• В 1886 году иудеям принадлежало 65% всей недвижимости Гродно. Как город над Неманом стал колыбелью евреев

    Количество евреев в Гродно всегда было значительным. Если представить его в процентном отношении, то на 1816 год еврейское население города составляло 85%, на 1859 г. — 53%, на 1887 г. — 68,7%, на 1898-й — 50%. В абсолютных числах картина выглядела так: в 1807 году в Гродно жили 2538 евреев, в 1848 г. — 8375, в 1897-м — 46.919. Поэтому нельзя упускать влияние Гродненской еврейской общины на развитие города. Вместе с председателем совета Иудейской религиозной общины Гродно Борисом Максовичем Квятковским Realt.by показывает и рассказывает: как, где и чем жили евреи в Гродно.

    Как евреям привилегии даровали

    Тысячу лет назад, в конце Х — начале ХІ века, на высокой горе, где впадает в Неман речка Городничанка, возникло небольшое славянское поселение. Так начиналась история Гродно. О времени поселения евреев в Гродно (как и в целом в Беларуси) имеются скупые сведения. Вероятно, о них как о постоянных жителях можно говорить с ХІ века, когда начались преследования в Чехии, Венгрии, затем в провинциях над Рейном, и когда волна еврейских изгнанников искала убежища.

    — Я начинаю свои экскурсии вот с этого места, — рассказывает Борис Квятковский— Здесь князь Витовт заложил большую крепость. До этого она была деревянной, и тевтоны, которые наступали с севера и запада, постоянно разрушали здесь все. Вот почему они сюда приходили? Просто на территории Польши начинала зарождаться государственность. И вот все земли нужно было объединить какой-то идеологией. И этой идеологией стала вера в Христа, которую нес тевтонский орден. Поэтому тевтонам и разрешили селиться на территории Польши.

    Однако ордену выделили земли, где уже жили славянские пруссы. И вот тевтоны начали их активно изживать. Ну, а прусы, собственно, начали прятаться. Прятались они и на Гродненщине, что позволяло тевтонам нападать на эти земли.

    — Этот деревянный замок, который был здесь, разрушили 46 раз за полтора столетия. То есть примерно раз в три года замок исчезал и отстраивался заново, — добавляет Борис Квятковский. — Остается непонятно только одно: раз тевтоны несли на польских землях свет о Христе, то почему не оседали на этой земле? Не строили храмы? Они просто набегали, грабили, рушили и забирали людей. Поговаривают, что руками именно людей из этих земель, которых забирали как рабов, построены крепости в Калининградской области, в части Латвии, Эстонии, где находился Тевтонский орден.

    А в то время Витовта приглашали в гости на рыцарские турниры во многие княжества, замки, и он бывал во многих местах Европы. Князь понял, что в местах, где есть торговля, развиты ремесла, там и налогов собирается больше. В результате чего становится больше денег и для содержания армии. Ведь мощная армия — это не только люди. Им броня нужна на руки, на голову, на тело, на ноги, на лошадей, нужны мечи, копья, стрелы… А в наших землях железо-то не родится, нужно купить. Опять же деньги.

    — Стал перед Витовтом следующий вопрос: как быстро развить торговлю в своем княжестве? Решил он пригласить на эти земли гонимых по всей Европе евреев, — рассказывает Борис Квятковский. — Первыми прибыли купцы. Глянули по сторонам и поняли — есть из чего делать деньги. Везде лес. Сделали они из этого леса плоты, туда погрузили мясо, шкуры диких животных, пушнину, мед, хлеб и поплыли по Неману в Прибалтику. А там уже была развита ганзейская торговля. Немцы. Они все продали и вернулись с деньгами к Витовту. Гродненский князь посмотрел и издал указ: евреям здесь селиться разрешено. Этот указ назывался «привилей» (привилегией — прим.ред) Витовта, и датируется 1 июля 1388 года.

    Ясное дело, что местным жителям такой расклад дел не понравился. Приходит новый народ, и ему сразу же даруют привилегию. На евреев началась травля. Однако через год 18 июня 1389 г. гродненские евреи получают от Витовта жалованную грамоту, определяющую отношения евреев к остальному населению, «божница и кладбища освобождены от налогов».

    — Только вот историки в 20-м веке изучили эту жалованную грамоту и признали ее сфальсифицированной, — делится Борис Квятковский. — Скорее всего, на подделку решились сами евреи. Христиане всячески препятствовали им в приобретении недвижимости, строительстве синагог и упрочении привилегий. Евреи, чтобы отстоять свои права, хотели опереться на авторитет великого князя и апеллировали к давности пребывания в городе.

    Однако евреи выделялись в отдельную группу свободных людей и имели право самоуправления. В «привилее» определялись место поселения, кладбище, синагога, занятия евреев — ремесла, торговля, винокурение, им разрешалось вступать в поземельные отношения. С течением времени большое значение стало приобретать ростовщичество и домовладение.

    «Привилей» разрешает евреям наравне с остальными мещанами Гродно (с условием уплаты в казну соответствующей подати) заниматься торговлей и ремеслами, производить кредитные операции, готовить и продавать различные напитки, торговать мясом, пользоваться пахотными землями и сенокосами. До 1495 года Гродно был одним из пяти городов Великого княжества Литовского (наряду с Брестом, Луцком, Троками и Владимиром-Волынским) с оседлым еврейским населением.

    — Вот эта площадка была отдана евреям для поселения, в устье реки Городненчанки. Это место называется «Юрисдика» — юридически закрепленное место для поселения евреев, — рассказывает Борис Квятковский. — Здесь была улица узкая, кривая, к ней спускалась мокрая, жабья, низкая и так далее. Речка тогда была полноводной, тогда и форель здесь водилась.

    — Кстати, мы продаем комплекс из двух домов, гаража и бани, можно сказать, на берегу этой речки в центре города, — добавил Владимир Пыльский.

    «С Богом евреи всегда могут договориться»

    В первой половине 1495 г., согласно декрету великого князя Александра, «жидову из Литвы выбити», городенские евреи изгоняются из ВКЛ. Городенские городские палацы евреев передаются христианам. В 1503 году, когда Александр, уже будучи королем Польши, осознал, что не сможет обойтись без еврейских кредитов, он «сменил гнев на милость» и дозволил евреям вернуться, приказав вернуть отнятое у них имущество (при этом евреям пришлось уплатить новым владельцам деньги, истраченные теми на «челобитные» и на хозяйственное развитие недвижимости).

    — Гродненская община практически сразу стала одной из самых влиятельных и богатых в регионе. Не случайно в 1540 году 17% всех государственных податей, собираемых королевой Боной Сфорца с Гродно, приходилось на долю евреев, — делится Борис Квятковский. — Некоторые местные евреи пользовались особым покровительством королевы, например, Игуду Богдановича она называет «купцом королевской милости», а Рубина Шломовича и Рубина Докторовича «служебниками ее королевской милости». Евреи Гродно имели право обращаться к суду самой королевы.

    В 1617 году евреев Гродно постигло несчастье: сильнейший пожар уничтожил весь центр города. Без крыши над головой остались сотни людей, в огне погибла древняя деревянная синагога. Через два года местный кагал добился у короля Владислава IV позволения выстроить на старых участках новый еврейский квартал, а в центре него, недалеко от замка, возвести каменную синагогу. Монарх справедливо заметил: «В городе Гродно показалось нам полезным, чтобы как улицы парадные, построенные для украшения города, так и улица Жидовская, которая лежит посреди Замковой, безопасны от огня были, от чего и безопасность замка, и дворцов наших гродненских зависит, чтобы была тщательно украшена и построена укрепленною». Однако король поставил условия: синагога не могла возвышаться над домами, евреи не должны были приобретать новые земельные участки. Вести строительство было разрешено исключительно на пепелищах.

    — Накануне гродненские евреи пригласили сюда такого знакового знаменитого раввина Мордухая Яффе. И он сподвиг местных евреев к строительству каменной синагоги. Ведь в королевском городе должна быть королевская синагога, — рассказывает Борис Квятковский. — И вот приглашают сюда знаменитого итальянского архитектора Санти Гуччи. Он приезжает с сотоварищем, и закладывают тут вот эту красавицу. И все гости Гродно смотрят на нашу синагогу и восхищаются — какая она красивая, даже в Израиле такой нет. Только вот почему она не так расположена? Ведь где Иерусалим? Юго-Восток! А почему она вас в другую сторону смотрит? Так и есть. Я думаю, что амбиции евреев взыграли настолько, что они не рассчитали проект под площадку. Если бы сделали все, как хотели, то вход бы в синагогу висел над обрывом. Но, как говорится, евреи всегда могут договориться с Богом.

    — Борис Максович имеет ввиду историю, описанную в книге Бытие, где Авраам, от которого произошел еврейский народ, «торгуется» с Богом. Кстати, эта книга — одна из моих любимых в Библии, и я ее сейчас изучаю, — пояснил Владимир Пыльский.

    «Торг Авраама с Богом (комментарий к Быт. 18: 20−33)

    20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

    21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

    22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

    23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

    24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

    25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

    26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

    27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

    28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

    29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

    30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

    31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

    32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

    33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место".

    Секретное разыскание

    1775 г. Переход гродненцев в число подданных Российской империи ничего не изменил в правовом положении евреев. При проведении административной реформы евреи были включены в сословие купцов и получили доступ в органы сословного представительства. Это содействовало их включению в политическую жизнь. Первая книга, изданная на иврите в Литве, была отпечатана именно в Гродно в 1788 г.

    Кстати, именно евреи открыли в Гродно одно из старейших предприятий города — шляпочную фабрику Михеля Янкелевича Бурды, это произошло в 1795 году. А уже в 1799-м в Гродно открыл типографию Борух Ромм.

    В 1812 Русские войска генерала Ожаровского и авангард партизанского отряда Дениса Давыдова под руководством майора Чеченского освободили Гродно от австрийских войск посредством переговоров. Денис Давыдов, выступая на Рынке, заявил: «Я въехал в Гродно под жидовским балдахином…».

    Заняв Гродно, Денис Давыдов передал всю власть в городе не полякам, а местному еврейскому кагалу. «Зная преданность евреев русским, — написал он в специальном обращении к жителям, — я избираю кагального в начальники высшей полиции и возлагаю на него ответственность за всякого рода беспорядки, могущие возникнуть в городе… Дело кагального — выбрать из евреев помощников для надзора как за полицией, так и за всеми польскими обывателями города…» «Все это, — вспоминал Давыдов в своих записках, — разрывало от досады поляков, принужденных… исполнять предписания жидовского кагала…»

    В 1816 г. население Гродно составляло 9873 человека, из них 1451 — христиане, 8422 — иудеи, то есть 85,3% от всего населения.

    — При этом христиане постоянно пытались задеть евреев и лишить их части прав и вольностей. А после передачи власти иудеям — тем более. И самый распространенный способ — обвинить евреев в религиозных убийствах и сообщить об этом наверх, — рассказывает Борис Квятковский. — Самая показательная ситуация — весной 1816 года за городом нашли мертвую девочку — «с шестью малыми знаками на поверхности тела». Врачи установили при проверке, что у девочки «кровь не источена», но вскоре разнесся слух, будто она «кончила жизнь от рук жидовских». Следственная комиссия занялась «секретным расследованием»: не употребляют ли евреи христианскую кровь, экспертом оказался бывший их единоверец — «выкрещенный в благочестивую веру унтер-офицер» Павел Савицкий. Он сообщил, что «кровь христианская точно нужна по еврейскому завету» и что в каждом кагале прежде хранилась особая бочка для умерщвления христианского ребенка. Результаты «секретного расследования» послали в Петербург, но обвинение оказалось нелепым и совершенно недоказательным, и из столицы повелели «секретное разыскание» прекратить, а взамен этого отыскивать настоящего «смертоубийцу». А вскоре Александр I распорядился, чтобы евреев перестали обвинять «в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови».

    «Украшение в виде „зубчиков“»

    Многие евреи становились перекупщиками: они брали товары оптом с государственных складов, а затем продавали их в розницу. Большинство торговало вразнос с лотков, однако немало было и таких, которые содержали лавки. Особенно много еврейских магазинчиков было в центре города, на Рынке. Документы сообщают, что в 1834 году гродненские евреи арендовали у магистрата 83 городские лавки.

    В 1849 было открыто казенное еврейское училище, затем школа для девочек, приют. В 1852 г. начала работать государственная женская еврейская начальная одноклассная школа. На то время в Гродно насчитывалось 19 молитвенных домов (по 75−300 прихожан) и 1 синагога (500 прихожан). В 1862 г. здесь основали крупнейшее предприятие табачной отрасли в Беларуси — фабрику Иоселя Лейбовича Шерешевского и Файвеля Шебшелевича Руссото. Сейчас это знаменитая табачная фабрика «Неман».

    — Я вам расскажу, как можно определить строение, которое принадлежало еврейской общине, — делится секретом Борис Квятковский. — Практически на всех еврейских постройках существует декоративное украшение в виде «зубчиков». Полоса с такими выступами обычно проходила между первым и вторым этажом либо под самой крышей. Если это было религиозное здание, то на нем должен быть символ в виде развернутой книги. Как на синагоге.

    Правда, после Второй мировой войны многие здания, в том числе и те, которые принадлежали общине, были разрушены. Их восстанавливали советские рабочие, которые не особо хотели заморачиваться с «украшением». Поэтому в Гродно можно встретить дома, где часть с «зубчиками», а часть — без.

    Во 2-й половине 19 века в Гродно общиной была открыта единственная общественная библиотека в городе. В 1873 году, в соответствии с очередным указом Правления, в Гродно начало работать начальное одноклассное еврейское училище, в котором в разные годы обучались от 94 до 110 мальчиков. Женскому образованию уделялось гораздо меньше внимания. Однако уже в 1886 г. численность еврейских начальных школ и хедеров достигала 45 с 869 учащимися.

    — Евреи очень большое внимание уделяли и уделяют образованию. Наши мудрецы считали, что только грамотный может постичь Господа. Когда ребенку исполняется 3 года, ему впервые делают первый подстриг волос. Называется этот праздник Опшерниш, — рассказывает Борис Квятковский. — В этот день собираются все родственники, соседи, лучшие люди, делают ребенку подарки, хвалят его. А сам ребенок сидит среди комнаты с листиком, который намазан медом. На этом листике — алфавит. И вот он еще совсем не понимает, что там написано, но уже родители приучают, что учеба — это сладко. И вот только грамотность и взаимопомощь — два основных правила еврейской общины — и позволили еврейскому народу выжить, когда все народности-ровесники уже давно не существуют.

    Гродно еврейский

    В 1886 году 65% недвижимости в Гродно принадлежало евреям. Также им принадлежали 1165 предприятий (88% от общего числа), 103 из 129 зарегистрированных торговцев были евреями, 76% промышленности города было в руках евреев, и на евреев также приходится 70% мастеров. Евреи владели 95,3% всех пунктов по производству и продаже алкоголя в Гродно.

    В 1887 году гродненским евреям принадлежали 88% коммерческих предприятий, 76% фабрик и мастерских в городе, более 65% недвижимого имущества. Их собственность оценивалась в 842 тыс. рублей при общей сумме городской собственности в 1 миллион 202 тысячи рублей.

    В конце XIX века процентное соотношение еврейского населения к христианскому снизилось до 48,4%. По переписи 1897 г. евреев в купеческом сословии 409 человек, крестьян 61 человек, остальные — почти исключительно мещане. По занятиям на первом месте у евреев стоит изготовление одежды, коим занято всего (считая и членов семейств) 3563 человек, около 16,7% еврейского населения; торговлей продуктами сельского хозяйства — зерновыми и прочими — занято всего 2408; строительными работами всего — 1771 человек; занятых службой, домашними услугами и поденным промыслом было 206 мужчин и 692 женщины (вместе с семьями — 1320 ч.); обработкой дерева 1170 человек; извозом 1148 человек. Обработкой волокнистых веществ, столь развитой в соседнем Белостоке, в Гродно было занято всего 48 человек, вместе с семьями 109; зато здесь развито табачное производство (известная во всем крае крупная табачная фабрика И. Шерешевского, сумма оборотов коей равнялась в 1896 г. 1.653.325 pублей, а в 1906 г. — почти 3 млн рублей, с общим числом рабочих 1200−1400); евреев в табачном производстве числилось в 1897 г. 1110 человек (из этого числа 790 женщин), вместе с семьями 1658 человек.

    — Когда слышу про коммерческий успех евреев, то вспоминаю благословение Авраама: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина… Проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны» (Библия, Бытие, гл. 27, ст. 28−29), — делится Владимир Пыльский.

    — В начале 1900-х годов численность евреев опять переросла отметку в 60%, — рассказывает Борис Квятковский. — Из интересных фактов — именно в Гродно была основана одна из первых в Российской Империи кооперативных ссудо-сберегательных касс. Угадайте, кто ее открыл?

    С октября 1920 г. по сентябрь 1939 г. Гродно находился в составе Польши. Еврейское население города почти не росло, а относительная численность его уменьшалась (1921 г. — 53,9% евреев; 1931 г. — 42,6%).

    Про судьбу еврейской общины в годы Великой Отечественной войны знают многие. Мы расскажем вам отдельно про Гродненское гетто с историями людей и каждого дома. Этот период жизни города достоин отдельной статьи.

    — Я считаю, что каждый риэлтер должен знать историю и памятные места города, в котором он работает. Продавать квартиру и перечислять ее достоинства: современный ремонт, новая мебель, счетчики, окна, двери и так далее — это одно. А вот знать историю дома, ну или хотя бы района, где человек собирается купить или продать жилье, — это совсем иное. Я пользуюсь книгой «Биография гродненских улиц». Из нее беру информацию о доме, в котором продаем квартиру, и делюсь ей с потенциальными покупателями. Особенно это хорошо работает в отношении квартир в историческом центре. История о доме или месте помогает захватить внимание покупателя и даже вызвать его симпатию к квартире, дому, району. Слава Богу и благодарность нашим властям за то, что сегодня в Беларуси между иудеями и христианами нет вражды, а иудаизм и христианство не преследуется государством. Как мы видим из истории, так было не всегда… Кстати, с Борисом Максовичем мы познакомились, когда мы с сестрой, христиане, два года посещали по субботам собрания в синагоге, — резюмировал Владимир Пыльский.