• В Беларуси планируют ввести обязательную регистрацию таксистов. Комментарий Яндекс Go

    В Беларуси планируют ввести обязательную регистрацию таксистов. Комментарий Яндекс Go

    Подготовлен проект указа, по которому транспортная инспекция фактически будет допускать на рынок как водителей-таксистов, так и диспетчеров.

    Специальные карты допуска должны будут получать водители, диспетчеры автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчеры такси. Также нужно будет иметь регистрационную карту на транспортное средство. Без этого на легальный рынок такси и нерегулярных перевозок государство никого не допустит. Регистрация будет проводиться через электронный сервис, где у водителей и диспетчеров будут личные аккаунты, сообщает officelife.media.

    Таксисты должны будут заплатить половину базовой за допуск на рынок

    Если будет принят указ о регистрации таксистов и диспетчеров через транспортную инспекцию, то власти начнут взимать пошлины за допуск к легальному рынку. За каждое авто «нерегулярщикам» и службам такси надо будет заплатить две базовые (сейчас это 58 рублей), за внесение изменений в регкарту — одну базовую (29 рублей). На одного водителя — половина базовой (14,5 рубля).

    Диспетчерские службы, в том числе различные интернет-сервисы, будут обязаны заплатить по 100 базовых (2,9 тыс. рублей). За внесение изменений в карту регистрации — одну базовую (29 рублей). Более того, диспетчер пассажирских перевозок (от «нерегулярщика» до интернет-сервиса типа «Яндекс») должен будет до 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставлять налоговикам данные о выполненных перевозках.

    Без допуска к рынку и последующей отчётности работа таких сервисов, как «Яндекс» и Uber, будет объявлена в Беларуси незаконной. Более детально правила допуска пропишет Совмин.

    Транспортная инспекция может приостановить допуск таксиста на месяц, а диспетчера — на три месяца. Это возможно, если:

    • были две и более «административки» за год за нарушение установленного порядка приёма средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платёжных терминалов;
    • произошло то же самое в случае использования незарегистрированных информационных платформ;
    • предоставлен недостоверный отчёт в налоговую инспекцию;
    • заказ передан незарегистрированному водителю;
    • транспортные средства не соответствуют требованиям закона.

    Инспекция также вправе вообще прекратить действие регистрационной карты. Например, если водитель-таксист, у которого допуск приостановлен, не попросил в течение месяца снять ограничение. Также указ однозначно требует заключать трудовые договоры с таксистами. Арендаторами машин на время смогут быть только ИП и юрлица.

    Если указ будет подписан и официально опубликован, то он вступит в силу через полгода.

    Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич среди плюсов предложенного документа выделила следующие:

    • будет более строгий отбор водителей. Станет невозможной такая ситуация, когда за руль такси сядет человек, только что получивший права и не имеющий необходимого стажа вождения. Либо, например, строителю после смены нельзя будет ещё и таксовать;
    • перевозчики не будут экономить на таких вещах, как резина для колёс и тормозные колодки. Это повысит уровень безопасности перевозок;
    • после вступления указа в силу сервисы «Яндекс» и Uber смогут продолжить работу в Беларуси. Но изменится ситуация с распределением финансов. На данный момент сервисы выводят деньги за рубеж. С перевозчиков, как правило, они снимают от 23 до 27%, хотя начинали с более скромных комиссий (например, 3%) и даже доплат.

    Проект указа вынесен на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения можно высказать в специальном разделе на Правовом форуме Беларуси с 21 по 31 июля.

    Максим Козлов, директор по связям с государственными органами на международных рынках Яндекс Go:

    — Указ в таком виде принесет вред пассажирам, всей сфере такси и самому государству. При принятии жестких законодательных мер всегда важно оценивать воздействие на отрасль и последствия. Насколько мы видим, с проектом указа этого сделано не было.

    Прежде всего, он ударит по наименее защищенным слоям населения - тем людям, для которых работа в такси - это дополнительный источник заработка. По нашим подсчетам, практически половина водителей - это десятки тысяч человек в стране - уйдет из отрасли, потому что новый документ запрещает подработку в такси в удобное людям время: после основной работы, сезонно и т.д. При этом, очевидно, регулятор не задумывался о том, где люди найдут замену доходу в такси, как они будут обеспечивать себя и семьи в нынешней экономической ситуации. 

    Кроме того, понятно, что при сужении предложения из-за оттока водителей повысятся цены. Ограниченное количество новых, “лицензированных” перевозчиков и водителей не сможет удовлетворить существующий сейчас высококонкурентный спрос на такси. В результате вырастут как цены на поездки, так и время ожидания машины. Примеры других рынков, где такие инициативы были реализованы (Турция, Израиль, Сербия), говорят также о том, что сильно пострадает качество самой услуги - водители будут по сути не соревноваться за пассажира, а навязывать свои условия и цены.

    Следующим шагом станет возвращение серого рынка, когда людям будет проще и дешевле поймать “частника” на улице, чем делать заказ через лицензированную диспетчерскую. Такой рынок такси Беларусь уже видела много лет назад. Хочет ли пассажир вернуться к этому - большой вопрос.

    В конечном итоге проиграет и само государство: в погоне за ужесточением регулирования резко упадут налоговые отчисления (рынок сильно сожмется в размерах), а новые частные игроки в серой зоне, понятное дело, уплатой налогов заниматься не будут.  Упадет и занятость населения, потому что для подработки в такси получать лицензию на себя и еще и на машину смысла не имеет.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Вечером 24 июля в лесничестве Мостовского района были слышны выстрелы. Позже на место приехала следственно-оперативная группа. Выяснилось, егерь застал двоих браконьеров, один из них выстрелил, чтобы...

    Поле подсолнухов на территории коммунального производственного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гродненская птицефабрика».

    Как рассказали покупатели, они планируют построить там автосалон, однако не назвали, какие автомобили там будут продаваться.

    В эфире онлайн радио s13.live рассказали о предстоящем культурном мероприятии, которое в ближайшие дни состоится в гродненском Фольварке Тызенгауза.

    О «сахарном деле» стало известно в начале 2020 года. Тогда исчезли директора четырёх сахарных заводов — предприятий в Городее, Слуцке, Скиделе и Жабинке.

    Евразийская экономическая комиссиможет продлить действие нулевой пошлины на импорт электромобилей на территорию Евразийского экономического союза еще на два года.

    Все новости