• Целая эпоха: как коллекционер из Поречья собирает советские мотоциклы

    Целая эпоха: как коллекционер из Поречья собирает советские мотоциклы

    Дом Генрика Дзитко стоит на окраине агрогородка Поречье в окружении высоких туй и разросшегося шиповника. Ухоженный двор, а посередине  – огромный ангар. Именно там мирно стоят почти три десятка железных коней. Мощные «Уралы», компактные «Явы», грациозные венгерские «Pannonia» и олдскульные мотороллеры, рассказывает «Перспектива».

    Сам Генрик Адамович в свое время окончил автотракторный факультет политехнического института в Минске, поэтому со всей мототехникой мужчина на «ты». К тому же в семье всегда были мотоциклы, молодым парнем Генрик Дзитко гонял на «Яве». А потом решил собирать отечественную мототехнику.

    В начале 90-х, когда многочисленные заводы стали сворачивать производство железных коней, Генрик Адамович решил ускориться, иначе показать в будущем внукам будет нечего. Так стала пополняться гродненская коллекция советскими байками.

    Эти мотоциклы были рассчитаны только на наши дороги. Они спокойно могли ехать по песку, земле, булыжникам, асфальт был не нужен. К тому же на заводах в то время выпускалась надежная технику. Население приобретало мотоциклы, которые могли бы работать в хозяйстве,  – рассказывает Генрик Дзитко.

    Ижевские «бруталы» и венгерские «грации»

    Один из первых экземпляров в коллекции, он же и самый «возрастной» – ИЖ-49. С внутренней стороны крышки бака приделан мерный стаканчик. Дело в том, что для мотоциклов бензин нужно разбавлять с моторным маслом – не ошибиться с пропорцией последнего, как раз и помогала эта емкость. Бардачка тоже не было, но благодаря полету инженерной мысли советских разработчиков на баке появилась специальная закрывающаяся ниша. Рядом с ИЖ стоят две венгерские «Pannonia»: одна с коляской, другая без. Эти мотоциклы в продаже были в основном в двух цветах – черного и синего, красные экземпляры встречались редко. Поэтому Генрик Адамович решил придать одной из своих «Pannonia» уникальность – покрасил ее именно в красный. Рядом с мотоциклами стоят и советские мотороллеры – первый «Турист», выпущенный в 1970 году, и рядом – грузовой «Муравей», на котором раньше развозили продукты в детские сады или использовали для перевозки небольших грузов на заводах.

    Например, скоростную и компактную «Яву» предпочитала молодежь. Особо отчаянные даже могли укатить на ней на море, а вот в коляске мощного «Урала» спокойно перевозили не только людей (на что, собственно, она и была рассчитана), но даже сельскохозяйственную продукцию: в ней спокойно могло поместиться пять мешков картошки.

    Экспонаты для души

    Большинство мотоциклов не на ходу.

    Это и не нужно, – считает Генрик Дзитко. – Экономически нецелесообразно держать их все в рабочем состоянии – топливо, страховка, заряженные аккумуляторы – ни времени, ни денег не хватит.

    Поэтому основная часть мотоциклов стоит молча, и лишь некоторые издают характерный рев и даже выезжают. Например, М-1036 коллекционер переделал под себя. Ездит на нем за грибами или просто катается по лесу.

    Здесь сделана облегченная коляска, потому что серийный ее прототип тяжелый. Сделаны ограждения на рукоятки руля и на двигатель – получилась своеобразная защита от веток. Впереди на коляске поставлены специальные крюки, на которые намотана веревка. Сделано это для того, чтобы можно было вытащить технику из грязи, если мотоцикл где-то увязнет, – рассказывает собеседник.

    Мечты о советском спортбайке

    Генрик Адамович признается, что собирать советские мотоциклы не так-то просто. Одна из проблем – сегодня в Гродно нет доступных мотомастерских, где можно было бы отремонтировать такую технику. Да и с запчастями на модели того времени  беда.

    Чтобы собрать один мотоцикл, необходимо иметь два таких. Потому что вся техника старая, заводы не производят запчасти к таким мотоциклам. Да что там – уже и заводов-то таких нет! – поделился наболевшим коллекционер.

    У Генрика Адамовича есть мечта – он хочет собрать полные линейки разных моделей советских мотоциклов. Например, на сегодня коллекция ИЖей практически укомплектована, не хватает буквально пары моделей. В частности, «Иж-Планета-Спорт», стоимость которого достигает тысячи долларов. Да и найти его не так просто – в свое время выпуск был довольно лимитирован.

    И тем не менее коллекционер всегда с удовольствием показывает своих железных коней гостям: сюда заглядывают и байкеры, и семьи с детьми, и просто ностальгирующие по тем временам. Ведь в просторном ангаре Генрика Дзитко поместилась не просто коллекция мотоциклов, а целая эпоха.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 7

  • Во вторник «Гродненская правда» разместила на своем сайте материал Натальи Захаренко «С забастовкой не срослось, или Почему не получилось поставить Гродно «на паузу»?». Предлагаем вам почитать его.

    Сегодня уволены два режиссера гродненского драматического театра – Геннадий Мушперт и Сергей Куриленко. Накануне оба режиссера присоединились к общенациональной забастовке.

    По свежим данным Минздрава, в Беларуси 94 609 случаев COVID-19 с начала пандемии. Прирост за сутки — 902 новых инфицированных.

    «Никого не надо уговаривать. Ни рабочих, ни студентов, ни врачей, ни учителей, ни госслужащих — ни-ко-го», — сказал Лукашенко.

    В прошедшем 27-м туре чемпионата Беларуси по футболу в Гродно случилась фатальная судейская ошибка, которая, вероятно, решила исход матча.

    26 октября часть сотрудников «Гродно Азот» забрали силовики. Как это было, Еврорадио рассказал сотрудник предприятия Дмитрий.

    «Уже вышли на железную дорогу и начинают блокировать автоматику, осуществлять замыкание рельс. Это может привести к серьезным авариям», - сказал Лукашенко.

    Все новости