• Пять из десяти обследованных в Гродно объектов торговли работают с нарушениями санэпидрежима

    Пять из десяти обследованных в Гродно объектов торговли работают с нарушениями санэпидрежима

    В Гродненской области растет число инфицированных COVID-19. Происходит это на фоне сезонного подъема числа респираторных заболеваний. Однако если весной перепуганные граждане лихорадочно скупали в аптеках антисептики, маски и старались держаться друг от друга подальше, то сейчас наблюдается совершенно другая картина. Появление человека в маске в магазинах, общественном транспорте, на рынках и развлекательных объектах стало довольно редким явлением. Почему же белорусы перестали носить средства защиты? Корреспондент «Республики» прошлась по торговым центрам и оценила инстинкт самосохранения покупателей и работников.

    Кошки-мышки с гигиеной

    Для чистоты эксперимента приглашаю опытного специалиста — инженера отделения гигиены питания Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Надежду Родионову. В планах — посещение десяти торговых объектов. 

    Первый на очереди небольшой фирменный магазинчик одного из крупнейших мясокомбинатов. Чуть больше 20 клиентов. И только у четырех, включая меня и специалиста, лица прикрыты маской. Подходим к девушке в марлевой повязке. Она поясняет, что носит ее исключительно в многолюдных местах, считая, что если в торговой точке не очень много народа, то можно обойтись и без нее. 

    — Маску нужно носить везде, — вступает в полемику пожилой мужчина. — Понимаю, что она меня не защищает, но, может, я сам являюсь переносчиком, никто же не знает. Поэтому беру ее на всякий случай, чтобы защитить других. Надеваю маску везде, где вижу людей. Даже на улице. 

    С таких хочется брать пример. Что же до работников торговой точки, то все, работающие с продуктами питания, в отличие от покупателей, оказались полностью экипированы средствами защиты. 

    — В этом случае можно дать рекомендации по размещению информации о профилактике COVID-19, — говорит Надежда Родионова. — А здесь она находится не на видном месте, а на стенде «Уголок покупателя». Туда смотрят редко. Плакат или памятка должны висеть на входе, бросаться в глаза, кричать о себе. 

    Едем в большой супермаркет. Видим картину вечернего ажиотажа. А вот разглядеть место, где люди смогли бы обработать руки, удается не сразу. Дозатор с антисептиком нашелся в углу между входными раздвижными дверями. 

    — Обратите внимание, — специалист по гигиене питания кивает в сторону огромных очередей. — Только два человека в масках. Дистанцию соблюдают за счет того, что руководство торговой сети по предложению санитарно-эпидемиологической службы приняло решение отказаться от корзин, оставив только тележки. Если поставить ее перед собой, то как раз и получается необходимые 1—1,5 метра. Этот момент можно отметить как положительный. 

    Здесь также обнаружилось, что некачественно либо вовсе не обрабатываются ячейки для хранения личных вещей покупателей. Кроме того, сотрудники не в полном объеме обеспечены санитарной (форменной) одеждой, работают в безрукавках. Замечена и пыль на верхних полках торговых стеллажей. А это уже существенное нарушение. Ведь именно чистота является эпидзначимым фактором при распространении вирусных инфекций.

    Еще в одном крупном сетевом объекте также отказались от корзин. Там было достаточно чисто, на полах разметка. Зато некоторые кассиры устали от ношения масок и опустили их на шею. Один, но очень серьезный минус. Такая оплошность может серьезно отразиться прежде всего на их собственном здоровье.

    На выезде из города заезжаем на АЗС. Из положительных моментов — в кассовых зонах установлены защитные экраны. 

    — Однако на входе нет ни информации, ни локтевого дозатора, которые используются на большинстве заправочных станций, — указывает на недостатки спутница.

    За полдня работы удалось справиться с поставленной задачей. Подводим итог мониторинга. 

    — На половине объектов имеются недостатки, которые следует устранить. К примеру, профилактические плакаты должны быть яркими и наглядными. Их, как и дозаторы с антисептиками, следует располагать на видных местах. Есть замечания по ношению масок, наличию санитарной (форменной) одежды, обработке ячеек, проведению влажной уборки, — акцентирует внимание Надежда Родионова. — По-прежнему есть магазины, где хлебобулочные, кондитерские изделия и сухофрукты реализуются по типу самообслуживания в неупакованном виде. Также во многих торговых центрах не звучит регулярное аудиооповещение покупателей об основных мерах профилактики коронавирусной инфекции и необходимости соблюдения социального дистанцирования.

    Слушают, но не слышат

    Заведующая отделением гигиены питания Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Мария Руфкина апеллирует цифрами:

    — Для минимизации риска распространения инфекции COVID-19 для торговых объектов разработаны санитарно-противоэпидемические мероприятия, рекомендации, которые, к сожалению, выполняются не всеми субъектами. Только за прошлый месяц службой обследован 571 объект, из них 463 — торговли, 102 — общественного питания и шесть — мелкорозничной торговли. На 258 (45,2 процента) выявлены нарушения. 

    Мария Матвеевна отмечает, что масочный режим в последнее время соблюдают лишь единицы горожан. А ведь опасность заразиться никуда не исчезла. Многие уже позабыли, что такое соблюдать дистанцию. По старой традиции народ дышит в спину друг другу.

    Судя по настроению горожан, коронавирус уже победили. Хотя статистика говорит об обратном. 

    — Люди расслабились, — отмечает заведующая отделением. — Получается какая-то однобокая профилактика. Персонал и должностные лица торговых объектов применяют меры по профилактике коронавирусной инфекции, а со стороны посетителей — такое расслабление, что становится обидно. Большинство покупателей не используют маски во время посещения торговых объектов, зачастую берут хлебобулочные изделия, овощи и фрукты руками, а затем ими же трогают другие продукты, кассовую ленту, лицо. Неужели трудно 20 минут потерпеть неудобства, чтобы защитить себя и других? 

    Не секрет, что сам по себе вирус неустойчивый. Он должен к чему-то привязаться: к поверхности, упаковкам, частичкам пыли.

    — Интересно, что большинство продавцов, торгующих промышленными товарами, разными безделушками, также не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания, — удивляется специалист. 

    Отрадно, что чаще всего руководство торговых объектов идет навстречу всем предложениям. В последнее время санслужба рекомендует по возможности устанавливать на кассах защитные экраны. Многие откликаются на просьбу о размещении специальных бактериальных облучателей. Особенно это касается маленьких магазинчиков шаговой доступности. А вот люди слушают и смотрят, но не слышат и не видят. Как называется такая болезнь?

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 0

  • Сегодня в концерне «Белнефтехим» сообщили о запланированном с 27 октября увеличении предельных максимальных розничных цен на топливо.

    Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в сентябре 2020 г. составила 1264,5 рубля, сообщили в Белстате. Или примерно 478 доллара по курсу на 30 сентября.

    Корреспонденты «Вечернего Гродно» прошлись по центру города и узнали, кто решил устроить себе в начале рабочей недели выходной.

    Скажем так, позиция неоднозначная, а мнение читателя может не совпадать с мнением редакции.

    Днем 25 октября на официальной странице гродненского «Молочного мира» ВКонтакте появилась запись, которую никто не ожидал от маркетологов предприятия.

    В Гродно с утра понедельника, 26 октября, не работают магазины обувной сети MEGATOP, а также книжный OZ.

    26 октября поступило сообщение о том, что на 62 километре автодороги Р-66 вблизи деревни Чемеры Слонимского района горят автомобильные покрышки.

    Все новости