• «Хотелось бы, чтобы было как в Польше». Как закрытые границы повлияли на жизнь в регионе

    «Хотелось бы, чтобы было как в Польше». Как закрытые границы повлияли на жизнь в регионе

    Гродно, расположенный вблизи границ с двумя европейскими государствами, можно считать чуть ли не центром приграничных движений. Бизнес многих горожан, как легальный, так и не совсем, был тесно связан с границей, рассказывает Автобизнес.

    Спрос есть, но законодательство не позволяет

    В новых реалиях первыми без работы остались перевозчики, организующие шоп-туры и трансферы из Гродно в Польшу и Литву. Теперь гродненские маршрутки, которые возили людей по магазинам и аэропортам, в большом количестве стоят на парковках по всему городу.

    Заместитель директора фирмы "ЗЕТ" Геннадий рассказал, что регулярный рейс, который уже давно осуществляла их фирма, временно отменен по большей части из-за ограничений, принятых белорусской стороной.

    "Даже после закрытия границ ежедневно осуществлялось пассажирское сообщение. Был спрос, который есть и сейчас. Но из-за существующих разногласий в польском и белорусском законодательствах осуществлять перевозки стало практически невозможно".

    Всему виной постановление Совмина от 25 марта 2020 года №171, в соответствии с которым граждане, прибывшие в Беларусь из стран, где регистрируются случаи инфекции COVID-19, в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Беларусь должны находиться в самоизоляции в домашних условиях и не подлежат последующему пропуску через границу РБ до истечения срока самоизоляции.

    Исключение - только для водителей, выполняющих международные перевозки грузов. Водители автобусов в этот список не входят.

    "По польскому законодательству действие карантина не распространяется на водителей международных автобусов. В Беларуси, получается, что после каждого рейса водитель должен 14 дней находиться в самоизоляции. Обращались в Министерство транспорта. Министерство тоже предлагало внести в этот список водителей международных автобусов, но Совет Министров посчитал, что водитель автобуса контактирует с людьми и может быть переносчиком инфекции".

    "Сегодня (разговор состоялся 23 апреля. - Прим. ред.) завезли людей в Польшу, и водитель по возвращении попал на карантин. Предыдущий заказной рейс фирма осуществляла 13 апреля".

    Геннадий отмечает, что при возможности их фирма готова ездить в Польшу ежедневно. 

    "Но у нас нет столько водителей, чтобы после каждого рейса отпускать их на 14 дней на карантин. Да и не каждый захочет после двухчасового рейса две недели сидеть дома".

    По словам замдиректора, по сей день есть стабильный спрос на такие рейсы: 

    "Первые дни было больше желающих вернуться из Польши, а теперь, наоборот, все больше людей хочет уехать в Польшу на работу. Многие работодатели предоставляют жилье на время карантина, чтобы люди потом могли приступить к работе".

    Директор фирмы "ЗЕТ" Сергей Яскевич, говорит, что он, как и многие, ожидает окончательного проекта поддержки со стороны государства. По его словам, за март выплаты в бюджет уже внесены, платили по-старому.

    "Пока поблажки есть только со стороны банка - позволили перенести погашение основного долга на более поздний срок. Арендодатели тоже немного идут навстречу. В остальном пока ждем. Хотелось бы, чтобы было как в Польше, где водители автобусов имеют право работать без карантина".

    "Сначала думали, что просто пойдем в отпуск"

    На условиях анонимности нам удалось пообщаться с человеком, не первый год занимающимся контрабандой сигарет. Изначально новость о закрытии границ он, как и многие его "коллеги", воспринял как возможность сходить в отпуск на пару недель, но все оказалось не так.

    "Контрабандистов условно можно поделить на три категории, - объясняет собеседник. - "Профессионалы" - те, для кого занятие контрабандой является единственным источником дохода. Именно они сейчас оказались в самой сложной ситуации. В лучшем случае у некоторых есть, например, квартира, которая сдается в аренду, или жена, которая ходит на работу. Но есть и такие семьи, которые остались совсем без источника дохода. Кто-то понял, что границы откроют еще не скоро, и через месяц вынужденного отдыха пошел в такси или на другую работу, чтобы хоть что-то заработать.

    Проще тем, кто занимался контрабандой, но при этом имел какой-то параллельный бизнес или работу. Хотя, как правило, контрабанда у таких и была основным источником заработка, но без средств существования люди не остались.

    Меньше всего пострадали "любители", для кого перевозка сигарет, топлива или товаров являлась лишь дополнительным заработком".

    В любом случае, по словам нашего собеседника, закрытие границ очень сильно повлияло на жизнь в регионе.

    "Так или иначе на приграничном бизнесе зарабатывали тысячи людей. Это ведь не только те, кто возит сигареты, но и те, кто торгует ими оптом, люди занимаются перевозкой товаров как для предпринимателей, так и на заказ".

    VAT себе плюс платная доставка

    Услуги по доставке товаров из польских магазинов и с интернет-площадок пользуются большой популярностью. Среди таких предпринимателей есть существенная конкуренция, некоторые из них ранее не брали дополнительные деньги за доставку, оставляя себе только VAT (НДС). Теперь же и они стали брать деньги за доставку - сроки при этом увеличиваются, но заказать многие вещи до сих пор вполне реально. Часть перевозчиков приостановила работу.

    Как удалось выяснить в разговоре с одним из таких бизнесменов, теперь товар перевозят через границу с помощью водителей большегрузов. При необходимости VAT на водителя оформляют посредники в самой Кузнице.

    Естественно, такое могут позволить себе не все, кто занимался данным ремеслом, а наиболее крупные игроки рынка доставки, у которых сотрудники - по обе стороны границы. Правда, привезти что-либо габаритное в это время действительно очень сложно.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 16

  • Ольга рассказала о том, с чего началось ее увлечение Кореей, сколько стоит съездить туда, чем менталитет корейцев отличается от нашего и есть ли спрос на курсы корейского языка в Гродно.

    В отделе внутренних дел администрации Ленинского района напомнили о правилах поведения, рассказали, где запрещено купаться и что грозит за нарушение, пишет «Вечерний Гродно».

    В руках у следователя-криминалиста по особо важным делам Далидовича и его коллег оказывается уголовное дело, возбужденное в отношении Васюры в начале 1950-х. Его прямиком из Киева доставили в Гродно....

    Дворец Умястовских, выстроенный в 1877 году на берегу Гавья, переживал времена расцвета и упадка и не единожды сменял хозяина. Но то, что происходит сейчас, стало для него величайшим испытанием.

    Мониторинговые группы уже начали проверять больницы, которые постепенно возвращаются к прежнему режиму работы.

    Как коронавирус зацепил и белорусскую армию. Об этом «Радио Свобода» на условиях анонимности рассказали три «дембеля» и солдат срочной службы, который продолжает служить.

    Цену выставила 150 рублей. Потенциальный покупатель объявился буквально на следующий день. Вся переписка велась через Вайбер. Номер, с которого пришло сообщение, имеет польскую прописку.

    Все новости