• Греховный «ковид», новые «диванные верующие» и большая мечта. Как живет на пенсии архиепископ Кондрусевич

    Греховный «ковид», новые «диванные верующие» и большая мечта. Как живет на пенсии архиепископ Кондрусевич
    Фото: TUT.BY

    Если бы кто-нибудь вдруг решил составить топ самых известных современных священнослужителей Беларуси, 75-летний архиепископ Тадеуш Кондрусевич точно был бы на первых местах. Сами посудите: ушел на пенсию, перестал быть главой католической церкви страны, приехал в Могилев просто провести пасхальную службу — а Кондрусевича и тут узнают прохожие разных конфессий и подходят, просят просто поговорить. Такая популярность неудивительна — особенно после истории, когда его, главу белорусских католиков и гражданина Беларуси, не пустили в страну, пишет TUT.BY.

    Вот уже четвертый месяц архиепископ Тадеуш Кондрусевич на пенсии, но продолжает пастырскую деятельность. В интервью TUT.BY он рассказал, как 2020 год отразился на людях, что это за новый тип пасторства — коронавирусный, и как появились диванные верующие. А еще — какую большую мечту лелеет в душе отец Тадеуш. Только сразу попросил: давайте не будем о политике, все, мол, и так знают, что сегодня происходит в стране и обществе.

    «Я католический священник, и для меня нет ни грека, ни еврея — то есть никаких различий между людьми»

    Тадеуш Кондрусевич был главой Католической церкви Беларуси последние 14 лет — с сентября 2007 года.

    31 августа 2020 года его без объяснений не пустили в Беларусь на границе, когда митрополит (гражданин Беларуси) возвращался из Польши. Позже власти заговорили о проблемах с паспортом, а юристы называли все это нонсенсом: по закону, белорусов просто нельзя не пускать в Беларусь. Многие считали сложившуюся ситуацию местью властей, ответом на высказывания Тадеуша Кондрусевича о недопустимости насилия, которого хватало в стране после президентских выборов. Кондрусевич вернулся в Беларусь в день перед Рождеством, 24 декабря — и вскоре подал прошение об отставке.

    Папа римский принял отставку Кондрусевича, и тот вышел на пенсию в день своего 75-летия — 3 января 2021 года.

    После выхода на пенсию Тадеуш Кондрусевич продолжает быть епископом. Он также почетный митрополит Минско-Могилевской архидиоцезии. Отец Тадеуш занимается пастырской деятельностью, проповедует, проводит службы.

    — Я живу там же, где и жил — в Минске. Только теперь я более свободен в передвижении — не привязан к кафедральному собору. Меня приглашают посетить храм, провести там службу — я могу спокойно поехать в Могилев, в Гродно на несколько дней. А когда был правящим епископом, такое было невозможно: я должен был, как говорится, свою хату сторожить, — смеется отец Тадеуш.

    В разных католических храмах по организационным вопросам Кондрусевич как глава церкви, говорит, бывал регулярно. А вот службы в них проводить удавалось нечасто — разве что по большим праздникам. В Могилеве, например, несколько лет назад проводил Рождественскую мессу. Поэтому когда его на пасхальную службу в нынешнем году сюда пригласил местный епископ Александр, тут же согласился и приехал на 3 дня.

    — Все мое епископское служение было на территории бывшей самой большой в мире Могилевской митрополии, установленной давным-давно. Но за все это время я ни разу не был на Пасху в Могилеве, потому что проводил службы в кафедральном соборе в Минске. И тут я подумал, что у меня остался какой-то долг перед Могилевом. Вот и приехал. И очень этим доволен, — сказал архиепископ.

    «Складаны грамадска-палітычны крызыс — гэта той крыж, які мы нясём, які нясе наша Бацькаўшчына. Я жыву з інтэнцыяй [ожиданием, устремлением], каб мы ўмелі прабачыць адзін аднаму, як Езус прабачыў з дрэва крыжа тым, хто яго катаваў, тым, хто яго прыбіў да крыжа. Каб мы гэтым прабачэннем, любоўю да іншага чалавека — нават да таго, хто чыніць нам зло, — будавалі цывілізацыю жыцця, цывілізацыю любові і цывілізацыю міру», — сказал Кондрусевич 2 апреля в Могилеве.

    Он все три дня проводил службы, был рад увидеть, что в предпасхальные дни костел полон католиками разных возрастов, которые приходили на исповедь, приносили освятить еду в красивых корзинках — готовились к Пасхе.

    Архиепископ Кондрусевич говорит, что время от времени выходил во двор костела, с удовольствием разговаривал с людьми — прихожанами и просто прохожими, кто останавливался поговорить. И был удивлен, что его узнают и просят о беседе.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    — Знаете, когда-то, в самом начале, мне очень тяжело давались беседы с людьми. Но я начинал свое священническое служение в Вильнюсе в Острой Браме — это главное святилище Советского Союза. И там я научился отношению к людям разных национальностей, разных языков и культур. Я католический священник и, повторяя слова святого апостола Павла, для меня нет ни грека, ни еврея — то есть нет никаких различий между людьми, все мы во Христе. И если я знаю язык, на котором ко мне обращается человек, я отвечу на нем. И поговорю с удовольствием

    А языки архиепископ Кондрусевич знает: одинаково хорошо разговаривает на русском, белорусском, польском, литовском. Еще знает английский и итальянский. На этих же языках пишет проповеди. Не разговаривает, но хорошо понимает языки из славянской группы (например, чешский, словацкий, болгарский и др.), а также испанский.

    К слову о разговорах с людьми, отец Тадеуш вспоминает забавный случай в Могилеве, когда в январе 1990 года он приезжал освятить часовню на Польском кладбище.

    — Помню, мороз был на улице градусов семнадцать. Нас было трое в машине и приехали мы в Могилев поздно. Точного адреса этой часовни не знаем: священник забыл блокнот с записью на столе в Гродно. А телефонов-то не было! Ну, думаю, ничего: накануне освящения там в часовне точно кто-то будет — всегда же что-то доделывают в последний момент. Приехали в Могилев, на улице — мороз и темень. Смотрю — две женщины идут по тротуару. И представьте: выходит ночью мужик из машины и спрашивает, где тут кладбище, — смеется отец Тадеуш.

    Оказалось, до кладбища оставалось всего метров двести. Женщины еще и поделились с Кондрусевичем, что завтра сюда, на это самое кладбище, приедет епископ — «так по радио сказали». А отец Тадеуш так и не сказал, что это он — тот самый епископ.

    В «ссылке» ходил в закрытый бассейн, руководил по «Зуму»

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    Архиепископа Кондрусевича уже приглашали в гости в храмы Шклова, Бобруйска — и он туда обязательно поедет, но чуть позже. Все же, говорит, для таких визитов лучше выбирать какой-нибудь праздник.

    С января Кондрусевич уже раза три съездил на родину — проводил там службы, ездил в родную деревню, был на кладбище у могил родителей и сестры. В Гродно в семинарии вел три дня духовные упражнения. «Дома не скучаю», — смеется отец Тадеуш.

    С другими священнослужителями он теперь общается уже не как босс, а просто как опытный коллега.

    — Если мое мнение спрашивают, я им делюсь. Если нет, я молчу. Я теперь принимаю не решения, а участие в дискуссиях. А еще мне больше не нужно каждое утро вставать и отвечать на емейлы со всего мира — слава Богу! — смеется архиепископ Кондрусевич.

    «Каждый должен дать себе ответ, кто я есть перед Богом, перед Иисусом Христом и какое я хочу строить будущее свое, своей семьи, города, своей страны и земли, где я живу, — говорил 7 января митрополит на службе в Фарном костеле Гродно. —  Сегодня наше общество поделено, но когда-нибудь это все закончится и раны ненависти затянутся. Эти раны требуют эликсира любви и прощения. Все зависит от нас, и наши судьбы тоже зависят от нас».

    Он участвует в конференциях — религиозных и светских, много читает, пишет. Да и в целом, говорит, его ежедневное расписание особо не изменилось. Все так же встает в 06.30 или чуть позже, встречается с людьми, проводит службы, занимается пастырской деятельностью. И выходных как не было, так и нет.

    — У священника никогда нет 24 свободных часа. Только ежедневная молитва занимает около 2 часов, каждый день — литургии. Если хорошая погода, я хожу по набережной Свислочи, около курии, говорю с людьми. Сейчас, к сожалению, не могу заниматься спортом, как раньше — 2 года назад перенес тяжелую операцию на позвоночнике. А так я играл в хоккей, футбол. Лет 7−8 назад мы в Лиде проводили чемпионат Европы по футболу среди священников — я тоже на поле вышел, пару раз по мячу ударил.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    Теперь отцу Тадеушу даже на велосипеде запрещено ездить. Остаются прогулки и мог бы быть бассейн, если бы не коронавирус. Но пару раз поплавать все же удалось — как раз в те месяцы, когда Кондрусевича не пускали в Беларусь из Польши. То время он провел в приходе, проводил мессы, исповедовал, принимал участие в пастырских конференциях.

    — Из хорошего было и то, что в 200 метрах от костела находился бассейн. И там была интересная система. Большими буквами было написано: «Бассейн закрыт в связи с пандемией». Рядом — тоже большими буквами: «Бассейн открыт для специализированных групп». Групп было две: для обучающихся плаванию и, кажется, для сеньоров. Я по разу записался и туда, и туда, мне без разницы: я-то плаваю хорошо, а там было свободно, — смеется отец Тадеуш.

    И все эти 4 месяца он удаленно работал архиепископом Беларуси: отвечал на письма, писал пастырские послания, проводил дистанционно духовные упражнения — записывал видео.

    Коронавирусное пастырство и дистанционное проповедование

    Отец Тадеуш вспоминает то ли притчу, то ли реальную историю о том, как на вопрос студента, зачем старый профессор, автор множества научных трудов, ночами не спит, а читает книги, тот ответил: «Не хочу кормить своих студентов вчерашним обедом, это вредно».

    — Мир меняется, наука развивается, развиваются и богословие, и каноническое право. И коронавирус, конечно, внес много изменений в нашу работу. Я вот три дня сидел в «Зуме» — у нас онлайн было пленарное заседание совета епископов Европы. Так что пандемия коронавируса открыла эру «Зума» в церкви.

    Только вот исповедоваться нельзя ни онлайн, ни по телефону — и для паствы в 2020 году это была трагедия, говорит отец Тадеуш. Например, священнослужителей не пускали в палаты к больным исповедоваться — приходилось консультировать родственников, как это можно сделать так, чтобы соблюсти церемонию.

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    По наблюдению отца Тадеуша, события 2020 года вообще внесли смятение в души людей, заставили задуматься о добре и зле, о том, что вечное, а что преходящее. И тем более остро это ощутили верующие, лишенные возможности общения с духовными отцами — священнослужителями. Некоторые же, наоборот, оценили онлайн-трансляции мессы — их теперь ведут костелы, у которых есть нужное оборудование.

    — Говорят, мол, как хорошо: можно лежать на диване, пить кофе и молиться. Появились такие «диванные верующие». Но это так не работает. Конечно, лучше хоть что-то, чем вообще ничего, но наблюдать за процессом не значит быть вовлеченным в него. И это тоже нужно объяснять верующим.

    Санитарная дисциплина коснулась и религиозных обрядов: например, во время поклонения кресту в Могилеве в канун предпасхальной субботы специально поставили крест так, чтобы прихожане его по обряду не целовали, а могли только преклонить колени. Или, например, во время пасхальной службы вместо традиционных объятий примирения прихожане кланялись друг другу. Да и на входе в костелы теперь вместо святой воды — антисептик. Разве что не ввели ограничения, как в Европе, чтобы на каждые 20 м2 костела был только один прихожанин — для соблюдения социальной дистанции.

    «Греховный ковид — это когда человек живет так, будто Бога не существует»

    — У нас теперь новый тип пасторства — коронавирусный. Но мы приняли этот вызов и приспосабливаемся к нему. Так, решили дистанционно проводить катехизацию детей — записали видеоуроки, чтобы родители смогли заниматься с ребенком дома тогда, когда им удобно, и не приводили детей в костел, — объясняет отец Тадеуш. — Я вижу голод евхаристии. Человек понял, что он бессилен перед какими-то обстоятельствами, перед болезнями. И в такие моменты человек идет к Богу, он нуждается в нем особенно сильно.

    Большая мечта — о свободе

    Фото: Мирон Климович, TUT.BY

    — Напоследок — очень банальный, но при этом важный вопрос: есть ли у вас какая-то большая мечта?

    — Видеть храмы заполненными людьми, которые свободны и от этого физического ковида, и от греховного ковида. Греховный ковид — это когда человек живет так, будто Бога не существует. Помните, когда в Европе началась сексуальная революция в 1968 году, кто-то на стене Нотр-Дама в Париже написал «Бог умер» — и подпись: «Ницше». Но нашелся другой, кто это зачеркнул и написал рядом: «Ницше умер» — и подпись: «Бог». Так что всегда есть люди, которые против идей нравственного релятивизма. И хочется, чтобы люди все-таки вернулись к абсолютной правде, которая есть Бог.

    // TUT.BY

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 5

  • В этом году линейки и последние звонки в гродненских школах и гимназиях пройдут в субботу, 29 мая.

    Количество абонентов мобильной связи на 1 апреля 2021 года составляло 11,67 млн (по итогам первого полугодия 2020 года было 11,58 млн. Это число больше, чем население страны.

    Замак-кастэль у Крэва – знакавы для Беларусі. Апошнім часам на замкавых мурах, якім больш за 600 гадоў, актыўна вядуцца работы.

    В Беларуси планируют внести изменения в правила использования семейного капитала, соответствующий проект указа уже разработан и внесен на рассмотрение в правительство.

    Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон об изменении закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа...

    В 2019 году ничего не предвещало беды в слонимской семье Турук. Валерий с супругой жили обычной жизнью и готовились стать родителями второго ребенка.

    Александр Лукашенко подписал закон «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь».

    Все новости