• Построили немцы, разобрали «советы»: История озёрской узкоколейки

    Построили немцы, разобрали «советы»: История озёрской узкоколейки

    От торфобрикетного завода в Вертелишках до Святого болота в Озерах сквозь леса тянется едва заметная узкоколейная ветка. По ней совсем недавно отгружали природное топливо на предприятие. А буквально полвека назад через Озеры проходила еще одна узкоколейная железная дорога. На малоизученную страницу прошлого озерно-болотного края на страницах «Перспективы» пролил свет учитель истории Озерской средней школы Андрей Детченя.  

    Чтобы понять, кому и для чего понадобилась узкоколейка в Озерах, перенесемся в начало XX века. Экономики многих стран развивались стремительно, семимильными шагами шли вперед наука и культура. Так, Российская империя к 1914 году достигла пика своего экономического и демографического роста. Тогда население Беларуси составляло впечатляющие 7,5 млн человек, 1,7 млн из которых проживали в Гродненской губернии. 

    Но уже 1 августа 1914 года Российская империя оказалась втянута в первый военный конфликт мирового масштаба между двумя крупными коалициями держав, а белорусские земли в очередной раз превратились в театр боевых действий. Май – июнь 1915 года ознаменовались для российских сил тяжелейшими поражениями в Галиции и Царстве Польском. Они вынуждены были отступать. Военный фронт вплотную приблизился к западу Беларуси. Из-за угрозы окружения в сентябре того же года царские войска оставили Вильно, Гродно, Лиду, Брест и другие белорусские города. Участь этих населенных пунктов разделили Озеры, которые включили в округ Гродно-Белосток «Обер Оста» – оккупационного военно-административного образования.

    На подконтрольных землях немцы ввели ряд налогов, которые собирали специальные военные команды.

    Мужчин в возрасте от 16 до 50 лет и женщин 18-45 лет принудительно мобилизовали на различные хозяйственные работы, строительство военных укреплений, за что полагались скромное питание и небольшое денежное вознаграждение. А с 1916 года местных жителей отправляли в Германию. Интересовала немцев не только живая рабочая сила: в Германскую империю один за другим следовали эшелоны с материальными ценностями, промышленным оборудованием, скотиной, продуктами питания, различным сырьем. Особенно ценились лесные богатства.

    В 1916 году для экспорта древесины кайзеровские войска построили узкоколейную железную дорогу Лососно – Шкленск – Тобольская Будка – Стриевка – Озеры. Протяженность путей была 32 км, ширина колеи – 600 мм. За Озерами стальная колея поворачивала на Коневичи и, пролегая между деревнями Цыдики и Пруды, сливалась с нынешней железной дорогой Гродно – Мосты. 

    По Рижскому мирному договору 1921 года Озеры попали в состав межвоенной Польской Республики и стали центром гмины Гродненского повета Белостокского воеводства.

    Почему люди потянулись в сильно пострадавшее от военных потрясений местечко, где не было ни водопровода, ни электричества, ни хороших дорог, ни почты с телеграфом? Андрей Детченя предполагает, что их привлекало выгодное положение деревни на трассе Гродно – Вильня между двух водоемов. По этой же причине Дирекция почт и телеграфов в Вильне решила открыть здесь почтовое отделение.

    Тогда же начался новый расцвет Озер. Тут была основана пожарная служба. Продолжала действовать узкоколейка, которая теперь принадлежала польским железным дорогам. На линии работал паровоз Maffei-457. 

    В 1930-е экономическая жизнь в местечке бурлила. Озеры могли похвастаться тремя ювелирными лавками, двумя парикмахерскими, двумя швейными мастерскими, двумя мясными лавками, кожевенным заводом, двумя лесопилками, мельницей, галантерейным магазином, двумя чайными комнатами, четырьмя пивоваренными заводами, тремя ресторанами, 21 магазином розничных потребительских товаров, Еврейским и Кооперативным сберегательными банками! Свои услуги здесь оказывали торговец зерном, врач, две акушерки, хирург, плотник, сапожник, два кузнеца, портной. Почти все торговые точки, владели которыми в основном евреи, находились на улице Гродненской (нынешней Советской). 

    По четвергам на главной площади было не протолкнуться: сюда на рынок стекался народ со всех окрестностей и даже Гродно.

    Узкоколейная магистраль пережила и военное лихолетье, и коллективизацию. И всё же время над ней не сжалилось: в 1960 году рельсы разобрали. Теперь о железной дороге напоминают лишь улица Вокзальная, бывшее здание железнодорожной станции – жилой дом № 19 – да где-нигде сохранившаяся насыпь.

     


     

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 8

  • В результате ДТП погиб 15-летний пассажир Nissan Almera. 48-летний водитель и 42-летняя пассажирка госпитализированы. В больницу также доставлен 36-летний водитель другого автомобиля Nissan.

    На четыре дня — с 9 часов 16 июня до 17 часов 19 июня — будет запрещено движение по улице Дзержинского.

    Во многом виноваты сезонность и увеличение мировых цен на продовольствие (например, масло растительное в мире подорожало в 2,2 раза, сахар — в 1,5 раза).

    Новый ресторан с пивоварней, воссозданный «Дом рыбака», современный медицинский центр – в какие проекты вложились инвесторы и как благодаря им изменится в скором времени Гродно.

    Попытка суицида произошла в деревне Горецковщина Ошмянского района. Сообщение спасателям поступило в понедельник, 14 июня.

    Главное статистическое управление Гродненской области сообщило, как изменились цены на еду, одежду, бытовую технику и услуги в мае.

    Ближе к утру 25-летний студент лег спать, однако в 8 часов его сон прервал подъехавший к общежитию автомобиль «Мазда 323». Парень не смог мириться с этим и набедокурил на уголовное дело.

    Все новости