• «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям

    «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
    Фото: pixabay.com

    Власти планируют внести изменения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Пока же из немногих имеющихся данных видно, что перемены могут коснуться проектов, помогающих людям создавать, подписывать и передавать чиновникам обращения и петиции. Основатель платформы «Удобный город» Владимир Ковалкин рассказал TUT.BY о том, почему не согласен с озвученными претензиями, как работают такие проекты и что следовало бы изменить в законе.

    Из обоснования к плану подготовки законопроектов на 2021 год (оно имеется в распоряжении редакции) следует, что изменения коснутся неофициальных интернет-ресурсов, через которые люди подписывают обращения и петиции. Что конкретно имеется в виду, пока неизвестно. Но чиновники указывают, что порталы-посредники «не ставят своей целью идентифицировать лицо, которое подписывает петицию, что может привести к злоупотреблениям, например, „накрутке“ подписей в целях создания видимости важности той или иной проблемы» и другие минусы подобных проектов. Основатель одного из таких проектов не согласен с указанными в обосновании тезисами.

    «Мы не имеем права идентифицировать подписавших петиции»

    Накрутки подписей приводят к потере доверия пользователей ресурсов для подписи петиций и обращений, поэтому их создатели вряд ли к этому прибегают. Более того, в этом просто нет необходимости, указывает Владимир Ковалкин, основатель проекта «Удобный город», через который белорусы могут создавать и подписывать петиции и обращения в адрес госструктур.

    — В законе нет прямого указания на то, чтобы какое-то количество подписей имело некую юридическую силу, поэтому добавление 10 или 50 подписей де-юре не придаст никакого дополнительного веса, кроме случая, когда необходимо собрать 30 и более подписей для рассмотрения обращения с выездом на место, — говорит он.

    Владимир Ковалкин также указывает, что проекты для создания и подписи петиций не имеют ни возможности, ни права идентифицировать личности тех, кто под ними подписывается. Люди указывают имя, фамилию, адрес электронной почты и прописки. Проверка достоверности данных — дело государственных органов.

    — Во-первых, закон нас не обязывает идентифицировать этих лиц, во-вторых, не дает нам такого права. Мы не являемся уполномоченным органом, который может требовать от граждан их паспорта. Идентификация подписи лежит исключительно в зоне ответственности чиновника, который принимает обращение. Если он считает нужным, то верифицирует подписи. Кстати, чиновники периодически это делают, и к нам вопросов по этому поводу никогда не было.

    «На каждое пятое обращение приходит отписка»

    В целом же внесение изменений в закон об обращениях граждан, по его мнению, актуально для того, чтобы документ соответствовал «цифровой эпохе».

    Команда проекта «Удобный город» и сама в апреле прошлого года отправила в Администрацию президента и Палату представителей Национального собрания свои предложения. Предлагалось создать полноценный институт петиций, обеспечить более тщательное рассмотрение петиций с 1000+ подписей, обязать негосударственные организации рассматривать обращения, обязать госорганы размещать форму отправки электронных обращений или прямую ссылку на нее на главной странице сайта, дать заявителю право устанавливать срок рассмотрения его обращения более чем 1 месяц, четко прописать правила работы с массовыми обращениями.

    Важно, чтобы вносимые в закон изменения не ограничивали права и возможности людей обращаться в госорганы, а способствовали этому, утверждает собеседник.

    — Чиновники смотрят на ситуацию с позиции тех, кто работает с обращениями. И воспринимают это так, что граждане мешают им работать (направление массовых обращений и в письменном виде «может приводить к нарушению нормального функционирования организаций», говорится в плане подготовки законопроектов на 2021 год. — Прим. ред.). Но они забывают посмотреть на ситуацию с позиции граждан, — считает эксперт.

    — Они как будто создают законы под себя, хотят сделать так, чтобы процедура была более сложной и писать обращения не сильно-то хотелось, — высказывает предположение Владимир Ковалкин. При этом он подчеркивает, что этот вывод сделан на основании написанного в плане подготовки законопроектов. Какие именно изменения планируется внести в закон об обращениях граждан, все еще неизвестно.

    — Но важно посмотреть на это со стороны человека, который будет писать обращение.

    Например, каждое пятое обращение или петиция заканчиваются отпиской и игнорированием со стороны чиновника реальной проблемы (по статистике проекта «Удобный город»). Есть вопросы к организации работы с обращениями граждан. Например, даже специалисты тратят немало времени, чтобы на сайтах госорганов найти формы для электронных обращений, отмечает Владимир Ковалкин. Или в этих формах установлено максимальное количество знаков, что ограничивает права граждан в возможности подать обращение. А некоторые местные органы власти работают через электронные почтовые сервисы, принадлежащие российским компаниям, что создает дополнительные риски для безопасности переписки граждан Беларуси с госорганами.

    // TUT.BY

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 2

  • По новым правилам взыскание смогут наложить в том числе на электронные деньги должника, а ему самому — запретить ходить в виртуальные казино.

    Министерство по налогам и сборам решило напомнить, что за всеми владельцами автомобилей страны — должок. 

    Ждать ли весеннего половодья и подтоплений жителям прибрежных деревень, выйдет ли Неман из берегов, сможет ли «Ольга Соломова» наконец-то покатать желающих по живописным берегам мелеющей реки?

    В середине января Госавтоинспекция области получила в пользование служебные машины без опознавательных знаков.

    Совмин обнародовал постановление о временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары. Эксперты-теоретики уже прокомментировали возможные последствия этого постановления, но интересно...

    Вчера вечером в Лидский РОВД по телефону обратилась местная жительница и сообщила о драке возле одного из многоквартирных домов.

    56-летняя жительница Вороновского района работает на одном лидском предприятии, которое выпускает «съедобную» продукцию.

    Все новости