• В Литву по новым таможенным правилам. IKEA-челлендж

    В Литву по новым таможенным правилам. IKEA-челлендж

    Белорусы любят путешествовать. Настолько, что готовы часами простаивать на границе: кто-то едет в аэропорты, кто-то за покупками или на отдых. Многим ближе Литва с ее «акрополисами» и IKEA. Таможенные лимиты меняются буквально каждый год: килограммы, евро, литры — приходится считать на калькуляторе. Когда схлынула волна новогодних туристов, журналисты Onliner.by тоже отправились привычным белорусским маршрутом: узнать, сколько можно привезти, чтобы вписаться в лимит (немного), увидеть, сурова ли в подсчетах таможня (сурова).

    Как белорусы едут «на закупы»

    Сейчас обстановка на границе разительно отличается. Ранним утром в пункте пропуска всего пару автомобилей. Кто-то на литовских номерах возвращается домой с полным баком, белорусы, тоже заправившись, едут за покупками.

    Отправляясь «на закупы», белорусы всегда знают, что будут везти назад. Это вынужденная расчетливость: нужно учитывать и стоимость, и приблизительный вес покупок на каждого человека, иначе пересечение границы в обратном направлении будет дольше и затратнее. Но обо всем по порядку.

    Ставка с самого начала нами делалась не на стоимость товаров, а на объем. В этом и заключается идея IKEA-челленджа: привезти в автомобиле столько всякой всячины, сколько в нее вместится. И вместиться туда самим. Но для белорусов предусмотрен еще один квест: вложиться в таможенные лимиты.

    Наполняем тележки

    В IKEA в будний день немноголюдно, хотя сразу после Нового года персоналу пришлось хорошенько потрудиться: клиентов, в том числе белорусских, было немало. Сейчас толпы схлынули до следующих выходных.

    Акулы из IKEA — один из самых популярных и узнаваемых товаров бренда. Его знают даже белорусские таможенники. Реальный случай: 

    — А чего акулу маленькую везете? В IKEA большие закончились, что ли? — Нет, она просто не доедала.

    Не сказать, кстати, что магазины в Литве пестрят распродажами и особо выгодными предложениями. Новогодний сезон скидок завершился, и даже елка с Кафедральной площади Вильнюса исчезла.

    «На закупы» белорусы, как правило, выбираются либо намеренно (делают ремонт, например, и нужно покупать много и сразу), либо спонтанно (возвращаясь, скажем, из туристической поездки). С учетом таможенных правил тратить деньги за границей не всегда выгодно, так что многие или отовариваются в России, или ищут другие варианты. Но поспрашивайте знакомых: им всегда найдется что заказать тому, кто устраивает шопинг.

    У нас был длинный список всякой полезной утвари: кухонная посуда, предметы интерьера, светильники, постельное белье, детские игрушки. Кроме того, были взяты обязательства обставить по-новому ванную комнату: нужны были шкафчик для банных принадлежностей, зеркало, умывальник и все прочее. Так и подмывало попытаться привезти на Renault ванну, но идею забраковали: на крыше не закрепишь, а в салон она бы не уместилась.

    Походы по магазинам вроде этого почти никогда не бывают короткими, но всегда приятно, когда больше времени уходит на совершение покупок, а не на стояние в очередях на границе.

    Грузимся!

    В итоге, затарившись по списку, мы имели две тележки товаров: одну с относительно крупной и относительно тяжелой мебелью для ванной комнаты, другую — со всем остальным. 

    Многие путешествуют втроем, например всей семьей. В некоторых случаях это и вовсе вынужденная мера: чем больше людей в автомобиле, тем больше всего можно привезти без уплаты пошлины.

    К счастью, упакованная мебель для ванной практически идеально вписалась в пространство багажника. Беда в том, что эти коробки заняли добрую половину всего доступного там места.

    Повезло, что были в основном мягкие пакеты с кучей мелких вещей: они сминались, но терпели — дверца закрылась.

    Багажник был заполнен практически доверху, а два пакета с покупками остались на улице: их не забыли, для них просто не нашлось места. В это время по соседству двое литовцев бодро загружали свои покупки в поживший Volkswagen Sharan. В просторах этого автомобиля бесследно исчезало содержимое одной тележки за другой, а мужчины беззаботно продолжали жонглировать коробками. Думается, всем тем, что они умудрились загрузить в машину, можно полноценно меблировать целую комнату.

    Таможенные лимиты. Считаем цифры

    Действительно, перед обратной дорогой не лишним будет все как следует подсчитать. И вспомнить, какие правила ввоза товаров для личного пользования действуют на данный момент.

    Не важно, едете ли вы на машине, на автобусе, на поезде, да хоть идете пешком, — нормы беспошлинного ввоза от этого не меняются. Но есть существенный момент, связанный с тем, как часто человек пересекает границу. От этого напрямую зависят предусмотренные лимиты:

    • пересечение границы реже 1 раза в 3 календарных месяца — разрешено провозить без пошлины товары для личного пользования весом до 25 кг и стоимостью до 500 евро;
    • пересечение границы чаще 1 раза в 3 календарных месяца — пошлиной не облагаются товары весом до 20 кг и стоимостью до 300 евро.

    В случае превышения таможенные пошлины для таких товаров рассчитываются по единым ставкам — 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

    Обратите внимание: речь идет именно о пошлине в 30%. С этого года снизилась пошлина при ввозе международных почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком (15%, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм). Заказывать товары почтой стало чуть проще, однако это не имеет никакого отношения к тем, кто непосредственно пересекает границу со своими покупками.

    Лимит по цене важен для людей, которые везут электронику, бытовую технику и прочие дорогие покупки. Нас в этой поездке интересовала другая норма — вес. Лимит в нашем случае — 70 кг на троих (25 + 25 + 20). Возможно, у опытных путешественников в IKEA есть привычка возить с собой весы, но у нас такой привычки нет. Непосредственно в магазине отсутствует возможность взвесить товар, хотя она бы очень не помешала. Иногда вес указан на упаковке товара, однако это бывает не всегда. Самое правильное — найти вес в описании каждого товара на сайте магазина и все внимательно сложить. Легче сделать это заранее, чем в последний момент искать нужные параметры с помощью телефона. Уж поверьте.

    Что еще изменилось с этого года?

    С 1 января 2020 года больше не применяется понятие «неделимый товар». Такие товары включаются в общие нормы беспошлинного ввоза.

    Что такое неделимый товар? Это товар, который весит больше 35 кг (в том числе перемещаемый в несобранном или разобранном виде, при условии, что разделение такого товара невозможно без изменения его назначения).

    Тем, что понятие «неделимый товар» исчезло из правил, можно пользоваться. Предположим, что супруги отправились за границу и везут оттуда что-то тяжелое, тот самый неделимый товар, упакованный в несколько коробок. Раньше все оформлялось бы на одного человека. Соответственно, превышение. Соответственно, нужно платить пошлину. Сейчас супруги могут разделить коробки между собой при предъявлении их на таможне. В идеальной ситуации, если уложатся в разрешенные 25 кг на человека, пройдут границу без дополнительных затрат.

    Как мы проходили таможню

    На границу мы приехали, когда уже стемнело. Литовцы поставили штампы и пожелали счастливой дороги. А вот перед белорусским пунктом пропуска пришлось задержаться. Машин было немного, но запускали за шлагбаум как-то нечасто. Оформление в пункте пропуска на «впускающей» стороне обычно длится куда дольше, чем при выезде, отсюда и очереди. Нередко на сопредельной стороне, видя ситуацию, также замедляют поток, чтобы не создавать затор на так называемой нейтральной полосе.

    Прождав некоторое время, мы все же въехали на территорию пункта пропуска. Оказалось, что «зеленый» канал и вовсе свободен, очередь была только на «красном».

    Первым делом сотрудник таможни спросит: «Везете ли вы товары, обязательные для декларирования?» Отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью: если не уверены в чем-либо, лучше сразу об этом сказать. Если ответите отрицательно, а при проверке выяснится, что что-то все же нужно было оформлять, велик шанс, что это будет расценено как нарушение.

    Казалось, проблем возникнуть не должно. Подсчитав приблизительный вес всех товаров из IKEA, мы пребывали в уверенности, что имеем даже некоторый запас. А пакеты с продуктами, купленные в последний момент, не могут же весить слишком много, правда? Неправда.

    Таможня серьезно подходит к выполнению своих задач. Проверили паспорта и у каждого — дату последнего въезда. Увидев, что багажник заполнен доверху, сотрудник спросил: «Где чье?» Может показаться, что это незначительный вопрос, но это не так. В зависимости от ответа и будет рассчитываться попадание или непопадание в установленные лимиты.

    Никто из нас не подумал заранее распределить, кто и что провозит. Возьмешь на себя слишком много — превысишь лимит, недоберешь — есть риск подставить попутчика, даже если это близкий родственник или друг детства. Ответ: «Это все наше» — не работает. Скажут брать «конкретно ваше» и нести на весы.

    — А что в салоне?

    — Продукты.

    — Доставайте, тоже несите на весы.

    Вот так. Взвешивать приходится абсолютно все покупки, а набираемый общий вес стремительно приближается к опасному. Повезло — уложились, но без всякого запаса. Тот случай, когда лишняя бутылка минеральной воды в пакете с продуктами в одночасье создала бы массу проблем.

    И это то, что нужно учитывать, отправляясь за границу «на закупы». Взвешивать могут не только габаритные товары — на весы запросто поставят вообще все, за исключением личных вещей. Помните об этом, отправляясь напоследок в гипермаркет за продуктами.

    Некоторые выводы по итогам поездки

    Наше путешествие закончилось благополучно. Задержавшись на границе при въезде в Беларусь, мы наконец доехали домой. Примечательно, что на литовских дорогах в темное время суток было куда комфортнее: столбики по краям проезжей части установлены на меньшем расстоянии, а светоотражающую разметку видно практически до горизонта, в то время как на белорусской стороне она так и норовила исчезнуть там, куда не добивал прямой свет фар.

    Мы прошли IKEA-челлендж и делимся нашими наблюдениями:

    Совершая покупки, держите в уме действующие правила ввоза товаров. Будьте готовы к тому, что таможня очень тщательно проверит, что и в каком количестве вы везете, а также к тому, что взвешивать будут каждый пакет, в том числе с продуктами. Иначе говоря, покупая в последний момент бутылку шампанского на скидке, помните сразу о трех беспошлинных лимитах: не более 3 литров алкоголя, не более 500 евро и не более 25 кг (при пересечении границы реже 1 раза в 3 месяца).

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 1

  • Основной лейтмотив петиции: "Изменить стоимость топлива для автовладельцев на внутреннем рынке в сторону снижения пропорционально снижению цен на нефть".

    Может, чтобы спасти «Новый Свет», нужно просто создать надлежащую инфраструктуру, чтобы нынешние хозяева могли пользоваться всеми благами и при этом сами заботились о сохранении зданий?

    В частности, меняются сроки нахождения людей на больничном. Решено, что в некоторых случаях носители РНК вируса не заразны.

    Установлено, что не во всех дошкольных учреждениях региона соблюдали безопасные условия при организации образовательного процесса, а также санитарные правила и гигиенические нормативы.

    Неадекватным нарушителем оказался 36-летний неработающий местный житель. Мужчину отвезли на медицинское освидетельствование, но от прохождения его пешеход отказался.

    40-летний мужчина свою вину не отрицал, в протоколе опроса указал, что когда парковался задним ходом, не почувствовал удары.

    Onliner.by пообщался с гражданами Польши и Литвы, которые рассказали, как проходил карантин в их странах и как выглядит Беларусь со стороны.

    Все новости