на отдельных этапах и только для определённых незначительных операций.

    Любопытно, что сам Андрей ездит на «Минском» велосипеде 1989 года выпуска. Причём установил на него сиденья и катает двух младших дочек. Ну а старшая крутит педали складного «олимпийского» «Аиста» 1980 года, на котором прежде ездили её отец и дед. Супруга коллекционера тоже передвигается на велосипеде – дамская модель 1964 года выпуска, доведённая до совершенства золотыми руками мужа. С его увлечением жена свыклась. Говорит, хорошо, что не паровозы собирает или дирижабли. Вот тогда бы возникли настоящие проблемы.

    Коллекционеры под стать Андрею Комоско есть и в иных регионах Беларуси. Их немного, человек десять, однако такая общность вдохновляет, позволяя обмениваться информацией, получать консультации и развиваться.

    Иди и смотри

    – Как директор музея не станет курить трубку Радзивилла, так и я не сторонник езды на раритетных моделях, – подчёркивает Комоско. – Они требуют к себе трепетного отношения, ухода и, если хотите, нежности. Фактически у меня самая большая коллекция первых белорусских велосипедов и их надо сохранить для истории. Исключение составляет лишь участие в ретросмотрах, где конкурсные условия требуют пробега представленной модели. Для этих же целей я собрал целый гардероб одежды, включающий соответствующие эпохе, стилю и даже цвету каждой модели профильные велокостюмы, гольфы, кепки.
    Продавать воскрешённые экспонаты не стану ни за какие деньги, хотя понимаю, что выручить могу солидную сумму. Цена на ретромодель сопоставима с ценой нового современного велосипеда и способна исчисляться даже четырёхзначными суммами в долларовом эквиваленте.

    Зато Андрей с удовольствием проводит выставки всех своих собранных велосипедов, велознаков, велонакладок, документов и фотографий. Помимо моделей Старовольских он выставляет множество иных, вышедших из цехов белорусских предприятий за период их существования. Есть и двух-, и трехколёсные, включая детские. Причём предоставляет каждому посетителю возможность не только взирать, но и ощутить энергетику экспонатов руками.
    Кстати, благодаря одной из таких выставок, он познакомился с велоколлекционером, у которого есть женская модель велосипеда Niemen и даже разжился его фотографией.

    Сенсационное открытие

    Осенью прошлого года Андрей Комоско столкнулся с сенсационной находкой. На одной из торговых интернет-площадок был выставлен на продажу велосипед. Точнее то, что от него осталось – рама, педальный узел, звонок и болотник. Причём цена за этот хлам была заоблачной – 70 долларов в эквиваленте. Внимательно изучив предложение, Андрей понял, что товар того точно стоит, ибо это поистине раритетный экземпляр велосипеда. На сохранившейся штампованной накладке рамы читалась аббревиатура: SLW и надпись: «SZ LIS, WOLKOWYSK, SMIGLEGO RYOZA, 61». Даже этого было достаточно, чтобы заключить – продаются «останки» отечественного велосипеда, о существовании производства которого вообще ничего неизвестно.

    Исходя из данных таблички, велоартель принадлежала некоему Шмуэлю Лису и находилась в Волковыске. SLW – торговая марка велосипеда. Проведя небольшое расследование, в том числе топонимическое, Андрей заключил, что велосипед SLW был выпущен в период с 1936 по 1939 годы. Естественно, упустить такой экземпляр он не мог и потому приобрёл его, несколько сбив цену.

    К восстановлению приступил немедля. Постепенно снял два слоя краски, наложенные прежними владельцами поверх изначальной. Под ней обнаружил оригинальную, идеально сохранившуюся наклейку и чётко прорисованные по профилю полоски. На все реставрационные работы ушло несколько недель, а вот на доукомплектацию – на порядок больше. Датой сдачи работы самому себе коллекционер определил 14 мая, чтобы на следующий день представить воскрешённого из небытия «скакуна» на международном онлайн-смотре мото- и велореставраторов в г. Львов. И он успешно справился с задачей, подав заявку в номинации «Старейший и элегантнейший велосипед». Жюри по достоинству оценило его модель и проделанную работу по её восстановлению, удостоив победы!

    Попутно с реставрацией мастер занимался выяснением истории этого велосипеда. Увы, тщетно, ибо пролить свет не смогли даже маститые знатоки. Той улицы в Волковыске давно нет, всё изменилось и найти место производства невозможно. Но тем ценнее явленный миру экземпляр и напрашивающийся отсюда вывод – в Беларуси было не пять велозаводов (два гродненских, два минских и один молодеченский), а как минимум шесть!

    Ликвидировать белые пятна могла бы работа в архивах, но у Андрея Комоско попросту не хватает на всё времени, а иных энтузиастов пока нет.

    То ли ещё будет

    В период изоляции, вызванной пандемией коронавируса, Андрей не сложил руки. Кроме восстановительных работ с иными ранее приобретёнными велосипедами, отыскал на просторах Польши ещё один раритет гродненского производства середины 30-х годов прошлого века. Это так называемый Оrbis упомянутой выше компании Davlin. Со временем он привезёт его на родину для реставрации и пополнения своей уникальной коллекции. Впрочем, это уже совсем другая история.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 2

  • На улице Тимирязева в Гродно произошел наезд на девочку-подростка. Ребенок после столкновения не остановился, а побежал к остановке. Водитель с места ДТП тоже уехала.

    Огромное граффити, посвященное работе гродненских спасателей, появилось на здании спортивного комплекса Гродненского областного управления МЧС на улице Дубко, 15.

    Заместитель главы Администрации президента Андрей Кунцевич заявил, что мессенджеры и соцсети заменили для многих «традиционные источники информации».

    Жительница Волковыска похвасталась перед ранее судимыми знакомыми сбережениями и лишилась $10 тыс. Воришек задержали в тот же день, но вернуть удалось лишь часть денег.

    Выставка "Разные = равные" в OldCity – это масштабный проект, участниками которого стали более 300 детей с особенностями психофизического развития.

    В официальном фейсбук-аккаунте «Гроднооблспорта» TUT.BY поинтересовался, как в список подписантов попали дети и есть ли согласие родителей на то, чтобы они подписывали какие-либо обращения.

    Микроавтобусы этой модели на протестах часто использует милиция. Однако такая техника есть и у обычных белорусов.

    Все новости