• Онлайн — не панацея, но помогает выжить. Как гродненский бизнес переходит в интернет

    Онлайн — не панацея, но помогает выжить. Как гродненский бизнес переходит в интернет

    Еще в январе предприниматели Гродно не воспринимали пандемию коронавируса серьезно. Никто бы не поверил, что запущен процесс, который приведет к закрытию границ, нарушению почтового сообщения, колоссальному падению спроса в большинстве отраслей экономики. Кто мог представить Пасху без людей в Храмах? Это новая реальность и у нас не было готового плана действий. Кажется, пострадали все. Но что же делать, чтобы пережить этот кризис? Об этом s13.ru спросил у гродненских бизнесменов.

    Елена Пекарь, руководитель салона сантехники и плитки Cascad

    — Наша компания более 10 лет на рынке сантехники. В основном работаем с дизайнерами и архитекторами нашего города, комплектуем объекты сантехникой и плиткой, согласно проектам.  Кризис сегодня открыл нам новую аудиторию, это обычные покупатели со всех уголков Беларуси.  Наши менеджеры наладили онлайн работу так, что достаточно выслать на почту, либо в мессенджер проект или визуализацию, и вы получаете подборку качественной сантехники в разных ценовых категориях с подробным описанием. Добавили возможность оплатить заказ и оформить бесконтактную доставку прямо на сайте.

    Светлана Мишина, свадебный организатор, агентство «Просто»

    — Я занимаюсь свадебный бизнесом очень давно. И, естественно, нынешний кризис далеко не первый. Достаточно часто в сложные времена люди приводят в пример китайское слово «кризис» (危机 wēijī - «вэйцзи»), которое представляют, как сочетание двух иероглифов: «опасность» и «возможность». И я всегда стараюсь помнить об опасности, но видеть в кризисе и возможности. Нынешняя ситуация поставила бизнес в совершенно новые условия работы и маркетинговая стратегия должна подстроиться под существующие реалии. Основное отличите в том, что клиенты больше времени будут проводить дома и чаще заходить в социальные сети.

    В этой связи мною принято решение об увеличении количества полезного и развлекательного контента. Я провожу ежедневные прямые эфиры и бесплатно делюсь своим опытом, помогаю тем, кто готовится к свадьбе без организатора. Учитывая, что мои клиенты — невесты, мне также важно показать им свое неравнодушие проявить заботу и успокоить. Ведь самое главное помнить, что все пройдёт. А их праздник в надежных руках. И даже если придётся перенести дату празднования, мне удаётся сохранить все договоренности, всех подрядчиков. А если искать положительные моменты, то у нас появляется чуть больше времени на детальную проработку сценария, дополнительные приятные сюрпризы, а также интересные идеи. Мы также подготовили платформу для комфортных online-консультаций, чтобы иметь возможность проводить общие совещания с невестами и подрядчиками.

    Сергей, руководитель гродненской автошколы

    — С онлайн-инструментами мы работаем давно. Сайт и контекстная реклама приносит нам половину клиентов, но сейчас мы начали использовать интернет технологии и в процессе обучения. Кризис повлиял сильно — падение заявок на обучение семикратное. Но ощутили это мы только в конце марта. На вводном занятии группы недавно из 30 студентов 15 человек попросили перенести занятия на неопределенный срок. Часть наших коллег на фоне падения спроса резко снизили цены — это верный путь в никуда.

    Занятия по теории для части наших студентов мы перевели в онлайн, но были и те, кто оказался против — не все готовы воспринимать преимущества такого формата обучения. Всегда можно отмотать и прослушать еще раз, если вы устали можете посмотреть урок позже. При этом преподаватели всегда на связи в Viber и в соц. сетях. Пробовали ZOOM, но остались не очень довольны результатом и придумали свою систему организации обучения.

    А вот обучение вождению и зачеты в онлайн не переведешь. Поэтому сейчас, все инструктора в маске, после каждого занятия дезинфекция руля и кулисы переключения передач. Есть градусники, чтобы мерять температуру студентам, но люди у нас сознательные, и, если чувствуют себя плохо, звонят сами и переносят занятие. Зачеты дробим на более мелкие группы, чтобы избежать столпотворения. Появилось время продумать, что улучшить в своей работе.

    Егор Шония, руководитель пиццерии Foxpizza

    — Как сейчас мой бизнес? Как на пороховой бочке. Каждый день как последний. С учетом курса подорожали продукты, а покупательская способность населения упала. В итоге мы стали и продавать меньше, и еще меньше зарабатывать на единицу продукции. Да, выручка просела на 20%, но даже с этим еще можно работать. А вот, что касается этого вируса — тут полный ахтунг. Для сравнения в нашей кофейне «Ферма» в «ОлдСити» выручка просела больше чем в 3 раза. Бизнес-процессы, которые налаживали годами, просто остановились.

    Забавно, что мои знакомые, многие из которых бизнесмены, смотрят с завистью на меня и говорят, что я сейчас «гребу бабло лопатой». Уверяю Вас, это не так. Здесь работает эффект домино. Представьте, что вы строитель, маркетолог, дизайнер, дальнобойщик, мастер в мебельной компании, парикмахер… Это реальные люди из компаний, которые я знаю, что закрылись и отпустили персонал за свой счет. Представили? Теперь подумайте о постоянных платежах, которые никуда не делись, о платежах по кредитам и рассрочкам. Допустим, что вряд ли, у вас есть какие-то накопления на «чёрный день». Но вы понятия не имеете сколько продлится «чёрный день». А теперь ответьте на вопрос: на что вы будете тратить деньги? Сильно сомневаюсь, что на доставку еды. Сколько бы она ни стоила. А покупки и услуги, которые можно отложить, уйдут на второй план. А в стране, где люди ничего не покупают, будет сложно платить зарплаты. Вот и эффект домино.

    И что касается тех крутых экспертов, которые кричат в интернете, что сейчас весь общепит спасёт доставка и всем срочно нужно уходить в онлайн! Хватит нести чушь. Доставка — это сложный низкорентабельный бизнес. Чтобы выстроить все бизнес-процессы с нуля, понадобится большое количество времени и денег. Огромное количество блюд просто не годится для доставки. Если вы хотите по-быстрому выставить свои продукты на сайты-агрегаторы, учтите, они берут до 30% комиссии от стоимости заказа. С учетом упаковки, приборов, салфеток и т. д. заработок там будет минимальный. Не верите мне — так посчитайте сами. На фоне агрегаторов и крупных игроков доставки невозможно ресторану стать экспертом в доставке за 5 дней. Я никого не отговариваю, но считайте и еще раз считайте.

    Но есть и другое мнение

    В ассоциации онлайн-торговли сообщают, что спрос на «доставку до двери» вырос, а курьеры работают в усиленном режиме. Например, у компании Menu.by рост заказов на 30%, у интернет-магазинов «Е-доставка» и «ГиперМолл» рост пользователей на 300%. Появились опции бесконтактной доставки.

    — Значительно увеличились объемы оплат картой, интернет-магазины внедряют бесплатную доставку. Работы стало в разы больше, и мы делаем все возможное, чтобы клиентам было комфортно переходит в онлайн, – рассказал директор ассоциации предприятий онлайн-торговли Артур Карпович.

    Многие гродненские заведения, которые даже не думали о доставке, теперь готовы развозить свою продукцию. Так, в кафе «Джезва» даже свой кофе можно получить бесконтактно. Там в скором времени можно будет заказать не только готовые напитки, но и кофейные зерна. 

    Дмитрий, основатель заведений «Справа» и «Наша кава»

    —Да, наши напитки и еда в большей степени предназначены для заведений, а не на вынос, но мы не против доставить заказ. Если вы пришли в «Нашу каву» и взяли что-то на вынос, то 20% от суммы пойдут на покупку средств индивидуальной защиты для врачей. Наши клиенты нас поддерживают, приходят, – рассказал Дмитрий.

    Павел Гордон, директор ресторана «Золотой Теленок»

    — В текущей ситуации у нас осталось только 30% от прежней выручки в ресторане. Фактически нет банкетов и свадеб. Чтобы хоть как-то сохранить выручку не отменяем ланчи, но это капля в море. Для нас важно сохранить наших людей, и при сниженной выручке мы стараемся сохранить заработные платы людям, отпустить в оплачиваемые отпуска, насколько это возможно или переквалифицировать персонал ресторана в операторов доставки или сборщиков заказов.

    Каждый год мы строим планы и на этот год у нас также были большие планы по запуску новых проектов. Ещё в конце 2019 года мы начали запуск большого кондитерского цеха. К счастью, в ближайший месяц мы закончим все строительные работы и приступим к расстановке и монтажу оборудования, но на эти цели мы брали кредит.

    В начале года мы запустили «Мясной четверг» — успешный проект, который полюбился нашим гостям, но он тоже оказался под ударом. Мы быстро сориентировались и запустили его в доставку и очень даже неплохо продаём наши сеты.

    Рынок потребления сжался, люди экономят, но мы не унываем и стараемся приспособиться к новой обстановке, например сейчас мы работаем над созданием полноценной доставки с большим ассортиментом блюд: неаполитанская пицца, суши, бургеры, буррито, кесадилья… В конце этого месяца мы зайдём мощно на гродненский рынок доставки и подвинем некоторых игроков, но по моему мнению места хватит всем, да и конкуренция — это хорошо для потребителя.

    Мой вывод надо не распускать сопли, а искать новые возможности. Но этот кризис на мой взгляд проверит на жизнеспособность наш бизнес и нашу команду. Всем здоровья и удачи!

    Наргиза, управляющая ресторана «Барашка» и кафе «Хотей»

    — Из-за самоизоляции падение выручки составило около 80%, но мы постарались максимально сохранить рабочие места, чтобы не оставить людей без работы. У всех есть семьи и всем нужно на что-то жить. В данный момент мы переходим на онлайн.

    Переориентировали меню и запустили службу доставки. Мы очень хотим оставаться с нашими гостями, хотя бы в таком формате. С ланчами для офисных работников, с романтическими ужинами для любимых, или большими сетами для компании на день рождения.

    Также, совместно с кафе «Хотей» мы решили поддержать наших медиков и запустили акцию #ланчврачу. Ежедневно отправляем по 10 обедов в день из Барашки и 10 обедов из Хотея.

    Призываем гродненцев присоединиться к нашей акции. Один ланч врачу стоит 9 рублей. Это маленький вклад в одно большое дело.

    Томаш, директор сети пиццерий «Pizza&Coffee»

    — Самое главное, что поменялось — доставка сейчас это 70% наших продаж (раньше было менее 40%). А какие онлайн инструменты мы используем? Все те-же инструменты применяем, как и раньше: Instagram, Сайт, контекстную рекламу, SMS-рассылки, push-уведомления, акции по промо кодам, партнерские программы. По возможности подключаем ТВ, Радио и другие рекламные площадки.

    Александр, персональный фитнес тренер

    — Это весна не дала людям подготовиться к лету. Все что было в офлайн тренировках — это около 40 человек — их фактически не стало. Сейчас есть клиенты, которые тренируются со мной на свежем воздухе, но их единицы. Я понимаю, люди переживают за свое здоровье и сидят по домам, либо максимально ограничили посещения мест скопления людей и поддерживаю их решение. Раньше я мало уделял внимания онлайн программам питания и тренировкам из-за загрузки — сейчас время появилось и появились первые клиенты. Но с рекламой пока не определился, поэтому их тоже не так много. Думаю, буду развивать это направление.

    Андрей, директор дизайн-студии «MEGA.BY»

    — Нас часто относят к мифическому классу белорусских IT-шников о которых ходят легенды. Бытует мнение, что в нашей сфере идет неиссякаемый поток валюты и мы на 200% защищены от всех катаклизмов. Правда в том, что большинство IT-компаний обслуживает реальный сектор экономики. Что ждет резидентов ПВТ я не знаю. В отличие от них 90% наших клиентов — это белорусский малый и средний бизнес. Значит, мы тоже прочувствуем этот кризис.

    К тому же возросло количество неопытных специалистов, которые предлагают свои услуги дешево и качество при этом честно соответствует низкой цене. Клиентам часто сложно разобраться в чем подвох. Мы смеёмся, но обычно клиенты к нам обращаются уже после одной или нескольких неудачных попыток заказать себе дешевый сайт.

    В любом случае студия у нас небольшая и мы продолжаем работать почти как раньше. Есть даже какой-то подозрительный рост обращений. Откровенно, в Беларуси огромное количество сайтов, на которые без слез не взглянешь (особенно на их мобильную версию). Вопрос сворачивать маркетинговую активность или нет — решать вам. Я думаю, что для выживания надо любой ценой сохранить выручку и клиентов. А стратегия полного сокращения затрат и поднятия цен, на мой взгляд, гарантированно ведет к гибели.

    Поэтому, если вы руководитель, собственник, маркетолог или менеджер по продажам задайте себе вопрос — а какие инструменты онлайн торговли вы используете прямо сейчас, чтоб сохранить ваш бизнес и рабочие места? В том числе свое!

    Время на самом деле непростое. Успехов, сил и не стандартных идей всем нам! Помните, все сложности всегда временны и сделают нас сильнее.

    // Беседовал Назарий Шегда

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 10

  • Девушка задержанного по «делу Тихановского» гродненца Сергея Колмыкова рассказала об обыске в их квартире.

    Проход не только крупных, но и маломерных судов затрудняло отсутствие статуса канала  –  он не входил в систему внутренних водных путей страны.

    Пока завод загружен примерно на 70%, но уже в ближайшее время  мощности мусоросортировочного завода под Гродно  будут задействованы максимально.

    Минская «Юность» и гродненский «Неман» узнали соперников по первому этапу хоккейной Лиги чемпионов.

    По словам Лукашенко, он не имеет претензий ни к одному из этих людей. Но «жизнь идет, и перемены эти должны быть».

    На карты продавцам они перечисляли от Br1,5 тыс. до Br2 тыс., показывая свою платежеспособность и подтверждая серьезность намерений.

    Огромный для города автопарк дополняют несколько крупных промышленных предприятий, которые все вместе и влияют на состояние воздуха. В основном, забор воздуха до сих пор выполняют в ручном режиме.

    Все новости