• «До коронавируса объездил всю Польшу»: как путешествуют гродненцы с инвалидностью

У людей с инвалидностью нет в планах закрываться в четырех стенах. Они также мечтают о путешествиях и городских прогулках. Хотят пробовать новый кофе от бариста в кафешках, слушать джаз на концертных площадках. Узнавать новые города, погружаться в историю. Словом, жить полноценной жизнью. Несмотря на барьеры.

Фонд «Добра» и международный бренд Lay’s тестирует индустрию туризма и гостеприимства в разных городах Беларуси, чтобы узнать, насколько она доступна для людей с особыми потребностями, что в ней можно улучшить, а что взять за пример.

Блог Гродно s13.ru встретился с жителями города, у которых есть инвалидность. Мы поговорили с ними о трудностях, которые им ежедневно приходится преодолевать. О мечтах и целях, к которым они идут, несмотря на сложности и ограничения. А насколько Гродно инклюзивен узнали у гродненского экскурсовода.

«Моя мечта – это автодом. Вот уже где точно – путешествия без границ»

Мы встречаемся с Максимом в сквере на площади Советской. Молодой человек сразу располагает к себе: он открыто улыбается, шутит про погоду и воодушевленно принимается рассказывать о себе. Он родился в Могилеве, но вырос в Гродненской области. Отучился в колледже на технолога обувного производства. В Гродно приехал 5 лет назад, здесь получил квартиру и остался.

Стандартный сценарий жизни — может показаться на первый взгляд. Но перед нами – двадцатипятилетний мужчина ростом 127 сантиметров. Именно этот факт и перевернул всю жизнь Максима – со среднестатистической на «не такую как у всех».

— У меня не хватает одной хромосомы роста, — рассказывает Максим и просит не спрашивать у него про точный диагноз, так как его он не может запомнить. – Долгое там название у меня. Есть деформация нижних и верхних конечностей. Я таким родился, и родители от меня отказались.

Сразу после рождения Максим оказался в детском доме. Рос мальчик до 7 лет, а потом на отметке «127 сантиметров» его рост остановился. Маму видел дважды – в 13 и 16 лет. Она приезжала к нему в детский дом.

— Когда был маленьким, конечно, грустил, а сейчас понимаю: возможно благодаря тому, что я остался один, вырос именно таким и многое в жизни узнал. А вот оставили бы меня родители в семье, закрыли бы в четырех стенах… Что бы я увидел? – задается риторическим вопросом Максим.

В личной копилке у Макса – много путешествий по Беларуси и Европе. Сегодня ему может позавидовать даже путешественник со стажем. А впервые о том, что за стенами детского дома есть жизнь и она прекрасна, молодой человек узнал в 10 лет.

— Мы тогда выехали в Минск. Я увидел цирк, до этого я видел его только по телевизору и в журналах. Это были очень крутые непередаваемые ощущения, которые оставили отпечаток в моем сердце надолго, — с улыбкой говорит Максим и, будто окунаясь в прошлое, продолжает рассказывать о своих первых путешествиях. – Потом уже в рамках волонтерских программ побывал в Витебске, Бресте, Могилеве. Вот, правда, до Гомеля еще так и не добрался.

Первый перелет и знакомство с Европой «случился» у Максима в 16 лет. Тогда он полетел в Берлин и Дрезден. Думал, что будет сложно, признается парень, но все прошло отлично.

— В минском аэропорту я сразу предупредил, что не смогу подняться по лестнице. Через некоторое время ко мне подошли люди, усадили меня на специальную машинку и подняли на ней вверх. А в Берлине уже знали, что на их борту находится пассажир с особенностями, поэтому сразу же по прилету ко мне подошли люди и во всем помогли. Я, конечно, был поражен тому, насколько все было четко и быстро.

До коронавируса и закрытия границ Максиму удалось объездить всю Польшу. Он самостоятельно планировал свои путешествия и знал – проблем не возникнет, ведь там созданы все условия для людей с инвалидностью. Но вот уже год как Максим никуда не ездит. Говорит, даже по Беларуси сложно куда—то сейчас выехать. Правда, неделю назад съездил—таки к друзьям в Кобрин.

— Куда я хожу в Гродно? Сложно так сразу ответить. В Центре занятости можно подняться, там пандус есть. Правда, только на улице, внутри тоже сложно передвигаться, – говорит собеседник. – В крупных магазинах тоже все нормально с этим. Правда, до высоких полок не достаю – прошу людей мне помочь. Бытовых сложностей из—за моего роста тоже хватает. Чтобы достать с верхних кухонных шкафчиков что—то, надо на стул становиться. Включить или выключить свет помогает костыль.

Сейчас частные кофейни и точки общепита стараются создать условия для безбарьерной среды, говорит Максим, но на пути к ним встречаются другие, порой совсем непреодолимые препятствия, по крайней мере, в одиночку.

— Высокие бордюры, общественный транспорт со ступеньками, даже канализационные сливы – все это есть и от этого никуда не деться. Бывает, останавливается автобус далеко от бордюров, я жестом покажу водителю, чтоб подъехал поближе. Как правило, они отзываются. Это если автобус без ступенек, а если с ними, то такой лучше пропускать.

К этому времени мы проходим мимо гродненской гостиницы с установленным около нее пандусом.

— Смотрите, какой он узкий. Я еще поднимусь по нему, а вот колясочник не проедет. Или бывает 45—градусные пандусы — на таких только с сопровождением можно проехать. Так что не всегда пандусы – гарантия безбарьерной среды. А вот туда вообще сложно попасть, — говорит Максим, показывая на гродненский Драматический театр. – Если концерт или представление проходит на втором этаже, мне почти нереально туда подняться одному. Конечно, приспосабливаешься как—то и всегда сравниваешь условия нашего города с другими городами. Скажу так – у нас условия для людей с инвалидностью  лучше, чем в Бобруйске, например, но хуже, чем в Белостоке.

Максим перечисляет места, куда он может попасть без проблем в Гродно. Как правило, это рестораны и кафе — «Барашка», «Макдональдс», «Бургер Кинг» и другие, приводит в пример парень.

— Ух, ты, смотрите, моя мечта, — громко говорит Максим и быстро направляется к припаркованному мотоциклу. Он задумчиво проводит руками по рулю и мечтательно выдает: – Были бы ноги, я бы его оседлал. А вообще моя мечта – это автодом. Вот уже где точно – путешествия без границ. Не привязываешь себя ни к билетам, ни к расписанию…

«Для обычных прогулок приходится прорабатывать маршрут заранее»

Ане Яшиной – 36 лет. И если предыдущий наш герой на встречу к нам мог приехать в любую точку города, с Аней место для встречи мы подбирали ближе к ее дому – маршрут уже изученный и сложностей быть не должно. Аня передвигается на коляске со встроенной к ней приставкой.

— Почти как скутер, — шутит девушка. – Но это техника, бывает что—то здесь открутится, поломается, поэтому с собой всегда вожу набор ключей. Ну и скошенные бордюры для меня пока еще проблемой остаются, боюсь я их. Так как одно колесо может съехать с бордюра, а второе остаться – тогда я переворачиваюсь на бок. Прошу людей придержать меня. Как правило, все отзываются. В моей жизни было пару случаев, когда люди игнорировали мою просьбу.

У Ани ДЦП. Несмотря на то, что девушка перемещается на коляске, она ведет достаточно активный образ жизни: окончила университет, ходит с друзьями в город, посещает мероприятия и ездит в путешествия.

В Гродно Аню знают многие.  Несколько лет назад девушка всерьез задумалась о создании безбарьерной среды в Гродно. И вместе с другими неравнодушными жителями города приступила к реализации  проекта «Антибарьер».

Поначалу Аня Яшина и другие люди с инвалидностью тестировали в Гродно общественные места. Для этого они выезжали в кафе, рестораны, музеи, почты, банки и пробовали, можно ли туда попасть человеку на инвалидной коляске, например. Делали замеры существующих пандусов и проверяли, насколько они соответствуют общедоступным нормам. Готовили фотоотчеты, писали статьи в местные СМИ, а замечания и пожелания направляли в администрацию заведения.

— И надо отметить, что люди отзывались. Так, например, почта на Карла Маркса установила сразу удобный пандус. «Приорбанк» также откликнулся. И хоть у них были не очень хорошие условия для его установки, они что—то там придумали и все же установили его. Частная парикмахерская на Ольшанке, которая находится в многоэтажном доме, установила у подъезда «кнопку помощи». Ее можно нажать, к тебе выйдут и помогут подняться.

Эксперимент проходил в два этапа. Первый - в 2014 году, и тогда ребята протестировали 23 объекта. Другой этап прошёл  в 2017-м году, тогда удалось проверить более ста социально значимых мест. Результатами такой работы осталось вполне довольны, но останавливаться на достигнутом гродненцы не собираются, так как все это приносит видимые результаты, говорит Анна.

Возможно, подобная идея и не пришла бы к Ане и другим маломобильным людям, если бы не ее опыт передвижения в других странах.

— Я много путешествовала. Была в Польше, Германии, Венгрии, Болгарии, Турции. Помню, как проводила небольшой эксперимент, передвигаясь по Берлину. Решила посчитать, сколько заведений есть на улице, куда я могу попасть. Оказалось, что абсолютно каждое место оборудовано специальными пандусами. В нашем городе с этим обстоит все немного иначе. Когда, например, мы идем с друзьями, маршрут надо составить заранее, чтобы не получилось так, что мы пришли, а зайти туда не сможем. Или, бывает, захожу в кафе и мне надо убедиться, что есть у них туалет, предназначенный для особенных клиентов. В обратном случае, мне придется отказаться от соков, напитков и так далее.

Сейчас Аня и ее друзья занимается проектом «Пошли—Поехали», благодаря которому путешествия по Беларуси и за ее пределами для людей с инвалидностью станут более доступными.

— Знаете, такие поездки дают многое очень. Даже мои родители замечают, что из путешествия я возвращаюсь другая. Это не только эмоции, новые знакомства и знания. Это, прежде всего, социализация. В путешествиях мы решаем проблемы, учимся справляться с трудностями. Если случаются конфликты, находим пути их решения. У меня есть также проблемы с рукой, поэтому шнурки я смогла самостоятельно завязать только ближе к 30. И именно в путешествии, когда была без помощника, а завязать шнурки нужно было побыстрее.

Волонтеры «Пошли—Поехали» создают сообщество, которое помогает людям путешествовать без границ. Ребята ездят и тестируют различные маршруты, составляют карты по ним. В них отмечают, что доступно по этому маршруту, а что лучше обойти стороной.

— Рассказываем людям про особенности того или иного маршрута. Если кто—то захочет повторить такую поездку, чтобы он имел в виду его особенности. А чтобы человеку не было страшно ездить одному, ему нужна компания и помощники. Мы пытаемся найти людей таких в каждом городе, к которым можно будет обратиться путешественнику с особенностями.

Аня в команде с другими ребятами объездили уже много белорусских городов. Оттуда возвращались не только с памятными фотографиями и сувенирами, но и копилкой самых лучших эмоций. А еще с полным убеждением: если очень захотеть, можно и весь мир обогнуть, даже если ты на инвалидной коляске.

А что с экскурсиями по Беларуси?

Сегодня, когда границы закрыты, в стране начинает развиваться внутренний туризм. Открываются усадьбы и базы отдыха, организовываются туры, создаются туристические группы. Но есть ли среди всего разнообразия туры, подходящие именно маломобильным людям?

Как нам рассказали в одном из туристических агентств, которое занимается экскурсиями по Беларуси, специальных маршрутов, предназначенных исключительно для людей с особыми потребностями, у них нет.

—  Если у нас в группе есть человек с инвалидностью, конечно, мы договариваемся о скидках для него. Как правило, у таких людей есть сопровождающие, поэтому трудностей не возникает. Крупные исторические объекты чаще всего доступны для маломобильных людей. Трудности могут возникнуть в общественных туалетах на тех же заправках, например. Не везде они есть, а если и есть, могут быть закрыты.

Гродненский экскурсовод Михаил Нарынкевич помогал организовывать экскурсии по Гродно участникам проекта «Пошли — поехали». Михаил заранее продумывал наиболее интересный маршрут для экскурсии. А перед тем, как прийти туда с экскурсией, проверял – доступны ли эти объекты для маломобильных людей.

— Попасть человеку с физическими ограничениями в Гродно можно не в любой храм и не в любое кафе. Прорабатывая маршрут для людей в инвалидных колясках, я учитывал наличие пандуса, высоту ступенек и их количество, — рассказывает Михаил. – Фарный костел, Бригитский монастырь – вполне доступные объекты для маломобильных людей. В Коложскую церковь, например, тоже можно попасть колясочнику, но для этого необходима будет помощь людей – там есть пару ступенек. (Теперь благодаря проекту «Следуй за улыбкой с Lay’s» в Коложской церкви появился мобильный пандус, и попасть туда гораздо проще, — Прим.ред.)

В проработанном маршруте Михаила были также музей Элизы Ожешко и Музей почты. В Бернадинском костеле есть несколько препятствующих ступенек, но, если рядом есть помощники, преодолеть их можно, говорит экскурсовод. Среди доступных объектов также Новый и Старый замки.

— Что касается объектов общепита, то здесь проблематично. На центральной улице в Гродно много кафешек, но многие из них находятся в подвальном помещении. Спуститься вниз на коляске невозможно. Узкие проемы – еще один барьер для человека с физическими особенностями. Конечно, сейчас очень выручают летние террасы, но, когда они закрыты, заведения становятся недоступны для маломобильных людей.

«Следуй за улыбкой с Lay’s» — это новый социальный проект инклюзивных путешествий по Беларуси. Главная цель — показать, что особые обстоятельства не помеха для активной жизни и уж тем более для мечты, если действовать не в одиночку! Хорошая компания и красивейшие места на опробованных инклюзивных маршрутах нашей страны подарят незабываемые впечатления и вдохновят на новые достижения. Проект реализуется ИООО «ПепсиКо Продактс» в рамках международной кампании бренда Lay’s «Следуй за улыбкой» при поддержке фонда «Добра». Отправляйтесь в путешествие и зарядитесь силой улыбки с Lay’s!