• Аэродром для малой авиации, экскурсионный бункер, производство шампиньонов: Во что превратились бывшие военные объекты Щучина

    Аэродром для малой авиации, экскурсионный бункер, производство шампиньонов: Во что превратились бывшие военные объекты Щучина

    После распада СССР наследство от армии досталось немалое: военные городки, ядерные бункеры и шахты, бомбоубежища, склады... Многие из них передали в коммунальную собственность. Начиная с 1993 года это 356 высвобожденных военных городков — более 13 300 объектов. И судьба более 90% подобных объектов уже решена. Некоторые из них снесены, большинство же купили или арендовали под бизнес-проекты. Есть также объекты, где расположились социальные учреждения. «Республика» посмотрела на ситуацию на примере Щучина.

    В настоящее время примерно 1100 объектов бывших военных городков не используется, из них 548 запланировано снести. Наибольшее количество объектов бывших военных городков передано в собственность Гродненской области — 3216 объектов (24,2%).

    Продукцию в укрытие

    В Щучине в советское время располагалась крупнейшая авиабаза Белорусского военного округа. Некоторые объекты были настолько засекречены, что об их миссии местные жители узнали только после распада СССР. Тут базировались как реактивные бомбардировщики, способные нести ядерный заряд, так и сверхзвуковые истребители. Звук взлетающих самолетов для местных был более чем привычным. От наполняющего все пространство мощного гула турбин лишь каждый раз дрожали стекла в окнах. 

    — Встал вопрос по их сохранности и вовлечению в хозяйственный оборот. Поэтому в январе 2005-го появилось ГУ по охране и использованию имущества «Авиатор», — делает небольшой экскурс в историю председатель Щучинского райисполкома Алексей Садовский. — По состоянию на начало марта 2021 года больше всего объектов передано в собственность безвозмездно. Это 42 сооружения. Столько же включено в перечни непригодных для эксплуатации. Продано 36 объектов (большинство за одну базовую величину). 

    Для того чтобы снести непригодные для применения объекты бывших военных сооружений (их насчитывается 29), нужны солидные средства.

    — Объекты не зарегистрированы, относятся к I—IV классам сложности. Списание и снос предусматривают выполнение ряда работ по техническому обследованию объектов с привлечением специализированных организаций. Это предполагает значительные траты бюджетных средств — около 2,5 миллиона рублей, — детализирует Алексей Садовский.

    Кроме затрат, бывшие военные сооружения приносят и доход. Например, за аренду 31 объекта общей площадью около 12 473 квадратных метров за прошлый год в бюджет Щучинского района поступило примерно 47 583 рубля. Причем наиболее популярны среди арендаторов арочные укрытия. Они отлично подходят для хранения сельскохозяйственной продукции.

    Рожденный летать

    На въезде в Щучин с трассы М-6 всех встречает самолет МиГ-25 — эти крылатые машины базировались в городе на протяжении многих лет. Здесь, говорят старожилы, сложно найти семью, которая бы не была связана с авиацией. Долгое время некогда легендарная взлетно-посадочная полоса пустовала. Сейчас она круглогодично сдается в почасовую аренду для полетов малой авиации.

    — Здесь было 2500 метров бетонной взлетно-посадочной полосы первого класса, — широким жестом указывает на полосу директор одного из производственно-торговых частных унитарных предприятий Валерий Чуприна. Он арендует шесть ангаров и взлетно-посадочную полосу. — Этот аэродром в советские времена мог принимать любые типы военных самолетов, включая «тяжеловесы» Ан-22 «Антей» и Ил-76. В 1950-х здесь обосновался реактивный Ил-28. Для противника он представлял серьезную ядерную угрозу.

    Валерий Чуприна — пилот на военной пенсии. В Щучин попал после учебы. В звании лейтенанта начинал полеты на этом аэродроме. После выхода на военную пенсию занялся бизнесом. Искал здания под реализацию проектов. В это время как раз сдавались переданные в коммунальную собственность военные объекты. Предприниматель выкупил строение, где раньше был штаб полка. Арендовал и два соседних военных дома.

    — За столько лет от зданий в сносном виде остался только каркас, — рассказывает о том времени Валерий Чуприна. — В ремонт, конечно, вложили немалые деньги. Зато купили за одну базовую величину.

    В отремонтированных зданиях открыли зеленый магазин (там продаются специализированные товары для дома, огорода и сада), офис, оборудовали аэроусадьбу. Она нашла символичное место в бывшем военно-летном гарнизоне. Изначально небольшая усадьба с двумя номерами на два-четыре человека предназначалась для бывших сослуживцев, которые могли собраться вместе, при наличии летного свидетельства пилота выехать на аэродром и подняться в небо. Но назначение аэроусадьбы расширилось: сюда приезжают попрактиковаться в летном мастерстве молодые пилоты, останавливаются те, кто летит далеко за границу. Сейчас восстановленный аэродром принимает около десяти пилотов в месяц.

    Улица с двусторонним движением

    Одна из грунтовых дорог в окрестностях Щучина приводит к будке КПП и забору с колючей проволокой. Раньше здесь был сверхсекретный объект — бывший командный пункт «Руткевичи». Это скрытое земляным холмом сооружение арочного типа. Отсюда контролировалась оперативная воздушная обстановка.

    Этот объект передали Щучинскому райисполкому в начале 2000-х. Спустя 17 лет в сентябре заключили договор безвозмездного пользования с одной из туристических компаний под обязательства по созданию не менее четырех рабочих мест. Таким образом в хозяйственный оборот вовлекли уникальное здание подземного командного пункта. Там открыт и функционирует музейный интерактивно-развлекательный комплекс. 

    Рядом с аэродромом — сельскохозяйственный производственный комплекс по выращиванию свежих шампиньонов. До этого на территории не было ничего, только часть взлетно-посадочной полосы. На пустыре, как гриб, вырос бизнес. Компания арендует и несколько бывших ангаров для самолетов. Помещения хорошо подходят в качестве склада. Также планируют приобрести в постоянное пользование ангар, который перепрофилируют под механизированный отряд. Впереди модернизация сооружения изнутри. Сейчас производство — это два отдельно стоящих комплекса с 12 камерами выращивания в каждом. 

    — Здесь работает 250 человек, за месяц выращиваем 400 тонн шампиньонов, за год — около 4900 тонн, 92 процента продукции отправляем в Россию. Сроки годности и температурные режимы в процессе перевозки не позволяют поставлять грибы на дальние рынки. Температура хранения и перевозки шампиньона — 2—4 градуса. При соблюдении он может храниться 21 сутки, — рассказывает технолог предприятия по производству шампиньонов Константин Куц.

    Внутри корпуса — пропускной пункт, обустроенная и красивая комната для приема пищи, длинный коридор с камерами выращивания. Возле каждой — контроллеры. Они отвечают за весь микроклиматический процесс в камере (уровень углекислого газа, влажность, температура воздуха и компоста). За показателями следят технологи.

    — В камере трудится 20 человек, всего у нас семь бригад. Гриб собираем по «волнам», всего получается три урожая. С одной камеры выращиваем примерно 23—25 тонн свежего гриба, — делится ходом производства Константин Куц. — С момента загрузки срок службы камеры — 37 дней. Сбор гриба в камере начинается на 17-й день. Тогда грибоводы приступают к прорежке. Интересно, что за сутки шампиньон может увеличиться в размере до 50 процентов.При грамотном вовлечении в хозяйственный оборот территории бывших военных городков могут сослужить добрую службу. Они активно предлагаются в том числе потенциальным инвесторам для реализации проектов. Это улица с двусторонним движением: бизнес получает площадь под деятельность по низкой стоимости и создает новые рабочие места. Важно, чтобы инвестор на этих площадях хотел и мог трудиться.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Гродненец купил в интернете у лидчанина вейпер, но ему пришла посылка с камешками и кабелем для телевизора. Делом занялась милиция.

    Здесь можно не только купить товар, но и продегустировать его. Кроме того, фермеры и садоводы, которые выступают в качестве продавцов, готовы проконсультировать покупателей по любому вопросу.

    17 сентября с 12.00 до 14.00 будет ограничено движение по улице 17 Сентября в Гродно.

    Гродненская ГАИ подготовила небольшой видеообзор, в котором сотрудники ведомства разбирают основные нюансы безопасного проезда этого перекрестка.

    Теперь мошенники представляются работниками интернет-магазинов и пытаются заполучить доступ к интернет-банкингу или мобильному приложению человека, которому звонят.

    Автобусный парк обновил свой автопарк моделями МАЗ-203, МАЗ-203С и МАЗ-215.

    ВОЗ приостановила процесс одобрения российской вакцины против инфекции COVID-19 «Спутник V». Т.к. одна из фабрик, на которой эту вакцину производят, не соответствует передовой производственной практике....

    Все новости