• Кто, как и когда будет платить новый транспортный налог. Разбираемся на простых примерах

    Кто, как и когда будет платить новый транспортный налог. Разбираемся на простых примерах
    Фото: onliner.by

    Вот уже восьмой день, как в Беларуси отменен дорожный сбор. Вместо него введен транспортный налог, который привязан не к прохождению техосмотра, как раньше, а к факту наличия авто. Как ожидается, это подтолкнет автовладельцев, не проходивших техосмотр из-за нежелания платить сбор, наконец приехать на диагностическую станцию. Что скажете, уже запланировали такую поездку?

    По данным «Белтехосмотра», с 2014 года, когда ввели уплату дорожного сбора, количество выданных разрешений стало ежегодно падать на 10 процентов. Такая тенденция сохранялась до 2020 года. Сравните: в 2013 году проходить техосмотр приехало 1,9 млн машин (по нашим данным), в 2015-м — 1,7 млн, за 11 месяцев 2020 года — только 0,67 млн.

    Как пишет Onliner.by, официальные лица открыто говорили о половине всего транспорта страны, катающегося без ТО. Изменения напрашивались давно, но решение откладывалось раз за разом. До конца 2020 года, когда было объявлено об отмене госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и введении вместо нее транспортного налога.

    Какие неисправности выявляли у тех, кто приезжал на техосмотр

    По данным предприятия «Белтехосмотр», из общего количества представленных на государственный технический осмотр транспортных средств за 11 месяцев 2020 года почти треть (27%, или почти 200 тыс.) имели различного рода неисправности и к участию в дорожном движении были допущены только после их устранения.

    Основные неполадки:

    • почти у 11% (около 80 тыс.) транспортных средств выявлены неисправности тормозной системы;
    • 6,5% — неисправности двигателя и элементов ходовой части;
    • 6,1% — неисправности внешних световых приборов;
    • около 4% — иные неисправности.

    В «Белтехосмотре» также отметили, что более 3 тыс. транспортных средств, признанных неисправными при первичной проверке их технического состояния, не вернулось на повторный государственный технический осмотр (из них почти все с неисправностями тормозной системы (2952 несоответствия) и внешних световых приборов (2069 несоответствий)).

    Законодательство

    Напомним, что обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».

    А в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения, водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.

    Ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке, предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП — предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (после увеличения размера базовой величины, сумма штрафа составляет от 29 до 87 рублей).

    Еще раз: что за налог

    С 1 января 2021 года в Беларуси введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как раньше, а к факту наличия авто. Это означает, что налог платят все владельцы автомобилей, даже те, у которых авто весь год стоит в гараже. Исключений немного: электромобили, угнанные автомобили, а также авто, выпущенные до 1991 года включительно. Последний пункт вызвал споры.

    По информации TUT.BY, платить налог не будут:

    • госорганы, суды, органы прокуратуры, войска и воинские формирования, а также организации, включенные в перечень тех, кто выполняет перевозки транспортом общего пользования;
    • не будут насчитывать налог на транспортные средства, которые используют для оказания медпомощи, соцобслуживания (например, авто с надписью «Социальная служба») или на специально оборудованные для использования инвалидами машины.
    • также не будут насчитывать налог на машины, которые выбыли из владения собственника в результате угона или кражи (должно быть подтверждено документально);
    • владельцы электромобилей (льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года);
    • владельцы транспортных средств, выпущенных не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют.

    А как же «автохлам» и авто, проданные без снятия с учета?

    Поскольку налог будут насчитывать по факту наличия в собственности транспортного средства, то платить его придется, даже если машина ни разу за год не выехала из двора. Не освободит от уплаты и довод, что машину вы много лет назад продали без снятия с учета случайному знакомому или на запчасти.

    Правда, в Налоговом кодексе прописана норма об освобождении от налога транспортных средств, снятых с учета до 1 июля 2021 года. По сути, у владельцев «автохлама» и других формальных владельцев есть полгода, чтобы разобраться со своим имуществом и не платить в казну за то, что не используется.

    Как будем платить налог в этом году?

    График платежей расписан четко на все годы существования налога: до 1 сентября приходит извещение от налоговой, до 15 ноября нужно уплатить налог. Но имущественный налог, в отличие от пошлины, не платится наперед — если владеем машиной в этом году, то платить за это будем в следующем.

    Например, у вас на 1 января 2021 года зарегистрирован автомобиль, который имеет допуск к участию в дорожном движении до 30 марта 2021 года. По Налоговому кодексу, от уплаты налога освобождаются транспортные средства, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении. В итоге в 2021 году платить вам ничего не придется, а вот в 2022 году вам придет к уплате сумма за девять месяцев (с апреля по декабрь включительно) этого года, за 2022 год налог предъявят к уплате в 2023 году и так далее.

    Точно так же и те, кто купит машину в этом году, заплатит за нее налог уже в следующем.

    А если госпошлину в 2020 году не платил вообще?

    Согласно Налоговому кодексу, автовладельцы, которые не уплатили госпошлину в прошлом году, будут платить налог по такой схеме: до 1 ноября 2021 года им придет квитанция с авансовым платежом, его нужно будет уплатить до 15 декабря 2021 года. Размер авансового платежа за каждое авто будет одинаковым — 1 базовая (или 29 рублей), за прицеп-дачу или мотоцикл — 20 рублей.

    Затем до 1 сентября 2022 года налоговая посчитает, сколько именно нужно доплатить, и пришлет еще одно извещение. Окончательно рассчитаться с казной за этот год нужно будет до 15 ноября 2022 года.

    Транспортный налог и правда меньше госпошлины?

    Да, ставки, которые приведены в приложении к Налоговому кодексу на текущий год, действительно меньше тех, что платили владельцы машин раньше.

    Сейчас сумма налога тоже зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости или прописана за одну единицу транспортного средства. Принцип, чем больше масса, тем больше платить, сохранился, но ставки сделали меньше.

    Если сведений о разрешенной максимальной массе нет, налог рассчитают в размере минимальной ставки для соответствующего типа транспортного средства.

    Ставка налога на автомобиль За год
    Для физических лиц
    массой до 1,5 тонны 61 рубль
    более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны 81 рубль
    более 1,75 тонны, но не более 2 тонн 102 рубля
    более 2 тонн, но не более 2,25 тонны 122 рубля
    более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны 142 рубля
    более 2,5 тонны, но не более 3 тонн 162 рубля
    более 3 тонн 223 рубля
    мотоцикл 41 рубль
    Для организаций
    массой до 1 тонны 162 рубля
    более 1 тонны, но не более 2 тонн 209 рублей
    более 2 тонн, но не более 3 тонн 255 рублей
    более 3 тонн 325 рублей
    мотоцикл 70 рублей

    Есть ли льготы и как их получить?

    Льготы есть. Например, 50 процентов от суммы налога будут платить ветераны ВОВ, инвалиды 1-й и 2-й группы, а также пенсионеры. На 25 процентов меньше будут платить инвалиды 3-й группы (за исключением случаев, когда налог им платить не нужно совсем — см. первый вопрос).

    Правда, есть один важный нюанс: скидку предоставят только при наличии у льготника действительного водительского удостоверения соответствующей категории (смотри главу 28 Налогового кодекса). То есть оформить автомобиль на бабушку-пенсионерку, чтобы заплатить в два раза меньше, не получится.

    Как и в случае с другими имущественными налогами, местные органы власти могут освобождать от уплаты налога (полностью или частично) тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Но транспортное средство не должно при этом использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.

    Как посчитают налог, если я продам машину в этом году?

    Норма закона на этот счет звучит так: исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

    Но поскольку этот год объявлен переходным, то все будет зависеть от того, когда именно вы продадите машину. Вернее, когда вы снимете ее с учета. Как мы уже писали выше, не будут насчитывать налог за транспортные средства, которые сняты с учета до 1 июля 2021 года. То есть, если вы сняли машину с учета 15 мая 2021 года, то налог платить не будете вовсе. Если же покупателя авто найдет, например, 15 августа 2021 года, то за январь — август вам предъявят к уплате налог.

    Можно ли не платить налог за сильно пострадавшую в ДТП машину?

    Отдельно такая категория в списке тех, кому не нужно платить налог, не прописана. Поэтому, если машина стоит на учете, письмо из налоговой вам придет. Единственный вариант в этом случае, исходя из законодательства, обратиться к местным органам власти, чтобы они с учетом вашей жизненной ситуации освободили от уплаты налога на какой-то период.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 18

  • В 2020-м за статусом беженца в Польше обратилось в десять раз больше белорусов, чем в предыдущие годы. Об этом сообщает Управление по делам иностранцев Польши.

    Официально – чета Никитиных является детским домом семейного типа, а на деле – обычной семьей, в которой просто обожают детвору.

    Министерство здравоохранения поделилось свежими данными по заболеванию коронавирусом. Согласно информации ведомства, за день в Беларуси от COVID-19 умерли 11 человек.

    Оказывается, до сегодняшнего дня в Беларуси работает не очень совершенная система учета наших с вами доходов. По крайней мере, так считают в МНС. Поэтому ведется разработка новой автоматизированной...

    В соцсетях все чаще можно встретить просьбы проголосовать за фото ребенка в конкурсе «Самая красивая девочка Беларуси». Среди участниц уже тысячи белорусских девочек.

    В очередной подборке «полет» над Палестиной, филармонией, улицами Николаева, Лелевеля и Гагарина, над центром, Вишневцом и проспектом Янки Купалы, пишет «Вечерний Гродно».

    Власти хотят среди прочего отвязать от валюты цены и тарифы, некоторые другие платежи. Однако этого не было сделано, а с 1 января этого года тарифы на ЖКУ подняли в привязке к американской валюте.

    Все новости